Технологическое образование физика. Профессия без вакансий: кем работать физику. Инженер по ядерной физике

Перечень квалификаций и должностей

Выпускнику бакалавриата по специальности 050723 – Техническая физика присуждается академическая степень бакалавра технической физики.
Квалификации и должности определяются в соответствии с «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты от 22.11.2002 г. № 273 – П.
Бакалавр по специальности 050723 – Техническая физика, в соответствии с требованиями «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», может занимать следующие должности: физик, инженер-схемотехник, инженер-электроник, технолог, специалист высшей, I и II категорий, младший научный сотрудник, старший лаборант, преподаватель физики в средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях и т.д.

Квалификационная характеристика бакалавра специальности 050723 – Техническая физика

Сфера профессиональной деятельности
Области науки и техники, включающие исследование, разработку, создание и эксплуатацию новых материалов, технологий, приборов и устройств.
Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
физические процессы и явления, физические и физико–технологические приборы, системы и комплексы, а также научно–исследовательские, научно-производственные, проектно–конструкторские организации, предприятия, фирмы, компании, центры и высшие учебные заведения.
Предметы профессиональной деятельности
Разработка, создание и эксплуатация приборов; методы анализа, прогнозирования и управления свойствами материалов, технологических процессов, техническое оснащение и эксплуатация производственных и исследовательских объектов высоких технологий.
Виды профессиональной деятельности
Бакалавры по специальности 050723 - Техническая физика могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- проектно-конструкторская;
- производственно-управленческая;
- организационно-технологическая;
- образовательная (педагогическая).
Функции профессиональной деятельности:
- осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по темам исследований и разработок;
- изучение специальной литературы и другой научно-технической информации, достижений отечественной и зарубежной науки и техники в области технической физики;
- участие в проведении экспериментальных исследований по заданной программе, составление описаний экспериментов, подготовка данных для составления отчетов, обзоров и другой документации;
- выполнение математического моделирования объектов и процессов по типовым методикам;
- участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции;
- участие в организации контроля качества материалов и выпускаемой продукции, проведение их сертификации;
- осуществление контроля соблюдения технологической дисциплины на своем участке, правильной эксплуатации производственного и лабораторного оборудования;
- анализ причин брака выпускаемой продукции и участие в разработке мероприятий по его предупреждению;
участие в организации технического обслуживания и ремонте новых приборов и устройств.
- осуществление профилактики производственного травматизма, профессиональных заболеваний и экологических нарушений.
Типовые задачи профессиональной деятельности:
- решение теоретических и экспериментальных задач, возникающих при рассмотрении различных физических процессов;
- анализ физических явлений на основе современных теоретических представлений и их применение в прикладных исследованиях;
- разработка и совершенствование формальных моделей и методов, применяемых при создании объектов профессиональной деятельности;
- разработка и исследование методик анализа, синтеза, оптимизации и прогнозирования качества процессов функционирования объектов профессиональной деятельности;
- разработка, совершенствование и применение средств спецификации, методов разработки стандартов и технологий производства объектов профессиональной деятельности.
Направления профессиональной деятельности
Научная и инженерная деятельность в области прикладных наук и наукоемкого производства.
Содержание профессиональной деятельности:
научно-исследовательская деятельность:
- построение математических моделей для анализа свойств объектов исследования; выбор численного метода моделирования объектов; разработка алгоритма решения задачи;
- разработка методов решения различных задач технической физики, включая типовые задачи проектирования, исследования и контроля физических свойств материалов и сред;
- выполнение математического моделирования с целью анализа и оптимизации параметров объектов исследования на базе имеющихся средств, включая стандартные пакеты автоматизированного проектирования и исследований;
- проведение измерений и исследований различных объектов по заданной методике с выбором технических средств и обработка результатов;
- составление описаний проводимых исследований и разрабатываемых проектов, подготовка данных для составления отчетов, обзоров и другой технической документации;
- осуществление наладки, настройки и опытной проверки отдельных видов приборов и систем в лабораторных условиях и на объектах;
проектно - конструкторская деятельность:
- анализ поставленной проектной задачи в области технической физики на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;
- формулирование целей проекта (программы) решения задач, критериев и показателей достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности;
- разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределенности, планирование реализации проекта;
- разработка проектов узлов аппаратов новой техники с учетом сформулированных к ним требований;
- использование в разработке технических проектов новых информационных технологий;
производственно-управленческая деятельность:
- проведение теоретических и экспериментальных исследований по анализу характеристик материалов с использованием заданной методики измерений с обработкой полученных результатов;
- внедрение технологических процессов производства, контроля качества элементов и узлов различного назначения;
- расчет технологических нормативов на расход материалов, инструмента, выбор типового оборудования, предварительная оценка экономической эффективности технологических процессов;
- работа по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства;
организационно-технологическая деятельность:
- разработка планов на отдельные виды конструкторско-технологических работ и контроль их выполнения, обеспечение соответствующих служб технической документацией, материалами, оборудованием;
- нахождение оптимальных решений при создании отдельных видов продукции с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения, конкурентоспособности и безопасности жизнедеятельности;
- размещение технологического оборудования, техническое оснащение и организация рабочих мест, расчет производственных мощностей и загрузки оборудования по действующим методикам и нормативам;
- осуществление технического контроля производства изделий и участие в управлении их качеством.
Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 050723 - Техническая физика
должен:
иметь представление:
- об области, объектах и видах профессиональной деятельности;
- об обобщенных задачах профессиональной деятельности;
знать:
- постановления, методические и нормативные материалы в своей области профессиональной деятельности;
- действующие стандарты и технические условия, положения и инструкции по эксплуатации оборудования, программам испытаний, оформлению технической документации;
- технические характеристики и экономические показатели отечественного и зарубежного оборудования в области технической физики;
- виды брака и способы его предупреждения;
- средства вычислительной техники, коммуникации и связи;
- основы экономики и организации труда;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда;
уметь:
- пользоваться реферативными, периодическими и справочно-информационными изданиями по профилю работы;
- осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации;
- осуществлять контроль соблюдения технологической дисциплины на своем участке, правильной эксплуатации производственного и лабораторного оборудования;
- анализировать причины брака выпускаемой продукции и разрабатывать мероприятия по его предупреждению;
- осуществлять профилактику производственного травматизма, профессиональных заболеваний и экологических нарушений;
- проводить математическое моделирование объектов и процессов по типовым методикам;
иметь навыки:
- изучения специальной литературы и другой научно-технической информации, достижений отечественной и зарубежной науки и техники в области технической физики;
быть компетентным:
- при организации контроля качества материалов и выпускаемой продукции, проведении их сертификации;
- при организации технического обслуживания и ремонте новых приборов и устройств;
- при доводке и освоении технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции;
- при проведении экспериментальных исследований по заданной программе, составлении описания экспериментов, подготовке данных для составления отчетов, обзоров и другой документации.

Общеобразовательные дисциплины
Обязательный компонент
История Казахстана
Казахский (Русский) язык
Иностранный язык
Информатика
Экология
Философия
Компонент по выбору

Базовые дисциплины
Обязательный компонент
Линейная алгебра и аналитическая геометрия
Математический анализ
Физические основы механики
Молекулярная физика
Общая химия
Начертательная геометрия и инженерная графика
Дифференциальные и интегральные уравнения
Электричество и магнетизм
Физическая оптика
Электротехника
Методы математической физики
Атомная физика и спектроскопия
Ядерная физика и физика элементарных частиц
Теория электромагнитного поля
Квантовая механика
Основы статистической физики и термодинамики
Метрология, стандартизация и сертификация
Охрана труда и техника безопасности на предприятиях
Компонент по выбору

Профильные дисциплины
Обязательный компонент
Механические устройства
Теплофизические измерения
Электрические и магнитные устройства
Оптические приборы
Прикладная электроника
Прикладная теплофизика
Физические основы квантовой электроники
Физика конденсированного состояния
Прикладная физика
Компонент по выбору

Дополнительные виды обучения
Физическая культура
Практика
Учебная практика
Производственная практика
Преддипломная практика

ПГК Промежуточный государственный контроль 8
Итоговая государственная аттестация
1. Написание и защита дипломной работы (проекта)
2. Государственный экзамен по специальности (Общая и теоретическая физика)

Перечень ВУЗов ведущих набор студентов по специальности 050723 – Техническая физика

Физиком является тот, кто использует свое образование и опыт для изучения и практического применения взаимодействий между материей и энергией в области механики, акустики, оптики, тепла, электричества, магнетизма, излучения, атомной структуры и ядерных явлений.

Карл Дарроу

Популярность технических специальностей растет с каждым днем. Чтобы стать высококлассным специалистов в этой области, необходимы глубокие знания в точных науках: математике, физике, химии, информатике. Любая современная специальность связана с физикой. Сегодня каждый специалист должен уметь работать с необходимой для данной профессии техникой, а также понимать суть технологических процессов.
Физика – фундаментальная наука. В основе всех технических наук, так или иначе, лежат физические законы и явления. Физика тесно связана с инженерией, программированием, радиотехникой, металлургией, машиностроением, авиа- и ракетостроением, электро- и теплоэнергетикой, горным и нефтегазовым делом. Специалисты, знающие физику, необходимы в сфере строительства, медицины, механики, автоматики и электроники, высоких технологий и во многих других областях.

Физик

Физик – ученый, чьи научные исследования в основном посвящены физике. Физики работают над широким кругом проблем, начиная от субатомных частиц и заканчивая поведением Вселенной.

Предметом профессиональной деятельности физика является область науки и техники, включающая совокупность средств, приемов, способов и методов для получения полной и достоверной информации о характере и количественных закономерностях протекания физических процессов в окружающем мире, существующих и новых технических системах для разных отраслей.

Физик занимается исследованием объектов окружающего мира и законов их взаимодействия. Объекты он рассматривает как физические тела, а их взаимодействие – как физические явления. Проводит физические исследования посредством эксперимента, занимается построением математических моделей физических явлений, описывает базовые свойства окружающего мира. Изучение физических явлений позволяет физикам открывать общие законы и использовать их в целях прогресса.

Для физика важны наблюдательность и любознательность, настойчивость и желание узнавать новое, терпение и критичность мышления, склонность к экспериментам, интерес к природе и способность к научному творчеству. Профессия требует от специалиста в основном интеллектуальных затрат. Деятельность связана с анализом, сравнением и интерпретацией данных, выработкой новых решений.

В рамках профессии «физик» существует множество специализаций.

Физик-ядерщик проводит научные исследования поставленных проблем в области ядерной физики. Предметами профессиональной деятельности физика-ядерщика являются ядерно-физические явления и процессы (ядерные реакции, радиоактивность, взаимодействие ядерного излучения с веществом, ядерная изомерия, ядерно-магнитный резонанс, взаимодействие нейтронов с ядрами, термоядерные реакции, управляемый термоядерный синтез и др.); радиоактивные вещества; приборы, механизмы и оборудование ядерно-энергетического комплекса. Физик-ядерщик разрабатывает, осуществляет и контролирует состояние производственно-технологического процесса на предприятиях ядерно-энергетического комплекса.

Биофизик – специалист по изучению биологических проблем, причина которых – физико-химические жизненные процессы.

Биофизика – область науки, которая изучает физические и физико-химические явления, которые происходят в живых организмах. Эта область науки связана с изучением различных биологических процессов или явлений при помощи лабораторных экспериментов и математических вычислений. Основная задача биофизика – изучение физических и химических процессов, способных вызвать биологическую проблему.

Биофизик изучает физические и физико-химические процессы в живых организмах на всех уровнях организации живой материи, а также тонкую структуру различных биологических систем. Биофизик занимается также изучением влияния на организм таких физических факторов, как вибрация, ускорение, невесомость, исследует биологическое действие ионизирующих излучений, осуществляет физический анализ деятельности органов чувств и анализ работы органов движения, дыхания, кровообращения как физических систем, решает вопросы прочности и эластичности тканей.

Инженер

Инженерная профессия всегда была основой мирового развития. Уровень технического оснащения еще до начала нашей эры определял превосходство одной цивилизации над другими. И сегодня именно технические новшества обеспечивают развитие цивилизации.

Сегодня инженерные профессии – самые многочисленные профессии высококвалифицированного труда. В нашей стране более трети специалистов с высшим образованием – инженеры. Инженер участвует в производстве всех материальных благ общества – от продуктов питания и товаров повседневного спроса до сложных вычислительных машин и космических ракет.

Современный инженер – это специалист, обладающий высокой культурой, хорошо знающий современную технику и технологию, экономику и организацию производства, умеющий пользоваться инженерными методами при решении инженерных задач и в то же время обладающий способностью изобретательства. Работа инженера – это связующее звено между научными открытиями, разработками и их практическим применением. Инженеры руководят производственными участками на промышленных предприятиях, в строительстве, сельском хозяйстве и других отраслях, работают в конструкторских бюро, лабораториях и научно-исследовательских учреждениях, занимаются вопросами организации производства, планирования и экономики. Они проектируют технологии, промышленное оборудование, машины, участвуют в проектировании и развитии систем контроля производства, автоматизации производства, бизнесе, процессах управления. Изучают причины ухудшения и сбоев производства, испытывают продукцию, определяя ее качество и т.д.

Для полноценной и качественной работы инженеру необходимы математические и технические способности; аналитический склад ума; концентрированность внимания; абстрактность мышления; склонность к исследовательской деятельности; навыки черчения.

Существует множество инженерных специальностей.

Инженер-энергетик – специалист с высшим техническим образованием в области разработки, производства или эксплуатации систем, предназначенных для теплового или электрического обеспечения. Его рабочие обязанности во многом определяются должностью и спецификой предприятия. В проектных и пусконаладочных предприятиях энергетики восстанавливают и проектируют электросети предприятий. На самих предприятиях энергетики обеспечивают бесперебойную работу системы, занимаются ее ремонтом, а также определяют технологический процесс работы с энергетическим оборудованием.

Инженер-конструктор – инженерная специальность, чья деятельность необходима для разработки и создания конечного (целевого) продукта из продуктов и ресурсов существующего материального производства. Он создает из имеющихся ресурсов новые объекты материальной культуры, организует и технически вооружает труд других людей.

Инженеры-конструкторы создают, проверяют и редактируют чертежи, рассчитывают проект конструкций, участвуют в согласовании и защите проекта, ведут технический и авторский надзор за его исполнением. В обязанности конструктора входит также испытание и наладка опытных изделий и деталей, которые планируется использовать в дальнейшем. Разрабатывает эскизные, технические и рабочие проекты и изделия различной сложности, организует технологические процессы изготовления деталей и сборки машин, проводит исследования в области конструирования, определяет показатели технического уровня проектируемых изделий, рассчитывает экономическую эффективность внедряемых проектов, составляет техническую документацию к разработанным конструкциям.

Инженер-механик – специалист с высшим техническим образованием в области проектирования, конструирования и эксплуатации технологического оборудования.

Инженер-механик проектирует, конструирует и эксплуатирует механическое оборудование, машины, устройства и аппараты, автоматические линии, средства и системы комплексной механизации и автоматизации производства, организует и проводит их монтаж, наладку, испытания. Он разрабатывает, планирует и организует технологические процессы, выбирает оптимальные условия их проведения. В его обязанности входит также планирование и проведение ремонта машин, составление технических заданий на реконструкцию действующих и создание новых установок. В сфере сельскохозяйственного производства инженер-механик руководит механизаторами, управляет всей механизацией сельского хозяйства.

Основная цель деятельности инженера-механика – проектирование механического оборудования и технологических процессов и организация обслуживания оборудования.

Инженер данной специальности – высококвалифицированный специалист, обладающий глубокими знаниями по теоретическим основам электротехники, теории автоматического регулирования, промышленной электронике и вычислительной технике.

Инженер-строитель работает в общестроительных и специализированных строительных, строительно-монтажных, пусконаладочных, эксплутационных, проектных, конструкторских и научных организациях.

Он осуществляет производственно-технологическую, организационно-управленческую, проектно-конструкторскую и исследовательскую деятельность в области строительства. Данные специалисты решают задачи, связанные с проектированием и строительством зданий и сооружений, систем и устройств водоснабжения и канализации, дорог и трубопроводов, линий электропередач и связи и других объектов.

В процессе своей профессиональной деятельности инженер-строитель рассчитывает, конструирует и разрабатывает строительные конструкции, фундаменты и основания, подземные части сооружений в различных грунтовых условиях. Разрабатывает и внедряет технологии изготовления и монтажа строительных конструкций, проекты организации строительства и производства строительных работ с применением комплексной механизации и передовых методов труда.

Инженер-строитель руководит строительными, монтажными и наладочными работами, контролирует их качество, осуществляет технический надзор за реализацией проектных решений и выполнением строительно-монтажных работ. Занимается нормированием труда и сметным делом в строительстве, инженерным обеспечением бригадного хозрасчета, составляет наряды и калькуляции затрат труда и заработной платы рабочих.

Инженер-металлург изучает и внедряет технологии производства различных металлов. В обязанности инженера-металлурга входит определение химического состава сплава, выбор подходящей температуры и времени обработки, контроль отливки и штамповки готового сплава, сварки нескольких готовых деталей. Он отвечает за проведение технологического процесса, предлагает новые технологии для удешевления готового продукта и сокращения энергозатрат.

Предметами профессиональной деятельности являются технологические процессы металлургической промышленности, переработки исходного сырья и производства металлопродукции повышенных потребительских свойств, технологии получения и обработки металлов и материалов, изучение структуры и свойств, оборудование горно-металлургического производства, системы автоматического управления металлургическим производством и контроля качества конечной продукции.

Инженер-технолог занят организацией производственных процессов или разработкой определенной технологии на производственных предприятиях. Он сам выбирает набор оборудования, на котором осуществляет технологический процесс, оптимальный режим работы, методы оценки результатов и контроля качества, ведет технологическую документацию. Инженер-технолог возглавляет рационализаторскую и изобретательскую работу предприятия по освоению производственных мощностей.

Инженер-технолог по сварке является специалистом в области технологии выполнения сварочных работ. Он руководит технологической подготовкой выполнения сварочных работ при изготовлении изделий; организовывает разработку и внедряет в производство прогрессивные методы сварки; контролирует соблюдение технологических режимов сварки, нормы расхода материалов.

Инженер-электрик способен выполнять любые работы по проектированию, монтажу, наладке, ремонту и модернизации линий электропередач и подстанций от низких до сверх- и ультравысоких напряжений, высокотехнологичному, безопасному и экономичному обслуживанию электрических сетей, тепловых и атомных станций с использованием новых прогрессивных технологий, оборудования и автоматизированных систем.

Горный инженер (маркшейдер) – специалист по проведению пространственно-геометрических измерений в недрах земли и на соответствующих участках ее поверхности с последующим отображением результатов измерений на планах, картах и разрезах при горных и геолого-разведочных работах.

Маркшейдер работает при разведке месторождений полезных ископаемых, на строящихся и действующих горных предприятиях, на строительстве подземных сооружений. Он занимается геодезическими измерениями и разметкой, и от их точности зависит качество работы проходчиков, строителей и т.д.

Горный инженер-механик – это специалист в области проектирования горно-перерабатывающих машин и механизмов, используемых на обогатительных и перерабатывающих производствах.

Данные специалисты занимаются проектированием, эксплуатацией и ремонтом горных машин и механизмов, используемых при разработке месторождений полезных ископаемых открытым и подземным способом.

Инженер-метролог занимается проверкой и регулировкой точности работы измерительных аппаратов и приспособлений. Главная цель его деятельности – приведение измерительных приборов в полное соответствие установленным стандартам. Метрологу необходимо разрабатывать поверочные схемы для различных видов измерений, инструкции, методики и прочую метрологическую документацию, а также проверять, ремонтировать и калибровать средства измерений. Он контролирует соответствие методов и средств измерений требованиям законодательства, проводит метрологическую экспертизу.

Инженер по стандартизации – это специалист в области обеспечения и оценки качества продукции, а также контроля за условиями эксплуатации технических средств (приборов, оборудования), закрепления в стандартах и нормативах правил для достижения экономии ресурсов при соблюдении безопасности производства.

Стандартизация – это целая наука, которая изучает, анализирует, обобщает и формулирует закономерности производственных процессов с целью достижения их оптимальной степени порядка.

Инженер по стандартизации контролирует техническую документацию, разрабатывает новые и пересматривает действующие стандарты, технические условия и другие документы по стандартизации и сертификации, работает над их внедрением на предприятиях. Изучает технический уровень продукции, особенности производства и результаты эксплуатации стандартизованных изделий и их отдельных элементов.

Радиоинженер занимается проектированием, разработкой и эксплуатацией специализированных радиоэлектронных устройств, контрольно-измерительных приборов для цифровых линий передачи информации, программно-технических средств организации каналов цифровой радиосвязи.

Радио и телевидение, компьютерная техника, приборы для научных исследований и медицины, системы мобильной радиосвязи – это далеко не полный перечень тех областей, где невозможно обойтись без радиоинженера. В них заинтересованы академические и отраслевые научно-исследовательские институты, вычислительные центры, проектные и конструкторские организации, производственные предприятия, прямо или косвенно связанные с радиоэлектронными приборами и аппаратами, вычислительной техникой, автоматизированными системами, программным обеспечением, различными приложениями.

Инженер-программист осуществляет деятельность в области проектирования, производства и эксплуатации программных средств на базе современных информационных технологий. Основной задачей инженера-программиста является разработка программ на основе анализа математических моделей и алгоритмов для решения научных, прикладных, экономических и других задач, обеспечивающих выполнение этих алгоритмов и задач средствами вычислительной техники.

В обязанности инженера-программиста входит разработка технологии, этапов и последовательности решения задач; выбор языка программирования и перевод на него используемых моделей и алгоритмов задач; определение информации для обработки на ЭВМ (ее объем, структура, макеты и схемы ввода, способ хранения и воспроизведения). Он занимается подготовкой программ к отладке и проведением отладки, проверкой программ на основе логического анализа, корректировкой их в процессе доработки. Осуществляет сопровождение внедренных программ и программных средств. Разрабатывает инструкции по работе с программами, оформляет необходимую техническую документацию.

Учитель физики

Учитель физики осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподавания учебного предмета «физика». Проводит уроки, дополнительные факультативные занятия, руководит предметными кружками. Составляет тематический план работы по предмету, обеспечивает выполнение учебной программы. Участвует в методической работе, использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения. Анализирует успеваемость учащихся, обеспечивает соблюдение учебной дисциплины. Формирует умения и навыки самостоятельной работы школьников, стимулирует их познавательную активность и учебную мотивацию. Добивается прочного и глубокого усвоения знаний по предмету, умения применять знания на практике. Оснащает и оформляет учебный кабинет. Изучает и учитывает в работе индивидуальные особенности учащихся, участвует в работе с родителями.

Физика считается одним из самых сложных предметов школьной программы, так как это динамично меняющаяся научная область. Поэтому учителю физики необходимо следить за всеми новостями в мире науки, знакомиться с новыми открытиями, техническими достижениями и изобретениями.

Основная задача учителя физики – научить детей понимать окружающий их мир, процессы, которые происходят вокруг них в повседневной жизни.

Приоритетное направление развития науки, технологий и техники в РФ по Указу Президента РФ № 899 от 7 июля 2011 года.

Студенты направления «Техническая физика» изучают инженерные дисциплины совместно с методами компьютерного моделирования и сочетают в себе базовую фундаментальную подготовку с инженерными знаниями в области нефти и газа, и инженерного проектирования.

Характеристики направления

Характеристика Показатель
Обучение ведёт
Уровень подготовки Бакалавриат
Код направления 16.03.01
Общее количество бюджетных мест 18
из них места для лиц, имеющих особое право 2
Количество платных мест 32
Вступительные испытания Математика — 42
Физика — 42
Русский язык — 36
Приоритетность вступительных испытаний Математика; Физика; Русский язык.
Конкурс на бюджетные места в 2018 году 18,33
Минимальный суммарный балл при зачислении на бюджет по данному направлению в 2018 году 215
Выпускная квалификация Бакалавр
Форма обучения Очная
Срок очного обучения 4 года
Стоимость очного обучения 189 591 руб.

Учебный план

Ключевые компетенции:

  • готовность использовать физико-математические знания для решения задач профессиональной деятельности;
  • способность использовать приборы и аппаратуру для определения параметров технологических процессов и свойств физико-технических объектов и материалов.
  • Способность организовывать и проводить научные исследования в различных областях технической физики.
  • Выполнять компьютерное моделирование физических процессов и систем, в том числе создавать гидродинамические модели нефтегазоносных пластов.
  • Изучать все виды наблюдаемых в природе физических явлений, процессов и структур.
  • Разрабатывать, создавать и внедрять новые технологии, приборы и материалы различного назначения.
  • Разбираться в технике и технологиях нефтегазового сектора.
Учебный план

Практики

  • ООО «Тюменский Нефтяной Научный Центр» (ПАО «НК «Роснефть»)
  • «Шлюмберже Лоджелко Инк.»
  • ООО «Научно-технический центр «НОВАТЭК»
  • ООО "ЛУКОЙЛ-Инжиниринг" «КогалымНИПИнефть»
  • ОАО «Газпромнефть-Тюмень»
  • ОАО «СургутНИПИнефть»
  • АО «ГМС Нефтемаш»
  • ПАО «Тюменские моторостроители»
  • ЗАО «Тюменский институт нефти и газа»
  • ФБУ «Тюменский центр стандартизации и метрологии»
  • ООО «Многопрофильное научное предприятие «ГЕОДАТА»
  • ООО «ЮНИ-КОНКОРД»
  • AO «Транснефть – Сибирь»
  • ЗАО «ТюменьНИПИнефть»
  • Тюменский филиал ФГУ науки «Институт теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича Сибирского отделения Российской академии наук»
  • ООО «ТюменьНИИгипрогаз»
  • Институт криосферы Земли Сибирского отделения Российской академии наук
ООО «Нефтеком»

Достижения

    Муратова Эльвира – Золотой медалист Олимпиады «Я-Профессионал» по направлению Нефтегазовое дело, 2018г.

    Легостаев Дмитрий – грант УМНИК на тему «Разработка программного продукта для геомеханического моделирования нефтегазовых месторождений» 2016-2018 гг.

    Бессараб Алексей – грант УМНИК на тему «Разработка поточного ультразвукового многоканального анализатора количественного содержания газовой фазы в газожидкостном потоке» 2016-2018 гг.

    Зайцев Евгений – грант УМНИК на тему «Разработка матричной ячейки широкодиапазонного поточного влагомера нефти и нефтепродуктов» 2016-2018гг.

    Есенбаев Таир – грант УМНИК на тему «Разработка программного комплекса «Интеллектуальное газоконденсатное месторождение». 2015-2017 гг.

    Буравцов Андрей – грант УМНИК на тему «Разработка управляемого модуля, имитирующего мышечную ткань, на основе магнитовосприимчивого упругого материала для сферы протезирования конечностей». 2018-2020 гг.

    Китаев Иван – грант УМНИК на тему «Разработка переносной плёнки для подогрева автомобильного стекла». 2015-2017 гг.

    Половодов Владимир – победитель Технологического бизнес-акселератора Тюменского государственного университета, 2018г.

    Радченко Милена – призер Всероссийской олимпиады по Теоретической механике, Казань, 2017г.

    Буравцов Андрей – 1-е место в дисциплине жим штанги лёжа. Фестиваль силовых видов спорта «Золотой Тигр – X», Екатеринбург, 2016г.

    Есенбаев Таир – I место. Региональный конкурс студенческих научных работ – 2015.

    Янбикова Юлия – II место. Региональный конкурс студенческих научных работ – 2015.

    Тюльков Андрей – Международная конференция «Арктика, Субарктика: мозаичность, контрастность, вариативность криосферы». Тюмень, 2015г.

    Буравцов Андрей, Янбикова Юлия – I место. Фабрика научной мысли молодых «Ресурсы холодного мира: Ямал и Арктика». Тюмень, 2018г.

    Половодов Владимир – призер отборочного этапа на Технологическом акселераторе от Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). Тюмень, 2-4 ноября 2018г.

Выпускники

Результаты обучения

Трудоустройство и карьера

Сферы деятельности:

Нефтегазовый и строительный комплексы. Энергетика.

Организации и предприятия возможного трудоустройства:

Государственные и частные научно-исследовательские и производственные организации, связанные с решением физических проблем нефтегазового, строительного и энергетического комплексов. Учреждения системы высшего образования. Выпускники имеют возможность продолжить обучение в магистратуре.

Где работают наши выпускники:

  • ООО «Тюменский Нефтяной Научный Центр» (ПАО «НК «Роснефть»);
  • ОАО «СургутНИПИнефть»;
  • ЗАО «Тюменский институт нефти и газа»;
  • «Шлюмберже Лоджелко Инк.»
  • ООО «Научно-технический центр «НОВАТЭК»;
  • ООО «ЮНИ-КОНКОРД»;
  • ООО «Нефтеком»;
  • ОАО «Газпромнефть-Тюмень»;
  • ООО "ЛУКОЙЛ-Инжиниринг" «КогалымНИПИнефть»;
  • ФБУ «Тюменский центр стандартизации и метрологии»;
  • ФАУ «ЗАПСИБНИИГГ»;

Возможные должности:

Инженер, проектировщик, научный сотрудник.

Зарубежные вузы-партнеры

  • договор о сотрудничестве в области образования и науки между Новоболгарским университетом Софии (Болгария).
  • меморандум о взаимопонимании между Университетом им. Гумбольдта, Берлин
  • договор о сотрудничестве между Университетом Наварры (Испания).
  • договор о сотрудничестве и академических обменах между Университетом Страсбурга (Франция).
  • договор о сотрудничестве и академическом обмене между Университетом Лотарингии г. Мец (Франция).
  • договор о сотрудничестве между Университетом Тулуза 2 – Лё Мирай (Франция).
  • соглашение о сотрудничестве между Университетским колледжем Бодо (Норвегия).
  • договор о сотрудничестве между Университетом Осло (Норвегия).
  • меморандум о сотрудничестве между Университетом Вулверхэмптона (Великобритания).

Физика - одна из самых важных и древних наук. Благодаря ей, происходит изучение множества различных процессов. Поэтому специальности, связанные с физикой, будут актуальны ещё долгое время. Физика -фундаментальная наука, применение которой используется во многих сферах деятельности.

Вконтакте

Список профессий

  1. Физик-инженер.
  2. Физик-механик.
  3. Инженер-конструктор.
  4. Инженер-нефтяник.
  5. Инженер по ядерной физике.
  6. Специалист в компьютерных технологиях.
  7. Инженер-технолог.
  8. Архитектор.

О специальностях

Физик-инженер:

Профессия, связанная со знанием физических явлений и постоянной практикой. В этой профессии необходимо знать все механические процессы, так как эта работа связана с оборудованием на различных предприятиях и внедрением новых технологий. В случае изобретения новой технологии в каких-либо исследованиях, вас ждёт невероятный карьерный рост и успех. Направлений в этой сфере достаточно много, но можно выделить три самых основных:

Физик-механик:

Профессия, связанная с машиностроением и автоспортом, а именно внедрением новейших двигателей с огромной мощностью, технологий, способствующих уменьшить сопротивление воздуха и т. д. Работая в крупной компании, вы сможете добиться реального успеха.

Инженер-конструктор:

Главная деятельность этой профессии состоит в том, чтобы объединить составные части в целостный продукт. Эта профессия требуется в производстве, где нужно создание различных конструкций, электросхем и механизмов.

Инженер-нефтяник:

Самая высокооплачиваемая профессия, требующая серьёзных навыков. В сфере нефти и газодобычи постоянно нужны новые технологии и оборудование, способствующие улучшить результаты работы. И если вы сможете помочь этой сфере, вас будет ждать высокая награда.

Инженер по ядерной физике:

Применяет научные и технические данные для обогащения ядерной энергии, занимается проблемой утилизации радиоактивных отходов. Применяет знания в ядерной физике, для создания новейших технологий, таких как ядерное оружие, реакторы и ядерные электростанции. Вместе с физиками-атомщиками изучают свойства атомов. Изобретают новые материалы, например, новые поколения суперников и различные полимеры.

Специалист в компьютерных технологиях:

На данный момент компьютерные технологии остаются актуальным видом деятельности. Такие специалисты могут быть втянуты в теоретические проблемы программирования, обработку цифровых данных и решение задач программного обеспечения.

Инженер-технолог:

Профессия, в которой специальность техническая, физика встаёт на первое место. Здесь необходимо знать все технические процессы и быть в курсе самых новых технологий. Этот специалист занимается техническим обустройством предприятия и обновлением оборудования. Сам выбирает оборудование и технический режим работы. На его плечи ложится большой груз ответственности, так как от его решений будет зависеть будущее предприятия. И если вы будете владеть всеми профессиональными качествами профессии, то у вас обязательно должно все получиться.

Архитектор:

Творческая профессия, но все же связанная с физикой и другими науками. Чтобы получить эту специальность, нужно понимать все физические процессы и владеть навыками компьютерного моделирования. Но и, конечно, чтобы быть профессиональным , у вас должна быть склонность к творчеству.

Немного о других

Разобрав основные специальности, перейдём к профессиям, которые не так сильно связаны с другими науками как с физикой. Самая сложная из них - учёный. Роль учёных в мире очень велика. Именно благодаря им происходят важные научные открытия. Есть много людей, кто хотел бы сделать своё научное открытие, но для этого нужно приложить немало усилий. Чтобы стать учёным, необходимо ещё с детства интересоваться науками. Вы должны быть гением, способным целыми днями работать, не ради денег, а ради науки и научных достижений.

Если в университете вы показываете себя, как хорошего и способного специалиста, то университет сможет сам направить вас в какой-либо исследовательский центр. Выучиться на учёного нельзя. Ими становятся в процессе обучения , в том случае если вы реально разбираетесь в определённой теме и она толкает вас вперёд.

Если вы хотите связать вашу жизнь только с теоретической физикой, то вам следует подумать о профессии преподавателя. Вы сможете не только проводить лекции, но и заняться каким-либо исследованием, что принесёт вам явную пользу. Но чтобы стать профессиональным учителем физики, недостаточно только одних знаний. Необходимо уметь общаться со своими учениками и понимать их и направлять на правильный путь.

Профессия для девушек

Многие считают, что девушки не способны заниматься деятельностью, связанной с физикой. Но это глубокое заблуждение . Есть девушки, которые знают физику намного лучше мужчин и способны работать различными инженерами и проектировщиками наравне с мужчинами. Если подходить к выбору профессии для девушек, то здесь может подойти любая профессия из приведённого списка. Но чаще всего они выбирают роль преподавателей. Существует множество учёных женщин, которые тоже приносят свой вклад в науку. Не стоит думать, что профессии связанные с физикой подходят только для мужчин.

Физику можно разделить на теоретическую, экспериментальную и прикладную. Каждая, в свою очередь, делится на несколько направлений: ядерная физика, микро- и наноэлектроника, материаловедение, энергетика, авиакосмические технологии, нанотехнологии и пр. Студенты выбирают одно из них и, если получится, после выпуска работают по специальности. А если нет, то наш список дополнительных вариантов им поможет.

Учитель физики, преподаватель

Самый очевидный вариант: не удалось найти работу по специальности, на которую учились несколько лет, можно пойти . Для того чтобы устроиться в школу, могут потребовать диплом о педагогическом образовании. Но что касается физики, здесь важнее быть практиком, знать законы и их действие, уметь решать задачи, разбирать формулы, демонстрировать опыты.

Преподавать в вузе можно и без аспирантуры. Но построить карьеру без кандидатской степени практически нереально. Для большинства должностей требуется именно наличие учёной степени.

Сотрудник лаборатории

Научные лаборатории есть в вузах, научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро при огромных заводах военно-промышленного комплекса. Сюда стоит идти тем, кто хочет посвятить себя науке и технике, так как именно в подобных учреждениях создают новое и инновационное, исследуют, пробуют, внедряют и развивают. Сотрудники – частые гости тематических конференций. Перспектива – вырасти до заведующего лабораторией, руководителя центра.

Автор научно-популярных текстов

Лучшими авторами в узких тематиках становятся практики. Перед физиком, который умеет складывать слова в предложения, а предложения в тексты, открывается простор для подработки или основного заработка – от внештатного сотрудничества автором раздела тематического сайта до написания пособий типа «Физика - детям» и составления сборника задач, от статей в ВАКовские журналы до редактора научно-популярного издания.

Менеджер по продвижению проектов / автор-составитель заявок на гранты / консультант

В последнее время Правительство РФ в лице Минобрнауки России выделяет невероятное количество грантов для поддержки научных школ, молодых учёных и исследователей. Счёт идет на сотни тысяч рублей в год для студента или аспиранта и миллионы для сотрудников с учёной степенью кандидата или доктора наук. Но чтобы получить подобный грант, нужно его обосновать. А это сделать уже не так-то просто. Нужно составить подробную заявку, в которой необходимо перечислить конечные результаты предполагаемых исследований, требуемое оборудование и материальные затраты на всех этапах проекта, список исполнителей и обоснованный задел по тематике выделяемого гранта.

Конкурентноспособная заявка пишется как минимум месяц. Но грамотный составитель может одновременно работать над несколькими проектами грантов. С каждого полученного гранта автор заявки может получить примерно 10-15% от его суммы. В переводе на рубли это 100-150 тысяч от миллионного гранта.

Организатор и ведущий научного шоу

В последние годы стали популярны шоу экспериментов и физических явлений. При наличии деловой хватки и организаторских способностей можно самому открыть подобную компанию и привлечь к работе однокурсников. Или устроиться в те, что уже известны в вашем городе.

Дети на такие шоу реагируют восторженно. А удивить их опытному физику несложно. «Радужные» очки, искусственный снег, невидимые чернила… Подобные эксперименты может провести любой первокурсник физтеха. Минимум реквизита, белый халат, эффектные очки, яркий парик для создания образа – и Профессор готов удивлять детей.

В зависимости от города и количества детей подобные шоу оплачиваются от 5 тысяч рублей и выше.

Экскурсовод в научных или экспериментальных музеях

Политехнический музей в Москве, Экспериментариумы, Эйнштейниумы, научно-технические экспозиции, лектории… Люди переходят на новый уровень развития. Нам недостаточно смотреть на картины и кости мамонта. Мы хотим узнавать новое, обучаться, постигать и расширять горизонты своего сознания. Поэтому так популярны подобные заведения. А кто, как не эксперт в научной теме, лучше всех расскажет, как устроен материальный мир?

Консультант в научно-популярных передачах и кинематографии


Сериалы вроде «Теории большого взрыва» могут обеспечить вас работой на несколько лет

Объяснить, расшифровать и показать на примере, разобрать поэтапно, пересказать «простыми» словами, увидеть и ликвидировать ошибки – этим занимаются консультанты и эксперты. Где подобные услуги могут понадобиться? На телевидении и киностудиях, в редакциях научных изданий, авторам видеороликов и текстов для сайтов и пр. Или же можно создать собственный сайт на научную тему – аналог политехнического музея.

Мнение эксперта

Канд. физ.-мат. наук, доцент, заведующий кафедрой материаловедения и физики металлов Воронежского государственного технического университета

Студент-физик с 1-го курса изучает тайны материи, законы физики и причинно-следственный эффект любого опыта. Его учат самостоятельно осмысливать, предлагать и ставить физический эксперимент по известным законам и методикам. Если результаты эксперимента не соответствуют физическим канонам, он ищет причину отрицательного эффекта и пытается разобраться в том, что он сделал не так, используя литературные источники «великих предков» и информационно-коммуникационные ресурсы. Поняв причину, он повторяет эксперимент. Обычно результат дает положительный эффект. Но если нет, он глубже проникает в тайны законов, физических формул и уравнений, учитывает свои промахи и вводит внешние факторы. Делает эксперимент снова, пытаясь добиться положительного результата.

Физик может выполнять то, что написано в его технологической карте. Но это может делать любой человек, имеющий определенные знания и навыки. Но если внезапно происходит отклонение от техпроцесса, появляется брак, вся партия дорогостоящей продукции может быть загублена и предприятие понесет огромные убытки перед заказчиком, то исправить ситуацию сможет человек, который разбирается в процессах.

Если возникла проблема и нужно срочно её решить, поможет физик, который найдет корень этой проблемы и в кратчайшие сроки её устранит либо предложит решение по устранению. Потому что его так учили с первого курса.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!