Характерные черты сельской жизни. Характеристика городской и сельской социальной среды. Разные люди, разные жизни

Образ жизни представляет собой совокупность различных сторон жизнедеятельности людей, их поведения в повседневной практике. В конечном счете образ жизни определяется конкретными социально-экономическими условиями данного общества, уровнем развития производительных сил и характером общественных отношений. Поэтому образ жизни в различные исторические эпохи неодинаков. Кроме того в образе жизни отражаются национальные традиции, обычаи данного народа, его менталитет, в целом духовная культура, а также имущественное положение человека, его экономический статус. В связи с этим различен по своему содержанию образ жизни общественных классов, наций, отдельных социальных слоев и групп. Существенными особенностями отличается друг от друга образ жизни людей, живущих на разных территориях и в разного типа поселениях. Эти особенности обусловлены характером труда, его технико-технологическим содержанием, территориальными параметрами жизнедеятельности населения. Нас в данном случае интересует городской образ жизни. В его основе лежит содержание индустриального труда, территориально-пространственный характер городской среды, плотность населения и другие факторы, присущие городу как типу поселения (развитость инфраструктуры, сосредоточение органов государственной власти и т. д.). Все это отражается на содержании городского образа жизни, всех его сторонах: труд, быт населения, формы использования свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в политической и общественной жизни, нормы и правила поведения.

Всякое явление глубже, системнее познается в сравнении с другими однопорядковыми с ним явлениями, через раскрытие их общего и особенного. Рассмотрение городского образа жизни мы будем вести, сравнивая его с образом жизни сельского населения, а также сопоставляя образ жизни крупных и малых городов.

Что характерно сегодня для образа жизни населения большого города?

Во-первых, раздельность места приложения труда и места проживания. В сельской местности человек и живет, и трудится в одном и том же небольшом пространстве, в границах полей, принадлежащих данной деревне. Это сегодня особенно характерно для фермерских хозяйств: земля фермера расположена, как правило, вокруг его дома. Раздельность места работы и местожительства не так сильно ощущается в малых Городах. Расстояния между ними невелики, люди часто не пользуются общественным транспортом, да и развит он в таких городах слабо. В крупном городе эта проблема стоит очень остро. Например, в Москве время поездки на работу и обратно нередко составляет два-три часа. Такое положение отрицательно сказывается на жизни работающего человека; Дорога в переполненном транспорте изматывает его силы, неприятные ситуации, иногда складывающиеся в салонах транспортных средств, травмируют нервную систему. С приездом домой у человека уже не остается ни сил, ни времени на домашнее хозяйство, поддержание чистоты в квартире, не говоря о чтении, просмотре телевизионных передач, занятиях с детьми. В целом транспорт в Москве работает неплохо по сравнению с другими городами, но он не справляется с возрастающими к нему требованиями. Открытие новых наземных маршрутов и линий метрополитена отстает от увеличения числа населения города. Транспортные проблемы присущи крупным городам во всем мире. Таким образом, сутки у рабочего человека в большом городе распадаются на три части: работа, нахождение в транспорте и сон. На другие виды жизнедеятельности времени почти не остается. Свободное время -- это только выходные дни.

Во-вторых, для городского образа жизни в значительной мере характерна индивидуально-семейная, направленность жизнедеятельности населения. В России испокон веков сущностной чертой поведения людей, всей их жизни был коллективизм. Коллективистская психология русского народа шла от крестьянского быта, основанного на общинном землепользовании и периодическом, довольно справедливом, распределении земли между крестьянскими дворами (по душам). С коллективизацией сельского хозяйства в СССР коллективистская психология крестьянина поддерживалась совместным, обобществленным трудом на колхозных полях. Коллективизм в сельскохозяйственном производстве распространялся и на межсемейные, межличностные отношения, на весь образ жизни деревенского жителя. Эта черта сельского образа жизни не утрачена и сегодня.

Жизнедеятельность горожан складывается иначе. С одной стороны, индустриальный труд носит коллективный характер. Даже более коллективный, чем труд земледельческий, ибо на крупных заводах и фабриках собраны в единые трудовые коллективы тысячи работников. Но каждый работник знает лишь нескольких непосредственных соседей по своему рабочему месту, на котором он трудится индивидуально. На деревенском же поле работа осуществляется, как правило, "артелью".

Индивидуальность как черта городского образа жизни в полной мере проявляется в его семейно-бытовой стороне. Здесь в отличие от деревни человек после работы замыкается в своей семье. Он часто не знает своего соседа, живущего за стенкой квартиры. И вообще, в городе соседство как сторона семейно-личностных отношений играет весьма незначительную роль. Люди чаще встречаются с сослуживцами по работе (ходят в гости друг к другу, вместе отдыхают). Укоренению индивидуальной направленности городского образа жизни способствует, не в последнюю очередь, наличие в городах так называемых "спальных районов". Это новостройки на окраинах города, где нет промышленных и иных предприятий. Работая в центре города, люди приезжают сюда только "спать". Здесь их жизнедеятельность почти не выходит за рамки семейного быта. В силу этого в городе значительно ослаблен социальный контроль, в то время как в деревне он стоит на высоком уровне: люди знают друг друга досконально, знают родителей, дедушек и бабушек, всех живущих в данной деревне. Поведение каждого находится под контролем всех жителей села.

В-третьих, городской образ жизни характеризуется преобладанием общественных форм удовлетворения бытовых потребностей людей и уменьшением форм семейных! В этом плане он качественно отличается от сельского образа жизни. В деревне исстари бытовые потребности человека удовлетворялись в семье. Члены семьи, как правило, умели сами шить одежду, ремонтировать обувь, изготавливать простые орудия труда. И, конечно, выращивать для своего потребления хлеб, овощи, мясо и другие продукты питания. Поэтому сельский житель с ранних лет приучается к труду в семейном хозяйстве, а затем и на поле.

В городе в силу объективных условий хозяйственно-бытовая функция семьи сужается. Горожанин не может выращивать продукты питания -- он их покупает в магазине. Он чаще всего не умеет отремонтировать свою одежду и обувь. Городская квартира не требует в отличие от деревенского дома заготовки топлива, кормов для животных.

В последние годы сфера услуг в городах значительно расширилась. Это вызвано техническим прогрессом -- увеличением количества личных автомобилей, телевизоров, компьютеров, мобильных телефонов. Они требуют обслуживания, ремонта. Расширение сети сервисных предприятий связано также с переходом их в частную собственность. Они дают немалый доход их владельцам, поэтому их число растет. Если в недалеком прошлом, скажем, в Москве была острая нехватка предприятий градообслуживающей сферы, то теперь другая проблема для населения -- их дороговизна. Не каждый трудящийся москвич, тем более пенсионер, может пользоваться предприятиями бытовых услуг.

В-четвертых, городской образ жизни складывается в отдалении от природы, в искусственной социокультурной среде обитания. Как бы ни был богат тот или иной город зелеными насаждениями, водными пространствами, они не могут заменить собой живой природы. Между тем человек как социально-биологическое существо нуждается в общении с естественно-природной средой, из которой он вырос и в которой исторически сформировался. Биологическое начало в человеке не исчезает с переездом его в город, со званием "горожанин". Дефицит в удовлетворении этого начала негативно сказывается на физическом здоровье человека, его психике и, в конечном счете, на его общественном поведении.

Естественно, человек, родившись в городских условиях, адаптируется к ним, его организм приспосабливается к загрязненной атмосфере и далеко не чистой экологически воде и продуктам питания. Однако адаптационные возможности человеческого организма не беспредельны, сегодня они явно отстают от нарастания компонентов искусственной среды, особенно в большом городе. Это нарастание усиливается в условиях рыночных отношений. Владельцы предприятий мало заботятся о развитии инфраструктуры города, создании благоприятной для жителей общегородской обстановки, озеленении улиц. Заботу и расходы на это они перекладывают на местный бюджет, интересуясь лишь сиюминутной прибылью своих предприятий.

Чувство отдаленности от природы горожан усиливается монотонностью типовой застройки жилых окраин современных городов. Дома, как сиамские близнецы, похожи друг на друга в различных городах. Человеку их нетрудно перепутать, как тому герою известного фильма, который, попав случайно в Ленинград, не смог отличить там дом от своего дома в Москве, где он жил.

Для малых городов проблема отдаленности от природы не стоит так остро, как в крупных и сверхкрупных городах. Там жители тесно связаны с селом, чаще общаются с сельчанами, закупают у них продукты на зиму. Образ жизни малых городов приобретает характер как бы сельско-городе кого образа жизни. В настоящее время отдаленность жителей города от природы несколько компенсируется массовым приобретением горожанами садово-огородных участков, где они проводят выходные дни, отпуска, работают на земле, общаются с природой.

Таковы некоторые характерные черты городского образа жизни, в своей совокупности выделяющие его в особый тип образа жизни как социального явления.

Известно, что человек как личность формируется в зависимости от тех объективных условий, в которых он живет. Они определяют его ценностные ориентации, миропонимание, систему взглядов на окружающую действительность и свое место в ней. Не составляет исключения в этом плане и городская среда. Всеми своими сторонами она оказывает повседневное влияние на становление личности жителя города с самого его рождения. Городские стандарты жизни, в которых оказывается человек в зрелом возрасте (переезжает в город на постоянное место жительства), обусловливают его десоциализацию и ресоциализацию, адаптацию к их особенностям. С полным основанием можно говорить о "воспитании человека городом".

На какие стороны личности городского жителя оказывает город свое воспитательное воздействие? Прежде всего на его менталитет. Горожанин мыслит более широкими категориями, чем, скажем, житель деревни или небольшого поселка. Этому способствует ряд причин: широта городского пространства, нахождение в больших трудовых коллективах, многонациональность населения, система кооперационных связей между предприятиями и т.д. Важно, конечно, и то, что население города имеет возможность получить более высокое образование, чем житель села. Поэтому он мыслит уже не только конкретными, но и абстрактно-теоретическими категориями, предрасположен к обобщению жизненных фактов. Рабочий, рядовой сотрудник городского предприятия, учреждения чаще, чем житель других поселений, общается с интеллигенцией, которая сосредоточена в основном в городах. Это общение способствует росту общекультурного уровня городского населения в целом.

Городская среда воспитывает в человеке повышенное чувство интернационализма, равноправного отношения к людям других национальностей и вероисповеданий. Без этого сегодня невозможна социальная стабильность в большом городе, нормальное функционирование трудовых коллективов, состоящих из представителей многих наций и социальных групп. Например, в Москве проживают представители почти всех наций и религиозных направлений, какие существуют в Российской Федерации. Дружественные, равноправные отношений между ними -- залог спокойствия жизни города.

Быстротечность, постоянная смена ритмов в развитии городской жизни вызывают стремление людей знать городские процессы, поскольку они влияют на повседневный быт, благосостояние жителей, социальный статус работников. Стремление знать все о родном городе и реальные знания о нем способствуют воспитанию у его жителей чувства городского патриотизма, желания внести свой вклад в его благополучие. Городские власти должны систематически давать информацию населению о новостях в жизни города, отвечать на вопросы граждан. В Москве такая информация регулярно идет по теле- и радиоканалам, особенно в телепрограммах: "События. Время московское" и "Лицом к городу".

Городские условия, естественно, благоприятствуют обще культур ному и профессиональному росту жителей, особенно молодежи. Молодые люди могут подготовиться и поступить в вуз, совершенствовать свою специальность как на предприятии, так и в системе послевузовского образования. В городе расположены библиотеки, театры, музеи, посещение которых способствует обогащению духовного мира человека.

Таким образом, городской образ жизни, являясь разновидностью образа жизни данного общества, сохраняет в себе основные, сущностные черты последнего. В то же время он представляет собой самостоятельный вид образа жизни как социального явления. Для него характерны такие особенности, которые качественно отличают его, скажем, от сельского образа жизни. В перспективе оба эти основные образа жизни будут, видимо, сближаться на основе постепенного преодоления социальных различий между городом и деревней, между людьми промышленного и земледельческого труда. Различий именно социальных, естественные различия будут еще долго сохраняться. Исследование процессов, происходящих в городском и сельском образах жизни, в их движении навстречу друг другу, в их взаимном обогащении -- задача социологической науки.

Миграция сельских жителей в города происходит в течение длительного времени, но все же около четверти населения нашей страны живет в деревнях, селах и другой сельской местности.

Своеобразие сельского образа жизни связано непосредственно с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда природным ритмам и циклам; более изнурительными, чем обычно в крупных городах, условиями труда; практическим отсутствием возможностей для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйстве; выбор занятий в свободное время невелик. Жизненному укладу сельских поселений присущи элементы традиционной соседской общины. В них постоянный состав жителей, невероятно малы его социально-профессиональная и культурная дифференциации, типичны очень тесные как родственные, так и соседские связи.

Для села характерна «открытость» и искренность общения. Отсутствие больших социальных и культурных контрастов между жителями, малочисленность делают общение селян довольно тесным и проникают во все области жизни. Дружба и товарищество дифференцируются слабо, и, следовательно, эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами практически не имеют различия. Чем меньше деревня, тем общение ее жителей теснее и ближе.

Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно). Трудно определить степень воздействия в ходе стихийной, направляемой и контролируемой обществом социализации.

Практически это связано с тем, что в деревнях очень распространен контроль поведения человека в обществе. Так как жителей мало, связи между ними более или менее тесные, то все знают все и про всех, анонимное существование человека практически нереально, каждый момент его жизни становится объектом для оценки со стороны общественности.

Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической социально-психологической атмосферой. По мнению исследователя современной деревни В. Г. Виноградского, причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрюмую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».

Сельская семья начинает участвовать в социализации своих членов в основном в том же направлении, что и деревня как микросоциум, зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня взрослых.

Важную роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на деревню. Оно производит определенную смену ориентации жизненных ценностей от реальных (доступных в условиях села) к таким, которые свойственны городу и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.

Черникова Виктория, Полякова Надежда

Робота носит исследовательский характер. С помощью анкетирования учащихся городской и сельской школы и анализа информации, предоставленной медицинскими работниками учебных заведений, проведен сравнительный анализ и сделаны выводы. Работа заняла 1 место на городской НПК "Мы - будущее 21 века" в г. Саратове (секция география).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №57»

Влияние образа жизни

городских и сельских школьников

на здоровье.

Выполнили:

Ученицы 9 «А» класса

Черникова Виктория

Полякова Надежда.

Руководитель:

Учитель географии

Лункина Е.В.

Саратов

2010

Введение

Состояние здоровья подрастающего поколения в нашей стране в последние годы представляет собой серьезную государственную проблему, от решения которой во многом зависит дальнейшее экономическое и социальное благополучие общества.

Известно, что за последние десятилетия в России сложилась нестабильная социально-экономическая обстановка, которая повлекла за собой увеличение количества стрессовых ситуаций в повседневной жизни, ухудшение материального благополучия многих семей, снижение уровня медицинского обслуживания и другое. Все это привело к ухудшению состояния здоровья всего населения нашей страны, в том числе и школьников.

По данным статистики, за последние 5 лет общая заболеваемость детей подросткового возраста в России увеличилась на 24,1%. В многочисленных исследованиях последних лет сказано, что за время обучения в школе, состояние здоровья детей и подростков имеет выраженную отрицательную динамику. Так, к концу обучения, до 70% подростков - старшеклассников имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья, уровень годности к службе в армии не превышает 50-70% , до 60% девушек оканчивают школу с хроническими заболеваниями. Только 5% выпускников школ считаются практически здоровыми./6/

Обращает на себя внимание тот факт, что у подростков города заболеваемость растет более высокими темпами по сравнению со сверстниками из сельской местности.

Всемирная Организация Здравоохранения дает следующее определение понятию «здоровье»:

«Здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и немощи».

Согласно данным ВОЗ основные факторы, влияющие на здоровье человека, а так же на продолжительность и качество жизни - это образ жизни, генетика и наследственность, внешняя среда и природные условия, здравоохранение. Причем образу жизни отводится главная роль в этом списке. Именно от него на 50% зависит состояние здоровья человека; наследственность влияет на 20%, экология – на 20%, медицина – на 10%.

Исходя из всего вышесказанного, мы считаем, что выбранная нами тема «Влияние образа жизни городских и сельских школьников на здоровье», является на сегодняшний день очень актуальной. Так как она непосредственно затрагивает нас и наших сверстников, то работать над ней было особенно интересно.

Цели работы:

1. Выяснить, есть ли отличия между образом жизни городских и сельских школьников.

2. Определить, зависит ли здоровье подростков от образа жизни.

Объектом исследования стали учащиеся двух школ, городской и сельской (МОУ «Основная общеобразовательная школа № 57» Ленинского района города Саратова и МОУ «СОШ с. Новополеводино»» Балаковского района Саратовской области).

На первом этапе работы было проведено анкетирование учащихся, большинство вопросов которого было направлено на характеристику образа жизни городских и сельских школьников (приложение 1).

На втором этапе сделан анализ состояния здоровья учеников городской и сельской школы на основе показателей общей заболеваемости учащихся по учебному заведению и данных из медицинских карт учащихся, предоставленные медицинскими работниками.

На третьем этапе проведена обработка полученных сведений, их анализ, сопоставление, в результате сделаны выводы.

Анкетирование и сбор медицинских данных в сельской школе были проведены ученицей 8 «А» класса Чинаревой Татьяной с помощью учителя географии Новополеводинской СОШ Новиковой Алевтиной Александровной.

Методологической базой данного исследования является системный подход с элементами структурно-функционального анализа. Он был предложен в ХХ веке Т.Петерсоном и Р.Мертоном, рассмотревшими общественную жизнь, как бесконечное множество и переплетение социальных структур и социальных взаимодействий. /2/

  1. Образ жизни. Городской и сельский образ жизни.

Образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на обеспечение оптимального функционирования организма человека путем рационального поведения.

Это понятие изучается современной наукой социологией и соответствует терминам: «уклад жизни», «качество жизни», «стиль жизни», «стандарт жизни». Но и в науке географии появилось новое направление - «география образа жизни», которое рассматривает образ жизни людей на разных территориях страны, в зависимости от места проживания (город, село), религии, национальности, пола, возраста и т.д.

Образ жизни человека характеризуют следующие показатели:

1. питание,

2. двигательный режим (физическая активность),

3. наличие или отсутствие вредных привычек,

4. деятельность в свободное время и организация отдыха.

В работе мы сравниваем образ жизни городских и сельских школьников, он, конечно, будет зависеть от места проживания.

Городской образ жизни – это исторически сложившаяся система, основная функция которой состоит в организации жизнедеятельности людей в условиях города./7/

В России большая часть населения проживает в городах и поселках городского типа. Горожане имеют преимущество перед сельским населением по таким показателям, как уровень бытового комфорта, медицинского обслуживания, наличие хорошо развитой социальной и культурной сферы (разнообразные учебные заведения, музеи, театры, библиотеки и т.д.).

Но жизнь в городе имеет и ряд отрицательных моментов, который сильно влияют на состояние физического и психического здоровья людей:

  • сложная экологическая обстановка (загрязнение воздуха, хлорируемая вода);
  • высокий шумовой фон;
  • концентрация больших масс людей;
  • повышенный темп жизни;
  • высокий риск на улицах.

Под сельским образом жизни понимаются условия, формы и качественные показатели жизнедеятельности людей, проживающих в сельской местности, занятых преимущественно земледельческим трудом; исторически сложившаяся специфическая форма трудовых, бытовых и социокультурных отношений, проявляющихся в общности интересов сельчан и стереотипах социального поведения. / 7/

Для сельского образа жизни характерно следующее:

  • Консервативность и традиционность социокультурной среды (сильное влияние сельского взрослого населения на воспитание своих детей);
  • Ограниченность территории проживания

(условия сближенности с односельчанами и относительно общий уклад жизни, что способствуют воспитанию естественной заботы о тех, кто рядом);

  • Слабый культурологический фактор сельской жизни

(сокращение фондов библиотек, удаленность театров, музеев и т. д., как следствие ограничение возможностей для самообразования и самостоятельного культурного роста, как детей, так и взрослых)./8/

  1. Сравнение образа жизни городских и сельских школьников и характеристика их здоровья.

В результате проведенного анкетирования было всего опрошено 200 учащихся с 5 по 9 класс, из них - 163 ученика школы №57 города Саратова (53% юношей и 46% девушек) и 37 учеников школы села Новополеводино

(60% юношей и 40% девушек). При общем количестве учащихся среднего звена в школе № 57 - 190 человек, в Новополеводинской школе – 51 человек.

В исследованиях участвовали ребята подросткового возраста от 11 до 15 лет. Известно, что именно в этот период идет интенсивное созревание организма человека. Он характеризуется резкими эндокринными сдвигами, изменениями функционального состояния всех органов и систем, интенсивным ростом и строением всех органов и тканей организма.

Повышается возбудимость нервной системы, ослабевают все виды торможения, увеличивается утомляемость, как при умственных, так и при физических нагрузках./3/

Изначально нас интересовало, как сами учащиеся оценивают состояние своего здоровья? (приложение 2)

Таблица 1.

Оценка состояния своего здоровья учащимися

город

село

Очень хорошее

Хорошее

Удовлетворительное

Среди наиболее частых проблем, которые возникают у ребят из городской школы, по их мнению, – это проблемы со зрением (38%), головные боли (33%), боли в животе (19%). У сельских школьников – на первом месте – простудные заболевания (62%), затем проблемы с осанкой (35%) и головные боли (19%).

  1. Питание.

Один из главных факторов, влияющих на здоровье человека – это правильное питание. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколько организм обеспечен необходимыми питательными веществами.

Основной принцип организации питания – это регулярный прием пищи через определенный промежуток времени.

По результатам анкеты:

  • стараются правильно питаться 33% городских и 50% сельских школьников;
  • иногда забывают поесть в течение дня или едят один раз в день 26% и 11% соответственно;
  • едят только то, что считают наиболее вкусным и не следят за временем 44% городских и 39% сельских детей.

Питание должно быть разнообразным. Если пища включает яйца, молоко, творог, овощи, фрукты, каши, хлеб, то организм получает все необходимое без дополнительных усилий (приложение 2).

Таблица 2.

Характеристики питания

город

село

Завтрак состоит из бутербродов, кофе или чая

На завтрак едят кашу, творог, яйца

Обычно не завтракают

Регулярно едят фрукты

Регулярно употребляют кисломолочные и молочные продукты

Результаты показывают, что у сельских школьников питание организовано правильнее по сравнению с городскими сверстниками.

По данным ВОЗ 80% всех заболеваний в той или иной степени обусловлены нашим питанием, а 40% связаны с ним напрямую. Его нерегулярность и несбалансированность, стрессы и дефицит времени – часть образа жизни современного горожанина, в том числе и школьника. А между тем, это влечет за собой множество проблем – от общего снижения иммунной защиты организма до развития серьезных патологий желудочно-кишечного тракта.

По данным медицинских карт заболевания ЖКТ имеют 10% городских школьников и 6% сельских; нарушение обмена веществ (в основном ожирение 1 и 2 степени) отмечается у 11% в городе и у 4 % в селе.

  1. Двигательный режим (физическая активность).

Второй составляющей здорового образа жизни являются физические нагрузки. Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким уровнем гиподинамии (недостаточной двигательной активностью). Особенно страдают от этого школьники, т. к. большое количество времени они вынуждены проводить сидя за рабочим столом. Просмотр телепередач, компьютерные игры увеличивают обездвиженность подростков.

По данным анкетирования только 33% городских школьников регулярно занимаются спортом (т.е. посещают спортивные секции), а в селе этот показатель значительно выше – 62%!

Физическим трудом в городе ежедневно занимаются 35%, а 20% не занимаются им вообще. В сельской местности дети уже с детства приучены к физическому труду, т.к. большинство семей имеет подсобное хозяйство и об этом говорят данные анкетирования: ежедневно занимаются физическим трудом – 68%, практически не занимаются только 10% (приложение 2).

Радует то, что большинство ребят умеют и любят кататься на велосипедах, коньках, лыжах, роликах, но, к сожалению, делают это не регулярно. Только 24% городских и 19% сельских ребят предпочитают подвижный отдых.

  1. Деятельность в свободное время, организация отдыха.

Здоровый образ жизни обязательно подразумевает активную социальную жизнь, состоящую из интересной деятельности, широкого круга общения. То, как ребенок отдыхает, влияет на его физическое и психологическое состояние. Бесцельная трата свободного времени не может компенсировать последствий накопившегося утомления и обеспечить подготовку человека к следующему активному дню.

Три наиболее популярных занятия в свободное время у учащихся

Города: села:

А) гулять на улице 64% А) гулять на улице 54%

Б) общаться с друзьями 56% Б) смотреть телевизор 51%

В) играть в компьютерные игры 44%. В) общаться с друзьями 43%

Из приведенных данных ясно, что и в городе, и в селе приоритетным остается пребывание на свежем воздухе. Заметим, что чтение книг привлекает только 17% городских и 24% сельских школьников.

Большинство детей каникулярное время стараются провести интересно и разнообразно, чтобы получить новые впечатления, положительные эмоции и заряд энергии. Так 72% городских школьников проводят каникулы за пределами города: в оздоровительных лагерях, санаториях, но большинство из них, все же, предпочитают отдыхать в сельской местности или на даче. Но большой процент учащихся (28%) никуда не уезжают из пыльного, душного и загазованного города.

Среди учащихся сельской школы так же многие меняют обстановку в каникулярное время (60 %), а 40 % остаются в селе, но при этом они не подвергаются вредным экологическим воздействиям окружающей среды.

Мы живем в век техники и электроники. Сегодня нам уже трудно представить, как можно обойтись без телевизоров, компьютеров, телефонов и других важных и нужных аппаратов, машин. Мы сравнили, какое количество времени проводят подростки города и села в общении с техникой (приложение 2).

Таблица 3.

Сегодня достаточно много говорят о вредном воздействии на организм человека компьютеров, телевизоров, телефонов. Подростки перестают общаться лично, отдав предпочтение чатам, «аське», почте, СМС и т.д., но главное - возникает множество заболеваний, связанных с нарушением осанки, снижением остроты зрения, болезней органов дыхания и нервной системы. Например, работающий компьютер образует электромагнитное излучение, делает воздух очень сухим, слабо ионизированным и тяжелым для дыхания. Естественно, что такой воздух не может быть полезен для организма и может привести к заболеваниям аллергического характера и другим расстройствам.

В подтверждение вышесказанного всего вышесказанного, приводим данные о хронических заболеваниях учащихся (приложение 2):

Таблица 4.

место

Город

Село

1 место

Нарушение осанки 49%

Нарушение осанки 35%

2 место

заболевания органов зрения

заболевания органов дыхания

3 место

неврологические заболевания

заболевания органов зрения

4 место

заболевания органов дыхания

неврологические заболевания

5 место

Болезни сердца 12%

болезни сердца 8%

  1. Вредные привычки.

Одна из важнейших проблем современного общества - это курение, употребление алкоголя и наркотических веществ.

С помощью вопросов анкеты мы попытались выяснить, как у школьников обстоят дела с вредными привычками и, к сожалению, получили такие результаты (приложение 2):

Таблица 5.

Вредные привычки

Город

Село

пробовали курить

курят регулярно

пробовали алкогольные напитки

употребляют алкоголь периодически

пробовали одурманивающие вещества

Если произвести простые арифметические действия, то получим следующие цифры:

  • с сигаретами знакомы в той или иной степени 55% школьников города и 32% школьников села;
  • с алкоголем - 70% в городе и 54% в селе.

Из этих данных понятно, что у подростков города чаще распространены вредные привычки, думаем, что здесь определенную роль играет снижение контроля со стороны взрослых (родители в городе меньше времени проводят с детьми).

В заключении сравним данные по общей заболеваемости учащихся МОУ «ООШ №57» г Саратова и МОУ «СОШ с. Новополеводино» Балаковского района Саратовской области. Сведения взяты из классных журналов на основании регистрации классными руководителями медицинских справок учащихся и информации КПМО.

Таблица 6.

Данные

ООШ №57

СОШ села Новополеводино

Доля часто болеющих детей по школе

7-8%

7-8%

Заболевания в днях на одного учащегося

3-4 дня

На чел./год

3-4 дня

На чел./год

Пропускали занятия по болезни

(из них 2 раза и более)

78% учащихся

23% учащихся

67% учащихся

17% учащихся

Заключение.

Исследования, проведенные нами, позволяют сделать следующие выводы:

1. Образ жизни школьников города и села имеет определенные отличия.

2. Образ жизни учащихся оказывает влияние на состояние здоровья, неправильная деятельность может привести к возникновению хронических заболеваний.

3. Здоровье подростков из школы села Новополеводино лучше, по сравнению с их городскими сверстниками из школы №57.

У сельских детей лучше организовано питание. В связи с тем, что большинство жителей имеют личное подсобное хозяйство, то и употребляемые продукты будут качественнее, чем в городе.

Двигательная активность школьников в селе выше, чем у их городских сверстников. Большинство посещают спортивные секции, которые работают в школе (футбол, баскетбол, волейбол). Так же многие с детства помогают родителям по хозяйству, а, значит, заняты физическим трудом. Несмотря на то, что в городе больше выбор спортивных секций, учащиеся не спешат заниматься спортом.

Зато в общении с компьютером и сотовым телефоном городские ребята проводят больше времени, чем сельские. Думаем, что в городе более доступна эта техника и лучше возможности по использованию Интернет, а также у городских детей больше свободного времени. Но телевизор смотрят одинаково в той и в другой местности.

В каникулярное время большинство учащихся стремится выехать из своего населенного пункта, чтобы получить новые впечатления и эмоции. Но на постоянное место жительства из города в село хотят переехать только 27% ребят, а из села в город – 33%.

К сожалению, больше половины опрошенных подростков уже знакомы с сигаретами и алкоголем. Но, все же, в городе количество ребят, имеющих вредные привычки выше - до 35%, а в сельской местности до 19%. Наркотические вещества пробовали 2-3% учащихся.

Процент часто болеющих детей одинаков и в городе и в селе (7-8%), чаще всего школьники болеют простудными заболеваниями и по этой причине пропускают занятия. Главная проблема у всех учеников – нарушение осанки.

А вот хронические заболевания (органов зрения, сердца, неврологические, ЖКТ, эндокринной системы) больше имеют городские дети.

Полученные нами результаты исследования могут быть практически использованы на уроках географии, биологии, экологии, ОЗОЖ.

В заключении отметим: все ребята считают, что человеку важно быть здоровым для того, чтобы долго и интересно жить, быть красивым и сильным, а в будущем иметь здоровых детей. Так же большинство подростков понимают, о своем здоровье каждый должен заботиться сам.

Мы согласны со своими сверстниками и думаем, что неважно, где проживает человек - в селе или в городе, главное, чтобы он вел здоровый образ жизни.

Введение 3

1. Образ жизни. Городской и сельский образ жизни. 4

2. Сравнение образа жизни городских и сельских школьников и характеристика их здоровья. 6

2.1. Питание школьников. 7

2.2. Двигательный режим (физическая активность). 8

2.3. Деятельность в свободное время, организация отдыха. 8

2.4. Вредные привычки. 10

Заключение 11

Список использованных источников 13

Приложение 14

Список используемых источников.

  1. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся.// Здравоохранение Российской Федерации. – 1997. - №3.
  2. Большой толковый социологический словарь, т.1, пер. с англ. – М.: «Просвещение», 1999.
  3. Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков / Здоровье населения и среда обитания. – 2002. - №2.
  4. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения / Н.Ю.Синягина, И.В.Кузнецова. – М.: Гуминитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с. – (Семейная библиотека).
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003.
  6. Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни учащихся Амгинской педагогической гимназии. Реферат. Слепцова С.Е. http://www.bestreferat.ru/referat-50733.html
  7. Энциклопедия социологии, под ред. Грицанова А.А. - М.: «Книжный Дом», 2003.
  8. Web-Атлас: "Окружающая среда и здоровье населения России". www.sci.aha.ru/ATL/ra36a.htm

Приложение 2.

Факторы, влияющие на здоровье человека, по данным ВОЗ.

Оценка школьниками состояния своего здоровья.

Питание школьников.

Двигательная активность учащихся.

Занятия подростков в свободное время.

Количество подростков, тратящих на общение с техникой более 3 часов в день.

Вредные привычки.

Хронические заболевания учащихся.

Приложение 1.

Приложение 1.

Инструкция : Заполните, пожалуйста, нашу анкету. Это очень просто. На каждый вопрос выберите свой ответ и обведите кружком букву возле нужного ответа. Не бойтесь заполнять анкету. Мы сохраним в тайне Ваши ответы. Мы надеемся, что Вы поможете нам, искренне отвечая на наши вопросы.

а) мужской

б ) женский ____________________________.

а) очень хорошее в) удовлетворительное

б) хорошее г) плохое

3. Как Вы думаете, кто из нижеперечисленных лиц должен больше всего заботиться о Вашем здоровье? а) врачи, б) учителя в) родители г) я сам(а)

а) простудные заболевания г) проблемы с осанкой

б) проблемы со зрением д) боли в животе

в) головные боли е) другое (укажите) ____________________.

а) не пропускаю занятия по болезни в) 3-5 раз в год

б) 1-2 раза в год г) более 5 раз в год

Вид

не занимаюсь этим совсем

менее 1 часа

от 1 до 2 часов

от 3 до 4 часов

более 4 часов

Подготовка домашнего задания

Работа на компьютере

Просмотр телевизора

г) читаю книги

а) менее 1 часа б) 1-2 часа

а) ем полезную пищу и соблюдаю режим питания

б) питаюсь правильно, но только под контролем родителей

в) ем только то, что считаю наиболее вкусным и не слежу за временем

а) каждый день в) несколько раз в месяц

б) несколько раз в неделю г) реже, чем раз в месяц

а) почти ежедневно в) несколько раз в месяц

б) несколько раз в неделю г) практически не ем

а) чай, кофе и бутерброд в) обычно не завтракаю

б) каша, творог, яйца г) другое (укажите)_________________________

а) нет, никогда в) да, иногда балуюсь

б) да, пробовал(а) один раз г) да, курю постоянно

16. Вы когда-нибудь пробовали алкогольные напитки (пиво, шампанское, вино, настойку, водку, коньяк)?

а) нет, никогда в) пью иногда

б) пробовал (а) один раз г) употребляю алкоголь регулярно

а) да б) нет в) не знаю

а) ежедневно

б) несколько раз в неделю

а) чтобы быть сильным д) чтобы радовать родителей

б) чтобы хорошо учиться е) чтобы быть красивым(ой )

в) чтобы долго жить ж) когда здоров, интереснее жить

Результаты анкетирования учащихся МОУ «ООШ №57»

Ленинского района города Саратова.

АНКЕТА Образ жизни городских и сельских школьников и его влияние на здоровье.

ВСЕГО ОПРОШЕНО: 163 чел.

1. Укажите Ваш пол? 2. Сколько Вам полных лет?

а) мужской 86 чел.(53%)

б) женский 77 чел. (47%) 11-15 лет.

2. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?

а) очень хорошее (4%) в) удовлетворительное (61%)

б) хорошее (35%) г) плохое

(38%) г) я сам (а) (49%)

4. Какие из нижеперечисленных проблем со здоровьем Вы испытывали чаще всего?

а) простудные заболевания (10%) г) проблемы с осанкой (15%)

б) проблемы со зрением (38%) д) боли в животе (19%)

в) головные боли (33%) е) другое (укажите) ____________________.

5. Часто ли в течение года Вы пропускаете занятия в школе по состоянию здоровья?

(14%) в) 3-5 раз в год (22%)

б) 1-2 раза в год (42%) г) более 5 раз в год (20%)

6. Какое количество времени в день Вы тратите на следующие занятия?

(укажите ответ по каждой строке)

Вид

не занимаюсь этим совсем

менее 1 часа

от 1 до 2 часов

от 3 до 4 часов

более 4 часов

Подготовка домашнего задания

Работа на компьютере

Просмотр телевизора

Общение по телефону (звонки, СМС, ММС и т.д.)

7. Как Вы обычно проводите свое свободное время?

а) смотрю телевизор (38%) д) играю в компьютерные игры (44%)

б) общаюсь с друзьями (56%) е) занимаюсь спортом (24%)

в) гуляю на улице (64%) ж) другое (укажите)_____________________

г) читаю книги (17%)

8. Сколько времени в день Вы проводите на свежем воздухе?

а) менее 1 часа (20%) б) 1-2 часа (24%) в) более 2 часов (33%) г) все свободное время 1 8%

9. Умеете ли Вы плавать, кататься на коньках, лыжах, роликах, скейтборде, велосипеде (подчеркните или укажите свой вариант)? ___________________________________.

10. Занимаетесь ли Вы в спортивной секции? Если да, то укажите, каким видом спорта?

ДА - 33% НЕТ - 67%

11. Что Вы можете сказать о своем питании?

а) ем полезную пищу и соблюдаю режим питания (22%)

б) питаюсь правильно, но только под контролем родителей (12%)

в) ем только то, что считаю наиболее вкусным и не слежу за временем (44%)

г) иногда забываю поесть в течение дня или ем 1 раз в день (26%)

12. Как часто Вы едите фрукты?

а) каждый день (46%) в) несколько раз в месяц (9%)

б) несколько раз в неделю (38%) г) реже, чем раз в месяц (6%)

13. Регулярно ли Вы употребляете кисломолочные и молочные продукты?

а) почти ежедневно (46%) в) несколько раз в месяц (12%)

б) несколько раз в неделю (34%) г) практически не ем (8%)

14. Из чего обычно состоит Ваш завтрак?

а) чай, кофе и бутерброд (65%) в) обычно не завтракаю (20%)

б) каша, творог, яйца (15%) г) другое (укажите)_________________________

15. Вы когда-нибудь курили сигареты или папиросы?

а) нет, никогда (45%) в) да, иногда балуюсь (14%)

б) да, пробовал(а) один раз (30%) г) да, курю постоянно (11%)

16. Вы когда-нибудь пробовали алкогольные напитки (пиво, шампанское, вино, настойка, водка, коньяк)?

а) нет, никогда (30%) в) пью иногда (32%)

б) пробовал(а) один раз (35%) г) употребляю алкоголь регулярно (3%)

17. Пробовали ли Вы когда-нибудь какие-либо одурманивающие вещества или наркотики?

а) да (6%) б) нет (94%) в) не знаю

18. Часто ли Вы занимаетесь физическим трудом?

а) ежедневно (35%)

б) несколько раз в неделю (45%)

в) практически не занимаюсь (очень редко) (20%)

19. Во время каникул Вы обычно

а) никуда не уезжаете из своего населенного пункта (28%)

б) отдыхаете в лагерях или санаториях (25%)

в) отдыхаете на даче или у родственников в сельской местности (47%)

20. Хотели бы Вы переехать на постоянное место жительства в сельскую местность?

ДА – 27% НЕТ – 73%

21. Как Вы считаете, почему важно быть здоровым?

а) чтобы быть сильным 30% д) чтобы радовать родителей 22%

б) чтобы хорошо учиться 26% е) чтобы быть красивым(ой ) 23%

в) чтобы долго жить 48% ж) когда здоров, интереснее жить 34%

г) чтобы в будущем иметь здоровых детей 42%

Информация о заболеваемости учащихся ООШ № 57

Ленинского района г.Саратова.

1. Количество детей, стоящих на диспансерном учете у специалистов

(хронические заболевания).

Данные взяты из медицинских карт учащихся.

100% ==163 чел.

1.ЛОР - 20 чел. (13%)

2. Органы дыхания (астма, астматический бронхит) 6 чел. (4%)

3. Невропатолог - 30 чел. (18%)

4. ЖКТ (хронический гастрит, панкреатит) - 16 чел. (10%)

5. Эндокринолог (нарушение обмена веществ, в том числе и ожирение 1 и 2 степени) - 18 чел. (11%)

6. Окулист - 45 чел. (28%)

7. Нефролог (заболевания почек) - 6 чел. (4%)

8. Кардиолог - 20 чел. (12%)

9. Ортопед. (нарушение осанки, плоскостопие) - 80 чел. (49%)

2 . Доля часто болеющих детей по школе (по информации КПМО) - (7-8%)

3 . Заболевания в днях на одного учащегося (по КПМО) - 3-4 дня на чел. в год.

4 . В 2008 – 2009 уч. году пропуски уроков по болезни - 121 чел (78%)

ИЗ них – 23% пропуски по болезни 2 раза и более.

(Информация из классных журналов на основании регистрации классными руководителями медицинских справок)

Результаты анкетирования учащихся МОУ «СОШ с.Новополеводино»

Балаковского района Саратовской области.

АНКЕТА Образ жизни городских и сельских школьников и его влияние на здоровье.

Всего опрошено 37 человек.

1. Укажите Ваш пол? 2. Сколько Вам полных лет?

а) мужской 22 чел. 60%

б ) женский 15 чел 40 % 11 -16 лет.

2. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?

а) очень хорошее 64% в) удовлетворительное 11%

б) хорошее 22% г) плохое 3%

3. Как Вы думаете, кто из нижеперечисленных лиц должен больше всего заботиться о Вашем здоровье? а) врачи, б) учителя в) родители 35% г) я сам(а) 59%

4. Какие из нижеперечисленных проблем со здоровьем Вы испытывали чаще всего?

а) простудные заболевания 62% г) проблемы с осанкой 35%

б) проблемы со зрением 11% д) боли в животе 11%

в) головные боли 19% е) другое (укажите) ____ 14%________________.

5. Часто ли в течение года Вы пропускаете занятия в школе по состоянию здоровья?

а) не пропускаю занятия по болезни 5% в) 3-5 раз в год 19%

б) 1-2 раза в год 35% г) более 5 раз в год

6. Какое количество времени в день Вы тратите на следующие занятия?

(укажите ответ по каждой строке)

Вид

не занимаюсь этим совсем

менее 1 часа

от 1 до 2 часов

от 3 до 4 часов

более 4 часов

Подготовка домашнего задания

Работа на компьютере

Просмотр телевизора

Общение по телефону (звонки, СМС, ММС и т.д.)

7. Как Вы обычно проводите свое свободное время?

а) смотрю телевизор д) играю в компьютерные игры

б) общаюсь с друзьями е) занимаюсь спортом

в) гуляю на улице ж) другое (укажите)_____________________

г) читаю книги

8. Сколько времени в день Вы проводите на свежем воздухе?

а) менее 1 часа б) 1-2 часа в) более 2 часов г) все свободное время

Положение о научно-практической конференции

Положение

о муниципальной научно-практической конференции школьников

«Мы - будущее 21 века»

1. Общие положения

1.1. Городская научно-практическая конференция (далее - Конференция) имеет статус муниципальной. Количество участников Конференции - не менее ста, количество секций - не менее восьми, процент участников из образовательного учреждения, на базе которого проходит конференция, не более 20% от общего числа участников. О проведении и по итогам работы научно-практичексих конференций издается приказ.

1.2. Конференция проводится для всех видов школ г. Саратова и является одним из направлений работы с одаренными детьми комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов». Координатором работы Конференции является общеобразовательное учреждение, в котором проводится Конференция.

1.3. Конференция представляет собой обмен мнениями, идеями; выявление интеллектуальных и творческих способностей школьников, формирование у обучающихся интереса к научно-исследовательской работе, навыков публичного выступления, умения защищать свои научные интересы и решать практические задачи.

1.4. Конференция проводится по одному из направлений: естественно-математическому (физика, алгебра, геометрия, математика, информатика и ИКТ, органическая химия, неорганическая химия, общая химия, физическая география, экономическая география, география России, окружающий мир, экология человека, экология растений, экология животных, общая биология, биология растений, биология животных, биология человека); социально-гуманитарному (русский язык, русская литература 18 века, русская литература 19 века, русская литература 20 века, современная литература, зарубежная литература, краеведение экономика, прикладная экономика, иностранные языки: лингвистика и языкознание, страноведение, социология, политология, право, философия, религия, теология, отечественная история, история зарубежных стран, психология); художественно-эстетическому (МХК, изобразительное искусство, музыка, история театра (несценическое действо), культурология, школьные музеи).

2. Цели и задачи Конференции

Целью Конференции является создание условий для развития у школьников креативности, самостоятельности мышления, навыков, владения предметом исследования, расширения кругозора.

Конференция имеет следующие задачи:

Выявление и поддержка одаренных и способных детей, стимулирование их к творчеству и экспериментальной работе,

Привлечение школьников к исследовательской деятельности,

Пропаганда лучших достижений школьников,

Совершенствование психологического и педагогического сопровождения одаренных и способных детей,

Привлечение к работе с обучающимися ученых научных учреждений, вузов.

3.Участники Конференции

3.1. В конференции могут принимать участие обучающиеся всех видов школ г.Саратова, готовые представить свои творческие проекты и исследовательские работы.

3.2. В качестве слушателей на Конференции могут присутствовать научные руководители и родители.

4.Руководство Конференцией

4.1. Общее руководство Конференцией осуществляет организационный комитет, в состав которого входят методисты муниципального учреждения «Городской методический центр», заместители директоров по учебно-воспитательной и научно-методической работе, учителя.

4.2. Оргкомитет утверждается приказом председателя комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» и координирует работу по подготовке и проведению Конференции.

4.3. В состав жюри входят преподаватели вузов г. Саратова, методисты, руководители предметных методических объединений. В составе жюри каждой секции принимает участие один учитель-предметник. Общее количество учителей из общеобразовательного учреждения, на базе которого проводится Конференция, не должно превышать 2-3 человек.

4.4. Общеобразовательное учреждение, на базе которого проходит Конференция, формирует состав членов жюри, экспертной группы по рецензированию работ, составляет программу, собирает заявки на участие в конференции, оформляет протоколы.

4.5. В состав жюри не могут входить учителя, ученики которых участвуют в научно-практической конференции.

5. Технология проведения Конференции

5.1. Работа Конференции ведется по секциям и предусматривает публичные выступления участников по результатам собственной исследовательской деятельности, дискуссии.

5.2. Название секций может варьироваться оргкомитетом в зависимости от числа и направлений заявленных работ. Количество работ в каждой секции должно быть не менее 5, не более 10. Призерами считаются участники, набравшие наибольшее количество баллов.

5.3. Регламент выступления участников предусматривает публичную защиту работы (продолжительностью до 7 мин.) и дискуссию (продолжительностью до 3 мин). Участник имеет право выступить с работой по данной теме только на одной конференции.

5.4. Возраст участников конференции - 6-9-е классы,

5.6. Школьный координатор конференции - зам. директора по УВР Моисейкина Ольга Вячеславовна,

5.7. Секции: физика, математика, информатика и ИКТ, химия, география, экология, биология, окружающий мир.

6. Критерии отбора и требования к работе

6.1. На Конференцию принимаются работы следующих видов: проблемно-реферативные, проблемно-поисковые, проблемно-исследовательские.

6.2. Критерии оценки представленных работ:

Актуальность темы - 1-3 балла,

Соответствие содержания заявленной теме - 1-5 баллов,

Степень самостоятельности в проведении исследования - 1-5 баллов,

Анализ и систематизация информационных источников - 0-2 балла,

Практическая значимость работы - 1-5 балла,

Грамотность и логика представления работы - 1-5 баллов,

Умение поддержать дискуссию - 1-5 баллов.

6.3. Работы участников Конференции оцениваются в соответствии с критериями путем вычисления среднего балла по всем критериям. Работы получившие отрицательную рецензию, к участию в Конференции не допускаются.

6.4. Работа должна быть выполнена самостоятельно, соответствовать оформительским требованиям:

Титульный лист (с указанием темы и исходными данными автора и научного руководителя),

Введение (обоснование темы, цели и задачи исследования),

Основная часть,

Заключение с результатами выводами,

Список используемой литературы,

Приложение.

6.5. Необходимо четко обозначить теоретическую и практическую части, а также собственные достижения авторов, области использования результатов.

6.6. Объем работы составляет не более 10 страниц, формат А4 печатного листа (интервал 1,5; шрифт 14) без учета иллюстраций и приложений.

7. Сроки подачи заявки и работ

7.1. Заявки по форме (Приложение 2) и работы для рецензирования должны быть представлены в организационный комитет не позднее одного месяца до начала работы Конференции. После этого срока заявки и работы не принимаются. В заявке нужно указать технику, необходимую для представления работы.

7.2. Работы участников Конференции рецензируются, но не возвращаются.

7.3.Результаты рецензирования работ вывешиваются на сайте учреждения, где проходит Конференция, за три дня до начала Конференции.

8. Подведение итогов

8.1. По окончанию работы проводятся заседания членов жюри предметных секций, на которых выносятся решения о призерах. Все решения членов жюри протоколируются и являются окончательными.

8.2. Всем участникам Конференции выдается сертификат участника. Участники Конференции, представившие лучшие работы, награждаются дипломами 1,2,3 степени (1 место - 1 диплом, 2 место - 2 диплома, 3 место - 3 диплома).

8.3. Возможные финансовые расходы во время подготовки и проведения Конференции производятся за счет благотворительных пожертвований.

Приложение 1

Городской образ жизни

Исторически сложившаяся социолькультурная подсистема механизма городского устройства, основная функция которой состоит в организации процесса жизнедеятельности социальных субъектов в условиях специфической социопространственной реальности города. Наряду с индивидами, субъектами Г.О.Ж. выступают демографические, образовательные, профессиональные группы и т. Д.

К первым показателям относится уровень жизни, характеризующий степень удовлетворения различных потребностей индивида, как правило, выраженных в их количественном измерении (например в денежных единицах).

По данным официальной медицинской статистики, за последние 5 лет заболеваемость детей по стране увеличилась в среднем на 12%, у подростков – на 35%.

Частота онкологических заболеваний увеличилась на 14%.

Болезни эндокринной системы – на 29,8%.

Болезни крови – на 36.7%.

Астма – на 43%.

Болезни органов пищеварения – на 22, 65.

Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад в росте, окружности грудной клетки, силовых возможностях (динамометрии).

Заключение

Городской и сельский образ жизни конечно имеет отличия.

Подростковый возраст – один из критических этапов в жизни человека, характеризующийся становлением в психологическом и социальном плане и преимущественным завершением процесса развития организма. Как отмечает ВОЗ, ухудшение условий жизни и снижение стабильности в обществе способствует росту заболеваемости и ухудшению состояния здоровья, прежде всего в такой социальной группе, как подростки. Многочисленными исследованиями показано, что возникновение и развитие патологических процессов в организме – результат сложной конвергенции биологических, социальных факторов и факторов окружающей среды. Последнее нередко определяют возникновение и течение многих заболеваний , общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления.

Образ жизни людей можно разделить по степени активности. Если выделить два основных типа, то ими будут являться активный и пассивный . Можно выделить и еще один тип промежуточный. Активный – люди, которые достаточно подвижны и на работе и дома. Такие люди активно участвуют в жизни рабочего коллектива, часто являются массовиками затейниками, также и дома они выбирают активный отдых. Приверженцы такого образа жизни посещаю различные спортивные учреждения (фитнес клубы, тренажерные залы, командные игры), после работы проводят время с друзьями, ходят в кино и другие развлекательные учреждения. Приверженцы пассивного образа жизни спокойны и размеренны во всем. Многие не проявляют внимания к жизни коллектива, в котором работают. Свободное время проводят в основном с семьей, занимаясь домашними делами. Конечно, они тоже выбираются в кино и встречаются с друзьями, но это бывает достаточно редко и в большинстве случаев не по их инициативе, а например жены или мужа, возможно друзей или коллег. Можно выделить и средний вид образа жизни. Это люди, которые ведут спокойный образ жизни. Они умеренно активны на работе и дома. Такие люди посещают развлекательные учреждения, когда надоедает размеренный образ жизни. Зачастую ведут себя как активные на работе, но очень спокойные дома и в свободное от работы время. Или наоборот, очень пассивные на работе и очень активно отдыхающие после нее.

© Издательство «Книжный Дом», 2003

Зима в силу обледенения дорожных покрытий и образования сосулек на карнизах - время повышенного травматизма горожан. Перемещения с холодного воздуха в обогреваемые помещения и обратно - общая для россиян проблема. Результатом является повышенная простужаемость, хотя летальные исходы болезней легких в городах существенно реже - сказывается уровень квалифицированной медпомощи.

www.sci.aha.ru/ATL/ra36a.htm Web-Атлас: "Окружающая среда и здоровье населения России".

По степени урбанизированности среды различают городской и сельский образ жизни. Сельский (более традиционный для жителей) образ жизни характеризуется ориентацией на традиционную систему ценностей; преобладанием семейной естественной передачи ценностных ориентаций от поколения к поколению; малым потреблением опосредованной информации через прессу, каналы массовой коммуникации; относительной устойчивостью национальной и региональной специфики; традиционностью форм труда; преимущественной ориентацией на самообеспечение и самообслуживание; малым использованием сферы общественных услуг; развитостью общесемейной и неразвитостью индивидуальной деятельности; устойчивостью родственных и соседских связей и рядом других черт.

Сельский образ жизни имеет множество этнических, региональных, производственных разновидностей, которые находят отражение в характеристиках и социальных требованиях к сельскому жилищу. Идеальный традиционный сельский образ жизни встречается все реже; урбанизация и новые технологии коммуникаций постепенно проникают в село, приближая сельский образ жизни к городскому. Типы зданий в современном селе зачастую подобны многоэтажным городским, предоставляющим тот же набор коммунальных услуг.

Сельская архитектура отличается большим консерватизмом решений (рис. 2.9), широким использованием традиционных материалов и конструкций.

В то же время сейчас в село все шире проникают дачные поселения городских жителей с наиболее современными архитектурными и инженерными решениями. Это накладывает городской отпечаток на традиционную сельскую архитектуру и ведет к постепенному нивелированию неповторимой сельской архитектуры, приближению ее к городским стандартам. До сих пор традиционная сельская архитектура экологичнее по сравнению с городской, хотя и отличается меньшим кругом и разнообразием удовлетворяемых потребностей (так, в сельских домах не всегда предусмотрено центральное отопление, канализация и др.).

Городской образ жизни существенно отличается от сельского большей динамичностью социальных процессов, преобладанием передачи культуры через средства массовой информации по сравнению с передачей естественной, семейно-бытовой. Он характеризуется относительной интернационализацией быта; высокой субъективной оценкой и опережающим развитием свободно избираемой деятельности в сфере потребления информации, производственного труда, художественного, технического, научного творчества; низкой оценкой домашнего труда и активным использованием всех доступных способов сокращения затрат времени на него; широким использованием сферы культурно-бытового обслуживания при одновременном усложнении домашнего досуга и труда, при ослаблении соседских и родственных связей. Он связан с предпочтением контактов с товарищами по работе и организацией с ними совместного отдыха взамен внутрисемейного общения; для учащихся и работающих - с избытком формально-ролевого общения; для одиноких, не занятых на производстве, - с дефицитом всех видов непосредственного общения.

как отличалась жизнь сельчких жителей от жизни горожан и получил лучший ответ

Ответ от Незнакомая[гуру]
Основные отличия сельского образа жизни от городского уклада общеизвестны: менее развитый и технически оснащенный труд, меньшее разнообразие рабочих мест и профессий, как правило, более тяжелые условия труда. Для сельских поселений характерна большая слитность труда и быта. Здесь ниже ритм жизни, проще формы общения. Специфика сельскохозяйственного производства такова, что она требует равномерного расселения, чтобы осваивать сельскохозяйственные земли. В результате непродуманной расселенческой политики исчезли сотни тысяч деревень, выпали из оборота миллионы гектаров лугов, пастбищ, пашни... .

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: как отличалась жизнь сельчких жителей от жизни горожан

Ответ от Ђатьяна Tanya [новичек]
У горожан с сельскими разная жизнь в Сельских- это вроде бы которые живут в деревне а горожани живут в городах. В городе могут быть и богатые с бедными а в деревнях живущие сельские они бедняки но выращивают много еды и продают её.А горожане не выращивают еду они эту еду покупают за свои деньги. Сельские делаю всё своими руками, а горожане покупают её у других людей которые создали вещи заводы. Сельские у них летом очень хорошо на речку можешь пойди, а в городе горожанам тоже можно купаться только вам мешает шум машин, а у сельских нет машин ну только в редких случиях и атм слышен звук природы как кузнечики поют с птицами лягушки квакают. Сельские жители занимались земледелием, а посадское население торговлей и ремеслами.


Ответ от Tanya - Manya [гуру]
все про всех знают в селе,
ну и труд конечно тяжелый с ранья вставать..


Ответ от Антонина Андреева [гуру]
Разная цивилизация.


Ответ от сергей нанезов [активный]
У горожан с сельскими разная жизнь в Сельских- это вроде бы которые живут в деревне а горожани живут в городах. В городе могут быть и богатые с бедными а в деревнях живущие сельские они бедняки но выращивают много еды и продают её.А горожане не выращивают еду они эту еду покупают за свои деньги. Сельские делаю всё своими руками, а горожане покупают её у других людей которые создали вещи заводы. Сельские у них летом очень хорошо на речку можешь пойди, а в городе горожанам тоже можно купаться только вам мешает шум машин, а у сельских нет машин ну только в редких случиях и атм слышен звук природы как кузнечики поют с птицами лягушки квакают. Сельские жители занимались земледелием, а посадское население торговлей и ремеслами ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа


Ответ от Жавохир Хадыходжаев [новичек]
Основные отличия сельского образа жизни от городского уклада общеизвестны: менее развитый и технически оснащенный труд, меньшее разнообразие рабочих мест и профессий, как правило, более тяжелые условия труда. Для сельских поселений характерна большая слитность труда и быта. Здесь ниже ритм жизни, проще формы общения. Специфика сельскохозяйственного производства такова, что она требует равномерного расселения, чтобы осваивать сельскохозяйственные земли. В результате непродуманной расселенческой политики исчезли сотни тысяч деревень, выпали из оборота миллионы гектаров лугов, пастбищ, пашни...
Основой, организующей жизнь городского населения, является производство товаров и услуг. Экономический, культурный и информационный потенциал общества в крупных городских центрах, достижений материальной и духовной деятельности. Вместе с тем, приводит к возникновению серьезных противоречий - неравномерности развития центральных и периферийных городов, загрязнению окружающей среды, росту числа стрессов. .