Меню
16+

Сельское поселение Кичменгское

29.12.2016 15:33 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Противодействие коррупции

Противодействие коррупции как одна из главных задач, стоящих перед государством.

Коррупция — от лат. coiruptio — разламывать, портить, повреждать.

Коррупция — это сложное многоаспектное социальное явление, которое, в первую очередь, пагубно отражается на социально-экономическом развитии нашей страны, уровне жизни населения, тормозит развитие бизнеса и претворение в жизнь проводимых реформ, направленных на развитие производства, сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры, реализацию социально-экономических программ, стабилизацию финансового и делового климата и, в конечном счете, улучшение жизни простых людей.

Каждый из нас в той или иной мере сталкивается с её негативными проявлениями в повседневной жизни.

В российском законодательстве данное понятие получило закрепление в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Согласно нормам данного Закона коррупция это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение всех указанных выше деяний от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции одна из главных задач, стоящих перед нашим государством, всей системой органов государственной власти и, прежде всего, правоохранителями.

Важнейшим звеном в этой цепи остается деятельность прокурора, которая осуществляется по таким основным направлениям как:

- проверка исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе в части соблюдения установленных запретов и ограничений, о размещении заказа, о расходовании бюджетных средств, об использовании государственного и муниципального имущества;

- антикоррупционая экспертиза нормативных правовых актов и их проектов;

- проверка законности проведения оперативно-розыскных мероприятий и осуществления предварительного расследования по уголовным делам данной категории;

- координирующая роль прокуратуры в борьбе с коррупционными преступлениями и правонарушениями.

В Уголовном кодексе Российской Федерации содержится большой массив правовых норм, устанавливающих уголовную ответственность за коррупционные преступления. Среди них уголовная ответственность за дачу и получение взятки, злоупотребление и превышение должностными полномочиями, служебный подлог, нецелевое расходование бюджетных средств и т.д.

Антикоррупционная экспертиза

Современный этап борьбы с коррупцией обозначил Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», в котором предусмотрены меры по профилактике коррупции и направления деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции (ст.ст. 6 и 7 Закона). Проведение обязательной антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов относится к мерам по предупреждению (профилактике) коррупции.

Следует отметить, что предупреждение — это комплекс мер, направленных на предотвращение совершения коррупционного правонарушения путем устранения самих возможностей возникновения таких ситуаций.

Антикоррупционная экспертиза — экспертиза, предназначенная для выявления коррупциогенных факторов с целью их последующего устранения. Антикоррупционная экспертиза играет двоякую роль. Во-первых, она является способом выявления коррупциогенных норм. Во-вторых, антикоррупционная экспертиза предназначена играть превентивную роль в отношении коррупционных проявлений.

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в качестве объекта антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов выступают федеральные, региональные и муниципальные подзаконные нормативные правовые акты, а также их проекты.

На уровне района антикоррупционной экспертизе подлежат нормативные правовые акты Муниципального Собрания района и администрации района, а также Советов депутатов и администраций сельских поселений.

Статьей 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов возложена на органы прокуратуры.

«Конфликт интересов» и «личная заинтересованность» в антикоррупционной законодательстве.

Определение понятий «конфликт интересов» и «личная заинтересованность» содержатся в статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Под конфликтом интересов в антикоррупционном законодательстве понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми указанное лицо, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уголовная ответственность за коррупционные преступления в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

Анализ действующего законодательства показывает, что под коррупцией в сфере государственных и муниципальных закупок следует понимать умышленное использование лицом своего должностного или служебного положения в данной сфере, направленное на извлечение выгоды вопреки законным интересам общества и государства.

В то же время, отдельными статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) не установлена уголовная ответственность за совершение коррупционных преступлений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, однако, законодателем предусмотрена возможность привлечения лица к ответственности по целому ряду составов преступлений, которые могут быть совершены в указанной сфере.

В соответствии с положениями действующего уголовного законодательства, при наличии ряда обязательных признаков, например, корыстной заинтересованности и связи деяния со служебным положением субъекта, виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, в том числе, по статьям 159 УК РФ – мошенничество, 160 УК РФ – присвоение или растрата, 178 УК РФ – ограничение конкуренции, 285 УК РФ – злоупотребление должностными полномочиями, 286 УК РФ – превышение должностных полномочий, 290 УК РФ – получения взятки, 291 УК РФ – дача взятки, 291.1 УК РФ – посредничество во взяточничестве, 292 УК РФ – служебный подлог.

За совершение указанных преступлений законодателем установлена уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы на длительный срок.

Так, статьей 159 УК РФ установлена уголовная ответственность за мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. При этом, совершение деяния организованной группой либо в особо крупном размере наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Согласно санкциям статей 285 и 286 УК РФ, предусматривающим уголовную ответственность за злоупотребление и превышение должностных полномочий соответственно, размер наказания в виде лишения свободы, в случае наступления тяжких последствий, установлен на срок до десяти лет.

Отдельно можно выделить положения статьи 290 УК РФ, которой установлено, что в случае получения взятки виновное лицо может быть подвергнуто наказанию в виде лишения свободы на срок до пятнадцати лет.

Кроме того, помимо должностных лиц государственных и муниципальных органов, к уголовной ответственности за коммерческий подкуп, ответственность за который предусмотрена ст. 204 УК РФ, а также за злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), могут быть привлечены лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также граждане за дачу взятки (ст. 291 УК РФ) или посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

49