Придумай шуточное название к иллюстрации. Русские былины в произведениях художников на рубеже XIX-XX веков Иван Яковлевич Билибин

Проект Русские былины


Вступительная статья

Были́ны (стáрины) - героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX-XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.


Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - «стáрина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.

Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Он предложил его, исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».


Словарик устаревших слов

Нарекать - называть, именовать.

Пожаловать – прийти в гости.

Раздольице (умен. Ласк.) – раздолье.

Кафтан – русская старинная мужская долгополая одежда.

Грош – старинная монета, оцениваемая в 2 копейки.

Обжи – оглобли сохи.

Сошка – соха - примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.

Рогачик – рукоятка сохи.

Гужики – кожаные петли в хомуте, которые с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжке.



«Русские народные былины» - Волх Всеславич. Садко. Герои былин. Былина. Добрыня Никитич. Илья Муромец. Алёша Попович. Святогор. Рябинин. Вольга и Микула Селянинович. Своеобразие художественного мира былин. Устное народное творчество. Познакомить с жанром былины. Васнецов «Богатыри». Заполните кроссворд. Сказка. Сказители.

«Летописи» - Киевские летописи. Летописные своды составлялись и в московскую эпоху русской истории. Летописи в Новгороде появились рано. Летопись – это… Псковские летописи. Новгородские летописи. Летопись Киевская сохранилась в нескольких очень близких между собой списках. Летописи велись во многих городах. До нас дошло только несколько Новгородских летописных сборников.

«Былинные герои» - План древнего Новгорода-первого свободного города Руси. Скульптурное изображение древнего воина. Добрыня Никитич. Отличие былинных героев от героев сказок. Память о славе древних русских воинов живёт. Былины Новогородского цикла. Самые известные богатыри. Киевский цикл былин. Современные изображения богатырей.

«Былины о русских богатырях» - Былина. Собиратели былин. Бесценные сокровища духовной жизни народа. Добрыня Никитич. Тонический стих. Оратай- пахарь. Илья Муромец. Гужики. Былинный герой. Русские былины. Александр Фёдорович Гильфердинг. Вольга и Микула Селянинович. Алёша Попович. Киевский цикл былин. Сказка. Построение.

«Мифы и легенды Древней Греции» - Новые открытия. Главные боги. Персей. Мифы Древней Греции. Помощь богов. Богиня Афина. Индуистские мифы. Гибель медузы. Нимфы. Древнегреческие боги. Предсказание. Олимпийские боги. Писцы. Мифы исчезнувших цивилизаций.

«Эпос «Калевала»» - Излюбленные цвета карелов. Древние карелы. Создание мира. Уклад жизни карелов, среди которых и родилась. Эпос. Человек, одетый в длинный сюртук. Илмаринен. Элиас Лённрот. Как называются народные песни карело – финского эпоса «Калевала». Карело-финский поэтический эпос. Главные герои эпоса «Калевала».

Всего в теме 27 презентаций

Родина – это слово с детства знает каждый. Родина – это земля, на которой ты родился и живёшь со своими родителями, близкими, друзьями. Много славных подвигов совершили люди, оберегая свою землю. И в давние времена, и в наше время. Помнит имена своих героев народ, помнит. Идёт о них слава по всей земле нашей.




Былины Былины – героические истории, которые в старину и пелись, и рассказывались. Главные в былинах - русские богатыри, защитники Отечества. И внешность у них разная, и характеры несходные, и происхождением неодинаковы, но все смелы, сильны, добры. Все в народе любимы, народом и придуманы, как бы мечты народные в них воплотились. Вот какими должны быть люди. Былины рассказывали о жизни древнерусского государства в те времена, когда главными городами на Руси были – на юге Киев, а на севере – Новгород.






Картина В. М. Васнецова «Богатыри» Какова композиция картины, краски?Кто и как на ней изображён? Какими рисует нам художник былинных богатырей? Узнали ли вы их? Какие гиперболы и постоянные эпитеты можно использовать при описании картины? На фоне какого пейзажа изображены герои? В чём особенность васнецовского пейзажа? Какие чувства вызывает у вас эта картина?


И л ь я М у р о м е ц Илья́ Му́ромец один из главных героев русских былин, богатырь родом из деревни Карачарово под Муромом, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей- разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином».




Прототип былинного персонажа Прототипом былинного персонажа считается исторический силач Чоботок, родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых как преподобный Илия Муромец (канонизирован в 1643 г.). Первые письменные сведения о нем относятся к 1630-м гг; ранняя традиция относит жизнь Илии к XII веку; XIXII веками датируют погребение исследователи. В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Исследования мощей показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост 177 см (для средневековья рост выше среднего). У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений. Причиной смерти послужил, вероятно, удар острого орудия (копья или меча) в грудь. Смерть наступила в возрасте около 4055 лет. Предполагают, что он погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 г., сопровождавшемся разгромом Печерской лавры союзными Рюрику половцами. В таком случае, он должен был родиться между 1150 и 1165 гг. «Преподобный Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви три первые перста вместе, а два последние пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения» (патерик Киево-Печерской Лавры). Мощи преподобного Илии Муромца в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры


Илья Муромец в народном творчестве Лишь немногие былинные сюжеты с именем И. Муромца известны за пределами губерний Олонецкой, Архангельской и Сибири (Сборник Кирши Данилова и С. Гуляева). За пределами названных областей записаны доселе только немногие сюжеты: И. Муромец и Соловей-разбойник; И. Муромец и разбойники; И. Муромец на Соколе-корабле; И. Муромец и сын. В средних и южных частях России известны только былины без прикрепления И. Муромца к Киеву и кн. Владимиру, и наиболее популярны сюжеты, в которых играют роль разбойники (И. Муромец и разбойники) или казаки (И. Муромец на Соколе-корабле), что свидетельствует о популярности И. Муромца в среде вольнолюбивого населения, промышлявшего на Волге, Яике и входившего в состав казачества. Памятник Илье Муромцу в Муроме


Добрыня Никитич Добры́ня Ники́тич второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и прочее; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями. Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира. Он умеет читать и писать и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, поёт, играет на гуслях.


Прототип былинного персонажа Исторический прототип Добрыни Никитича Добрыня, дядя и воевода князя Владимира, брат его матери Малуши. Добрыня был руководителем молодого Владимира в его княжении в Новгороде и затем войне со братом Ярополком; после же гибели Ярополка и вокняжения племянника в Киеве, он стал правителем Новгорода. Участвовал в походе на волжских болгар в 985 году и с боем крестил Новгород в 989 году, при чём сбросил в Волхов статую Перуна, им же незадолго перед тем и поставленную. Судя по сюжетам, изложенным в летописи, Добрыня играл большую роль в сказаниях, связанных с Владимиром, выступая в роли мудрого советника и главного помощника князя.




Алёша Попович Алёша Попович сын ростовского попа Ле(в)онтия (редко Фёдора). Всех богатырей объединяет общее происхождение из Северо-Восточной Руси (Муром, Рязань, Ростов), поездка в Киев, сопряженная с поединком с чудовищем, богатырская служба в Киеве при дворе князя Владимира Красное Солнышко. Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.), но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость и двойственность. Одним из наиболее архаичных сюжетов, связанных с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугарином происходит нередко у воды (Сафаст-река). Одолев Тугарина, Алеша Попович рассёк его труп, разметал по чистому полю. Сходным вариантом сюжета о бое Алёши Поповича с Тугарином является былина «Алёша убивает Скима-зверя», где противник Алёши Поповича многим напоминает Тугарина.


Рождение Алёши Поповича было чудесным, напоминающим рождение Волха: оно сопровождается громом; «Алёшенька Чудородыч млад», едва родившись, просит у матери благословенья погулять по белу свету, не пеленать его пеленами, но кольчугою; он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Волха, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Волха. Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Олёна, Олёнушка (Еленой зовется и жена Волха). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька Елена и Олёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара, подобная Волос-Велес Волосыня или Елс Елесиха.


Прототип былинного персонажа Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил суздальский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый "храбр" (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол, Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году. Использованная литература: Богатырские сказы. Издательский центр детской книги. М.,1995.

Художники-иллюстраторы детской книги библиотечный урок

зав. библиотекой СОПШМТ №11

г. Павлодара


  • Иллюстрация – это рисунок в тексте книги, который сопровождает повествование.
  • Иллюстрация помогает глубже понять содержание книги, делает книгу яркой нарядной.

  • История детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий. За это время был пройден путь от дешевых книжных изданий, букварей и лубочных картинок до роскошных книг для детей. Постепенно детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства. Сам термин "иллюстрация" в переводе с латинского означает "освещать, проливать свет, объяснять".

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942)

  • Иллюстратор детской сказки. Создатель книжной и журнальной цветной графики и особого типа иллюстрированной книги. Особенность иллюстраций Билибина - это юмор и острая ирония. Иллюстрировал сказки А.С. Пушкина, народные русские сказания и былины. Его иллюстрации к книгам напоминают театральные эскизы .

Иллюстрации к русским народным сказкам

Названия сказок исполнены славянской вязью


Иллюстрации к сказке Марья Моревна

Орнаментальные рамки на каждой странице, как деревенские окна с резными наличниками.


  • Иллюстрации отличаются узорностью рисунка, яркой декоративностью, стилизованы под старинную рукопись.




  • В этой сказке объединено сатирическое содержание с русским лубком в единое целое

  • Орнамент обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр.

Сказка о царе Салтане

Царь подслушивает разговор трех девиц. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу.



Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963)

  • Я твёрдо уверен, что с ребёнком не нужно сюсюкать и не нужно карикатурно искажать формы. Дети - народ искренний, всё принимают всерьёз. И к рисунку в книжке относятся серьёзно и доверчиво .

  • Рисовал смешные картинки на каждую букву алфавита для своей маленькой дочки. Для того, чтобы легче было запомнить буквы.










Использованная литература

  • Давайте познакомимся.- В.М. Конашевич, К.Чуковский «Муха-Цокотуха».- М., Дет.лит.- 1986.
  • В. Одоевский «Мороз Иванович» - М., Дет.лит.- 1989.

Фото

Былины Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. М. Горький Искусство народных мастеров стало легендой, его власть простёрлась и на наше время.

Слайд 2

Термин «фольклор», который впервые в 1846 году ввёл в науку английский учёный У. Дж. Томс, в переводе означает «народная мудрость»

Слайд 3

Жанры фольклора Фольклор – устное народное творчество Пословицы Поговорки Песни Скороговорки Считалки Сказки Былины Загадки Потешки Частушки

Слайд 4

Эпические жанры в фольклоре былины сказания предания песни повествовательного характера

Слайд 5

Былина Термин былина закрепился за эпическими сказаниями и эпическими песнями в середине XIX столетия; ранее их называли старинами, реже - старинками. Былина - это своеобразный, чисто русский жанр народного эпоса, в котором рассказывается о богатырях, народных героях и реальных исторических событиях, сложенный в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом XI – XVI веков.

Слайд 6

Былины - произведения искусства, а поэтому для них характерен вымысел. Для былин важна не правда отдельного факта, сколько правда жизни. Поэтому в былинах нет точности в воспроизведении исторических событий, дат, имён, географических названий.

Слайд 7

Исполнение былин Исполнять былины мог не каждый. Сказителями были особо талантливые люди с отличной памятью. Обычно почетное дело – сказывать былину – поручалось людям преклонного возраста, от 60-65 лет, с большим жизненным опытом. В Древней Руси сказители пользовались почетом и уважением, их мастерство в исполнении былин часто передавалось от родителей к детям и было достоянием семьи. Перенять от отца дар рассказчика, запомнить сюжеты былин и придумать что-нибудь свое, новое было большим счастьем для молодых. Вокруг сказителей всегда собиралось много слушателей, которые с трепетом и большим вниманием переживали истории богатырей. Особенно часто исполнялись былины долгими зимними вечерами, когда в крестьянской жизни наступало затишье. Былины не пелись, а сказывались – произносились речитативом. Песня звучала медленно, плавно, нараспев. Речитатив – это напевная речь в вокально-музыкальном произведении, чтение нараспев

Слайд 8

Слайд 9

Сказители былин М.Д. Кривополенова Т.Г. Рябинин Собиратель былин П.Н. Рыбников Сёстры Крюковы

Слайд 10

Заонежская поэтесса Ирина Андреевна Федосова 1827 -1899гг. Возле озера сгнила оградка тесова. На горе – деревянных крестов разнобой. Спой, Ирина Андреевна, свет Федосова! Про крестьян олонецкой губернии спой. Р.Рождественский

Слайд 11

Родился в Заонежье, в деревне Гарницы Сенногубского погоста, рано лишился родителей. Воспитал его крестьянский мир. От старого односельчанина Ивана Агапитова он перенял и всю жизнь берёг в памяти былины. Много былин узнал от Ильи Елустафьева. В 1860 году известный собиратель П.Н.Рыбников записал от сказителя первые былины. Всего им были записаны 23 текста. В 1871 году другой учёныйА.Ф.Гильфердинг – Записал 19 сюжетов (21 текст). Рябинин был приглашён для выступления в Петербург, награждён серебряной медалью.

Слайд 12

Композиция былины  Зачин (начальная, вводная часть произведения) - здесь указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине Основная часть - дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается  Заключение - подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины

Слайд 13

Новгородский Садко, Микула Селянинович ВладимироСуздальский Илья Муромец Киевский 10-11 века Алёша Попович и Добрыня Никитич Периоды развития былин

Слайд 14

Классификация былин по содержанию Былины героического содержания (былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др.) Социально-бытовые былины (былины о Садко, о Василии Буслаеве и др.) Былины волшебно-сказочного содержания (их немного «Подсолнечное царство», «Нерассказанный сон») Былины, близкие к историческим песням Былины пародийного характера

Слайд 15

Художественные особенности былин В тексте былины находим приметы реальной русской старины. В былинах немного описаний, но они выполняют важные художественные функции: придают достоверность повествованию, выражают симпатии и антипатии автора, дополняют образ богатыря. Повествование в былинах перебивается диалогом, цель которого подчеркнуть, что выделяет и прославляет богатыря, раскрывает до конца его богатырскую суть. «Сказывание» (напевная интонация) Гиперболизация - преувеличение основных черт, качеств героев, явлений жизни, связанных с ними (палица богатыря весит сорок, а иногда и девяносто пудов, конь несет богатыря «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего» и др.)

Слайд 16

Художественные особенности былин Повторы Постоянные эпитеты (красна девица, чисто поле, добрый конь и др.) Синонимы Сравнения Уменьшительные и увеличительные суффиксы Приемы контраста (богатырь и враг-чудовище) и антитеза (герой действует вопреки советам, предупреждениям). Использование речетативов Отсутствие рифмы

Слайд 17

Былины рассказывают о непобедимых русских богатыряхи в этом тоже правда. Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу отечества, поднимали в тяжёлую годину испытаний дух народа. В былинах также рассказывается и о поражениях русских богатырей в схватке с врагами.

Слайд 18

Богатыри «Старшие» «Младшие» воплощение стихий, богатыри ближе к титанических сил, которые получили людям Илья Муромец очертания человеческого образа, но всё ещё Добрыня Никитич остались силою мировою Алёша Попович Святогор Волх Всеславьевич Михайло Потык

Слайд 19

Былина «Вольга и Микула Селянинович»

Слайд 20

К.А. Васильев «Вольга и Микула» «Меч Вольги»

Слайд 21

Из истории былины Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её возникновение к XIV – XV векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в северных княжествах почва после расчистки от леса была усеяна кореньями, которые необходимо было корчевать.

Слайд 22

Объясните значение устаревших слов: Гужики Петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой Булатный Из булата – старинной, твёрдой и упругой, с узорчатой поверхностью сталью Сафьян Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет Соловый О масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой)

Слайд 23

Князь Вольга Святославович Князь Волга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела. Но пахарь превосходит мощью и доблестью даже такого человека.

Слайд 24

Как вы думаете, откуда у богатыря такое имя – Микула Селянинович? Что оно обозначает? Микула - по-современному Николай, а Селянинович означает, что он селянин, т. е. живет в селе. Он это как раз и подчеркивает: де, я простой мужик-пахарь (оратай), не князь, не дружинник и не богатырь). Село от слова селиться на земле, определенной территории.

Слайд 25

Зачитайте описание внешности Микулы В портрете видно стремление авторов украсить облик любимого героя: он одет не как крестьянин на работу, а как боярин. «У оратая сапожки зелен сафьян» - это обувь очень богатых и знатных людей, как и кафтан чёрного бархата. «Вот шилом пяты, носы востры, Вот под пяту-пяту воробей пролетит, Около носа хоть яйцо прокати» высокий и тонкий каблук – как шило; острый, высоко загнутый носок

Слайд 26

Что подчеркивает безымянный автор былины в облике Микулы Селяниновича? (Физическую силу, молодецкую удаль, трудолюбие, долготерпение.) Каков портрет пока что неизвестного героя? (Идеализированный образ фольклорного «красна молодца».) Что вы можете сказать об одежде данного персонажа? Могли быть древнерусский пахарь так одет: «У оратая сапожки зелен сафьян... У оратая шляпа пуховая...»? Конечно же, нет. Откуда возник подобный облик героя произведения? (Возможно, более позднее преувеличение, желание показать как можно лучше внешнюю красоту героя.)

Слайд 27

Как показывается не внешняя, преходящая, а внутренняя, духовная красота Микулы Селяниновича? Зачитайте разговор князя с пахарем. Что мы можем сказать об уме и воспитании «простого крестьянина»? Похваляется ли оратай своей силой и значимостью? Как он демонстрирует князю и дружине, что его труд важнее «труда» сборщиков подати? Зачитайте данный отрывок. За что уважают Микулу Селяниновича простые селяне? (За трудолюбие, хлебосольство, чувство собственного достоинства и доброту.) За что уважает Микулу Селяниновича князь Вольга Святославич? (3а физическую силу, мастерство, трудолюбие, чувство собственного достоинства и доброту.)

Слайд 28

Какую характеристику вы могли бы дать русскому богатырю? человек недюжинной силы идеал нравственности истинный патриот родины, живущий её интересами

Слайд 29

Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

Слайд 30

Какова основная мысль былины? (Главная ценность на Земле - человек-труженик, в переносном значении - пахарь. Только человек, созидающий новое и нужное людям, заслуживает уважения. Государство и власть в лице князя и его дружины должны уважать, охранять и защищать человека-пахаря, так как без него не будет самого государства, не будет сел и городов, просто хлеб не родится.)

Слайд 31

Слайд 32

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Слайд 33

Палехская иллюстрация Лубочная картинка

Слайд 34

Владимиро-Суздальский период Былины, посвящённые крестьянину Илье из Мурома и Добрыне Никитичу, отразили процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси, когда жизнь вдали от столицы государства была наполнена множеством опасностей. Основной чертой былинных героев этого периода является любовь к родной земле. Они отличаются не только невероятной силой, благородством, храбростью, но и стремлением соблюдать все установленные обычаи.

Слайд 35

Слайд 36

Жил в Кижской волости крестьянин..

Слайд 37

Слайд 38

БЫЛИНЫ об Илье Муромце Первые подвиги Ильи Муромца. Илья Муромец и Калин царь. Святогор и Илья Муромец. Три поездки Ильи Муромца. Илья Муромец и Соловей Разбойник. Бой Ильи Муромца с сыном.

Слайд 39

Вам предложен план структурных частей былины. На его основе составьте цитатный план произведения. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Отъезд Ильи Муромца в Киев Победа в первом бою Рассказ черниговцев о Соловье-Разбойнике Встреча с Соловьём-Разбойником Победа Ильи Муромца Встреча Ильи Муромца с князем Владимиром Рассказ Ильи Муромца Сомнения князя Владимира Два приказа Соловью-Разбойнику Расправа с Соловьём-Разбойником

Слайд 40

Цитатный план 1. «Выезжал удаленький, дородный добрый молодец» 2. «…побил он эту силу всю великую» 3. «Сидит Соловей-Разбойник на сыром дубу» 4. «Засвистал-то Соловей да по-соловьему» 5. «Ему выбил право око со косицею» 6. «Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать» 7. «А я ехал-то дорожкой прямоезжею» 8. «Во глазах, мужик, да подлыгаешься» 9. «Засвищи-тко ты во полсвиста соловьего» 10. «И он срубил ему да буйну голову»

Слайд 41

С кем сразился Илья Муромец? Образ Соловья-разбойника ассоциировался у народа с главным врагом древних славян – татаромонгольской ордой.

Слайд 42

К какому фольклорному произведению близка по композиции былина? Сказка Былина Сходство: 1. И сказки, и былина существовали в устной форме. 2. Оба жанра существуют с древних времен. Различия: 1. Сказка - прозаический, художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера. 2. Главная черта сказки - вымысел. 3. Сказки создаются в прозаической форме. 4. Сказки «рассказывали». 1. Описание подвигов богатырей (былины называют героическим эпосом). 2. Былине не свойственна точная передача исторических фактов, она запечатлевает историческую реальность в обобщенных образах. 3. Былины обладают песенностихотворной формой. 4. Былины «сказывали» - пели или проговаривали в сопровождении гуслей.