Рынок сборных грузов ждет инерционный рост. Обзор рынка грузоперевозок в россии Влияние государства на грузоперевозки

  • Маилян Александр Артурович , бакалавр, студент
  • Волгоградский Государственный Университет
  • ТРАНСПОРТ
  • ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
  • ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
  • ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК
  • ЛОГИСТИКА

Рынок транспортно-логистических услуг в России относительно молод, однако, имеет тенденции к стремительному развитию. В данной статье представлен обзор состояния транспортно-логистических услуг за период с 2010 по 2015 гг. Рассмотрены проблемы и перспективы развития данной отрасли с учетом изменений в экономической и политической жизни страны.

  • Анализ динамики статистических данных перевозки пассажиров транспортом общего пользования
  • Современные логистические системы сбора и распределения грузов
  • Анализ транспортной логистики и её традиционного метода в управлении цепями поставок
  • Пути возмещения ущерба, нанесенного транспортными средствами дорогам в России и в мире
  • Применение логистического менеджмента для повышения эффективности транспортной компании

На сегодняшний день, в России, активно развивается рынок транспортно-логистических услуг. Отрасль хранения и перевозки грузов обладает большим потенциалом развития в крупной по масштабам России. Ежегодно транспортные сети расширяются и улучшаются за счет усилий государства. Ключевыми видами транспорта в России является автомобильный, железнодорожный и воздушный.

В современной России проходит постоянное развитие и улучшение транспортной инфраструктуры, вследствие чего усиливается роль и распространение данной отрасли логистики, которая в свою очередь оказывает услуги по срочной и качественной доставке грузов.

Логистика представляет собой науку, изучающую планирование, управление и контроль складирования, доставки, перемещения материальных потоков в процессе доставки, переработки и доведения готовой продукции до покупателя.

К логистике относятся: хранение, транспортировка и иные методы доставки товара до клиента, либо потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передача, хранение и обработка соответствующей информации.

Понятие транспортной логистики, представляет собой науку о системной интеграции логистических и транспортных активностей, в форме транспортно-логистических услуг, для оптимизации грузопотоков на основе актуального законодательства.

Главной задачей логистики является планирование оптимального территориального (или географического) размещения требуемых материалов и сырья для обеспечения потребностей в них и для бесперебойной работы организаций. Стоит отметить важность роли функционирования логистических компаний, т. к. с помощью определенного комплекса задач, стоящих перед специалистами, можно достигнуть максимальной оптимизации транспортной услуги, а также максимизировать прибыль с помощью наибольшего снижения возможных издержек.

Современный российский рынок логистических услуг состоит их следующих сегментов:

  • перевозка грузов разными видами транспорта;
  • складирование и дистрибуция;
  • экспедиторские услуги;
  • управленческая логистика.

Исследование транспортной логистики в России на сегодняшний день является довольно актуальным.

Рассмотрим современное состояние транспортно-логистического рынка. Структура российского транспортно-логистического рынка по видам услуг за 2015 г. представлена в таблице 1.

Таблица 1. Структура российского транспортно-логистического рынка за 2015 г.

По данным таблицы 1 видно, что грузоперевозки (транспортно-логистические услуги) составляют 88 % от всего объема рынка российской логистики, в свою очередь на долю экспедиторских услуг приходится 9 %. Самая низкая доля рынка у складирования и дистрибуции – 2%, а также у управленческой логистики – всего 1%.

Высокая значимость транспортно-логистического рынка связана с крупной по масштабам территорией России (17 125 191 км 2). Транспортная система России представляет собой множество дорог и путей:

  • автомобильные дороги (с твердым покрытием) – 984 тыс. км;
  • воздушные маршруты – 800 тыс. км;
  • магистральные трубопроводы – 250 тыс. км;
  • внутренние водные судоходные пути – 102 тыс. км;
  • железные дороги – 86 тыс. км.

Важной задачей на рынке транспортно-логистических услуг является оптимальное и правильное составление плана перевозки. Безусловно, необходимо именно определение наилучшего пути следования грузов (сокращенный маршрут с минимальными издержками). Транспортная логистика занимается задачами, связанными с планированием следования грузов для получения наилучшего результата.

Таблица 2. Грузооборот по видам транспорта (млрд. ткм.)

Источник: Федеральная служба государственной статистики

Рисунок 1. Динамика грузооборота по видам транспорта в России (2010-2014 гг.)

Исходя из приведенных данных, можно отметить общий рост грузооборота по всем видам транспорта, за исключением 2014 г. В 2013 г. общий грузооборот транспорта составил 5084 млрд. ткм., а в 2014 г. немного меньше – 5077 млрд. ткм, данное снижение связано с ухудшением политических и экономических отношений России с Западом (ввод санкций в связи с событиями на Украине). Снижение, прежде всего, связано с тем, что Россия входит во многие международные транспортные коридоры и режим санкций сократил масштабы грузоперевозок.

Таблица 3. Коммерческие перевозки грузов по видам транспорта (миллионов тонн)

Источник: Федеральная служба государственной статистики

Наиболее значительная доля коммерческих перевозок грузов за 2015 г. приходится на железнодорожный транспорт – 1410 млн. т. (промышленный ж/д – 507,4 млн. т., ж/д общего пользования – 902,6 млн. т.) и автомобильный – 1099 млн. т.. В период 2014-2015 г., допускается отметить, что наблюдается снижение количества перевозок по всем видам транспорта, за исключением морского, в котором наблюдается прирост на 106%.

Исходя из приведенных данных по грузообороту, можно сделать вывод о том, что наблюдается тенденция к стабильному росту данного показателя, особенно в последние годы, что ставит новые задачи перед экономикой страны в целом и транспортно-логистическими услугами, в частности.

Таблица 4. Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования (млрд. пассажиро-километров)

Вид транспорта

Транспорт - всего

железнодорожный

автобусный (включая маршрутные такси)

таксомоторный

трамвайный

троллейбусный

метрополитен

внутренний водный

воздушный

Источник: Федеральная служба государственной статистики

Исходя из приведенных данных, можно отметить, что пассажирооборот имеет положительную динамику начиная с 2010 г. по 2014 г. Пассажирооборот по все видам транспорта увеличился на 71 млрд. пасаж.-км. По данным Ростата, наибольшей популярностью в 2014 г. пользуется воздушный транспорт – 241,4 млрд. пасаж.-км., за ним следуют железнодорожный и автобусные (включая маршрутное такси) транспортные средства, по 128,8 и 127,1 млрд. пасаж.-км соответственно.

Таблица 5. Протяженность путей сообщения (на конец года; тыс. км)

Тип протяженности

Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования 1)

Протяженность автомобильных дорог общего пользования 2)

в том числе с твердым покрытием

Эксплуатационная длина трамвайных путей

Эксплуатационная длина троллейбусных линий

Эксплуатационная длина путей метрополитена

Протяженность газопроводов (на конец года), тыс. км

Протяженность нефтепроводов (на конец года), тыс. км

Протяженность нефтепродуктопроводов (на конец года) 3) , тыс. км

Протяженность внутренних водных судоходных путей (на конец года), 4) тыс. км

Источник: Федеральная служба государственной статистики

Таблица 6. Наличие транспортных средств (на конец года; тысяч шт.)

Тип транспортного средства

Грузовые транспортные средства:

рабочий парк груженых железнодорожных вагонов (в среднем в сутки)

грузовые автомобили (включая пикапы и легковые фургоны) - всего

в том числе:

в организациях всех видов экономической деятельности

в собственности граждан

морские грузовые транспортные и нетранспортные суда (без грузопассажирских) 2) , шт.

Речные, грузовые, транспортные и нетранспортные суда (без грузопассажирских) 3)

Пассажирские транспортные средства:

автобусы общего пользования 4)

легковые автомобили - всего

в том числе в собственности граждан

трамвайные вагоны

троллейбусы

вагоны метрополитена

морские пассажирские и грузопассажирские транспортные суда 2) , шт.

речные пассажирские и грузопассажирские транспортные суда 3)

Гражданские воздушные суда 4)

Время от времени эксперты выдвигают весьма оптимистичные прогнозы о том, что вскоре экономика России вернется на докризисный уровень, покажет рост покупательская способность населения, а бизнес, в том числе и в сфере логистики, станет приносить ощутимую прибыль.

Да, по предварительным итогам, в I полугодии 2017 года грузооборот в сегменте подрос на 9%. Но этот показатель пока нельзя отнести к устойчивой тенденции, поскольку рынок еще не восстановился от перенесенных потерь. Как развивается рынок грузоперевозок в современных условиях, ждать ли изменения базовых тарифов, и какое влияние оказывает государство на развитие рынка?

Анализ рынка грузоперевозок

Роль транспортно-логистической отрасли в российской экономике довольно велика - это 5,6% ВВП, что сравнимо с Индией и выше, чем у других развитых стран, таких как Германия и США. Душевые показатели добавленной стоимости данного сектора в России, а это $717 на человека, существенно выше, чем в других странах БРИК, но уступают показателям США и Германии. В то же время одним из драйверов роста объема грузоперевозок стало европейское направление, где экспорт вырос на 20,07%.

Согласно данным Росстата, грузооборот автомобильного транспорта с января по август 2017 года составил 153,6 млрд. км/тонн, что на 4,2% выше, чем было зафиксировано в аналогичном периоде прошлого года. Также отмечается положительная динамика грузооборота транспорта. Так перевозки грузов автотранспортом в августе текущего года составили 507,7 млн. тонн или 102,2% к августу 2016 года и 104,8% к июлю 2017 года.

Несмотря на то, что автомобильные отправления в общей структуре грузоперевозок по данным Росстата, уже занимают лидирующее место (более 65%), они имеют тенденцию к росту. Этому, прежде всего, способствует уменьшение среднего размера грузовых отправок, что позволило перевозчикам «перетянуть» клиентов у конкурирующих компаний, в том числе железнодорожных операторов. Кроме того, многие компании в последнее время стали более внимательно следить за расходами на логистику, поэтому чаще используют на средних и дальних направлениях магистральный автотранспорт.

Влияние государства на грузоперевозки

На развитие рынка автомобильных грузоперевозок оказывает влияние законотворческая деятельность государства. Речь в частности, о системе «Платон», которая была разработана с целью сбора дополнительного налога для строительства и поддержания автомобильной транспортной сети в рабочем состоянии. Под действие системы попадают автомобили, общая масса которых превышает 12 тонн.

«Платон» был запущен в конце 2015 года, что стало одним из факторов повышения тарифов на грузовые автотранспортные перевозки в 2016 году. Если до «Платона» среднемесячные минусовые показатели грузооборота автомобильным транспортом колебались в пределах 4,5%, то после введения системы, по данным Росстата, они стали расти еще стремительнее, достигнув в ноябре 7,6%.

При этом 1 июля текущего года стоимость проезда по федеральным дорогам должна была быть проиндексирована. Однако, одно из изменений в Постановление Правительства РФ «О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн», переносит индексацию на 1 год.

Таким образом, уже следующим летом ожидается заметное повышение тарифов на грузоперевозки в системе «Платон», так что для малых и средних предпринимателей логистика вновь подорожает. Стоит отметить, что в 2018 году стоимость проезда будет проиндексирована с учетом всего периода, который начался 15 ноября 2015 года. Между тем эффективность подобной системы вызывает определенные сомнения, в том числе и у специалистов.

Согласно открытой информации, государство тратит на строительство и поддержание автодорог 1 трлн. рублей в год. Внедрение системы «Платон» предполагает получение в течение 12 месяцев 40 млрд. рублей. По оценкам экспертов, ущерб, наносимый дорожному полотну большегрузным транспортом, составляет порядка 2,5 трлн. рублей в год. Приведенные цифры, совершенно не проясняют картину и многим до сих пор непонятно, как полученные в результате дополнительного сбора деньги помогут справиться с проблемой разбитых дорог.

Прогнозы экспертов

Растущая потребность в надежном и приемлемом по цене грузовом сервисе, во многом становится залогом успешной деятельности этого вида бизнеса в современных условиях. Аналитики отмечают, что сегодня важно не только точно в срок доставить груз, но и оказывать клиенту дополнительные услуги по страхованию и отслеживанию грузов, приемлемому разрешению спорных вопросов и так далее. В безусловном выигрыше окажутся те логистические организации, которые не пожалеют инвестиций в IT-инфраструктуру и оборудование, позволяющее, к примеру, применять оптимальные алгоритмы движения транспорта, ускорять обработку грузов на складе, анализировать грузопотоки и многое другое.

Опираясь на прогнозы роста грузоперевозок, эксперты ожидают в ближайшее время увеличения активности перевозчиков, которые в нынешних условиях становятся одними из немногих надежных заемщиков лизинговых компаний. Специалисты рынка коммерческих автомобилей много лет говорят о том, что в этом сегменте автопрома присутствует отложенный спрос, который в текущем году уже начал проявляться в виде роста продаж. По данным агентства «Автостат», с января текущего года продажи грузовых автомобилей выросли на 2,2% - до 46,4 тыс. машин. Ожидания роста мировых цен на нефть на фоне стабильного курса рубля и достижении низкой инфляции в стране позволят автотранспортникам надеяться, что эти инвестиции себя оправдают.

Принимая во внимание статистические данные, а также прогнозы экспертов, можно предположить, что 2017 год станет своеобразным «моментом истины» для многих транспортно-логистических компаний.

Определяющими факторами развития рынка станут высокие компетенции, умение подстраиваться под нестабильные, постоянно меняющиеся рыночные условия, а также разумное соотношение показателей цены и качества предоставляемых услуг. Принципиального перелома в ситуации эксперты ожидают не ранее 2018 года.

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

Возник вопрос по содержанию отчёта?

Задайте его! Персональный менеджер свяжется с Вами и поможет решить любую задачу

Найти исследование

Бесплатная аналитика

Обзор рынка логистических услуг в сегменте перевозки сборных грузов Украины. 2016 год (артикул: 26317 25375)

Вы можете заказать данный отчёт в режиме on-line прямо сейчас, заполнив небольшую форму. Заказ отчёта не обязывает к его покупке. После получения заказа на отчёт с Вами свяжется наш менеджер.

Если данный отчёт Вам не подходит, Вы можете:

  • 1. с уточнением структуры отчёта
  • 2. по Вашей теме
  • 3. по Вашей теме

    Дата подготовки обзора: сентябрь 2016 год

    Способ оплаты: наличный либо безналичный расчет, предоплата

    Способ получения: электронной почтой либо курьером в электронном или в печатном виде

    Количество страниц: 24, Arial, 1 интервал, 10 кегль

    Графиков и диаграмм: 8

    Таблиц: 10

    1. Общая характеристика рынка сборных грузов в Украине3

    1.1. Анализ тенденций развития рынка в 2014-6 мес. 2016 гг.. (плюс факторы влияния на развитие отрасли)

    1.2. Общие показатели рынка, расчет емкости рынка логистических услуг в 2014-6 мес. 2016 гг.. в денежном выражении (в т.ч. выделение доли рынка сборных грузов в структуре рынка логистических услуг) - оценочно

    2. Основные логистические операторы на рынке сборных грузов в Украине

    2.1. Перечень основных операторов на рынке сборных грузов, краткая характеристика их деятельности, рейтинги по объему площадей помещений для хранения - по наличию информации

    2.2. Степень конкуренции и риски

    3. Цена и ценообразование на рынке сборных грузов в Украине

    3.1. Средние цены по операторам в разрезе видов услуг - путем обзвона

    3.2. Описание факторов, влияющих на формирование цены, структура

    3.3. Цена и ценообразование в сфере использования складской недвижимости. Базовые арендные ставки

    5. Инвестиционная привлекательность отрасли

    5.1. SWOT - анализ рыночного направления

    5.2. Риски и барьеры выхода на рынок

    Описание основных операторов рынка перевозки сборных грузов в Украине

    Описание основных операторов рынка логистических перевозок сборных грузов в Украине

    Основные параметры оценки конкурентной среды исследуемого рынка

    Оценка конкурентной среды на рынке перевозки сборных грузов

    Результаты оценки конкурентной среды на рынке перевозки сборных грузов Украины

    Средняя стоимость услуг складской обработки и хранения в Украине, в 2015 г., грн

    SWOT-анализ рынка перевозки сборных грузов

    Риски и барьеры на рынке логистических услуг Украины

    Перечень графиков, диаграмм и схем:

    Динамика изменения объема производства промышленной продукции в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года в 2014 - 1 пол. 2016 гг.

    Динамика изменения объема внешней торговли в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года в 2014 - 1 пол. 2016 гг. в денежном выражении

    Динамика объема грузоперевозок в Украине в 2014 - 1 пол. 2016 гг. в натуральном выражении, млрд. т/км

    Динамика объема рынка услуг грузоперевозки в Украине в 2014 - 1 пол. 2016 гг. в денежном выражении, млрд. грн

    Динамика объема рынка услуг грузоперевозки в сегменте сборных грузов в Украине в 2014 - 1 пол. 2016 гг. в денежном выражении, млрд. грн

    Динамика сегмента рынка сборных грузов (согласно объявлениям) в Украине в 2014 - 1 пол. 2016 гг. в денежном выражении, млрд. грн

    Прогноз объема перевозок сборных грузов в Украине в 2016 - 2018 гг. в денежном выражении, грн

Другие исследования по теме

Название исследования Цена, руб.
Российский рынок полувагонов: итоги 2018 г., прогноз до 2021 г.

Регион: РФ

Дата выхода: 16.05.19

75 000
Российский рынок экспресс-доставки грузов и почты: итоги 2018 г., прогноз до 2021 г.

Регион: РФ

Дата выхода: 18.04.19

75 000
Российский рынок экспресс-доставки грузов: итоги 2017 г., прогноз до 2020 г.

Регион: РФ

Дата выхода: 31.08.18

75 000
Обзор рынка логистики Украины. 2018 год

Регион: Украина

Дата выхода: 15.04.18

29 900
Обзор рынка международных автогрузоперевозок и тентованных автомобилей Украины. 2017 год

Регион: Украина

Дата выхода: 20.12.17

78 600

Актуальные исследования и бизнес-планы

  • Бизнес-планы по производству газобетона

    1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА 1.1. Цели проекта 1.2. Расчетный период проекта 1.3. Стоимость реализации проекта 1.4. Источники финансирования проекта 1.5. Показатели эффективности проекта 2. ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ ПРОЕКТА 3. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА 3.1. Концепция производства неавтоклавного газобетона 3.2. Характеристика продукции 3.3. работы 3.4. Разрешительная документация для организации производства неавтоклавного газобетона 4. АНАЛИЗ РЫНКА 4.1. Объект исследования 4.2. Технология производства неавтоклавного газобетона 4.3. Объем рынка газобетона 4.4. Тенденции на российском рынке газобетона 4.5. Факторы, влияющие на рынок газобетона 4.6. Государственное регулирование рынка газобетона 4.7. Сырьевая база (Портландцемент без минеральных добавок) Динамика производства по годам Динамика производства по месяцам Объемы производства по федеральным округам Объемы производства по регионам 4.8. Производство стеновых блоков из ячеистого бетона Динамика объемов производства по годам Динамика объемов производства по месяцам Объемы производства по федеральным округам РФ Объемы производства в регионах РФ 4.9. Российские производители газобетона Объемы производства крупнейших российских предприятий Структура производства по крупнейшим российским предприятиям 4.10. Экспорт строительных блоков В натуральном вы…

  • Бизнес-план транспортной компании – 2014г. (с финансовой моделью)
  • Бизнес-план: Строительство тепличного комплекса по выращиванию зелени

    1. Резюме проекта
    2. Описание проекта и компании
    2.1. Общее описание проекта
    2.2. Выпускаемая продукция
    2.3. Сведения о проекте и его участниках
    3. Описание продукции
    3.1. Физическое описание продукции
    3.2. Назначение и область применения
    3.3. Основные характеристики
    3.4. Конкурентоспособность
    4. Маркетинговый план
    4.1. Описание и анализ рынка зелени в МО
    4.1.1. Объем и динамика
    4.1.2. Тенденции на рынке
    4.1.3. Крупнейшие отечественные производители
    4.1.4. Структура рынка: импорт/экспорт, разновидности, структура потребления
    4.1.5. Основные каналы дистрибуции
    4.2. Описание рынка зелени
    4.2.1. Объем и динамика рынка
    4.2.2. Основные игроки на рынке
    4.2.3. Тенденции на рынке
    4.3. Описание рынка зелени
    4.3.1. Объем и динамика рынка
    4.3.2. Структура рынка по цене

    4.4. Определение, описание и анализ потребителей
    4.5. Определение потенциала рынка сбыта
    4.6. Ценообразование
    4.6.1. Существующие модели ценообразования
    4.6.2. Адекватный рынку ценовой диапазон цен на продукцию
    4.7. Стратегия продвижения на рынок
    5. Производственный план
    5.1. Технология выращивания продукции
    5.2. Производственные площади
    5.3. По…

  • Бизнес-план: Бойня с цехом переработки

    1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА 2. СУЩНОСТЬ ПРЕДЛАГАЕМОГО ПРОЕКТА 2.1. Описание проекта и предполагаемой продукции/услуг: 2.1.1. Убой КРС (мясо в полутушах и обваленное и упакованное по частям) 2.1.2. Убой свиней (мясо в полутушах и обваленное и упакованное по частям) 2.1.3. Убой МРС (мясо в полутушах и обваленное и упакованное по частям) 2.2. Особенности организации проекта 2.3. Информация об участниках проекта 2.4. Месторасположение проекта 3. МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН 3.1. Обзор рынка говядины, свинины и баранины в Москве, МО, Калужской области 3.2. Основные тенденции на рынке 3.3. Анализ потребителей. Сегментация потребителей. 3.4. Анализ конкурентов 3.5. Ценообразование на рынке 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН 4.1. План по персоналу 4.2. План-график работ по проекту 4.3. Источники, формы и условия финансирования 5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН 5.1. Описание зданий и помещений 5.2. Расчет стоимости строительства 5.3. Описание технологического процесса (по данным заказчика) 5.3.1. Комбинированная линия для забоя КРС, свиней, МРС 5.4. Описание оборудования (по данным заказчика) 5.5. Сырье, материалы и комплектующие 5.6. Прочие технологические вопросы 6. ОКРУЖЕНИЕ ПРОЕКТА 6.1. Экологический аспект 6.2. Государственное регулирование 7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН 7.1. Исходные данные и допущения 7.2. Номенклатура и цены 7.3. И…

Бизнес в России. Руководства по открытию бизнеса в регионах.
Нам доверяют 700 000 предпринимателей страны


* В расчетах используются средние данные по России

1. ВВЕДЕНИЕ

Сегмент услуг по транспортировке грузов (без трубопроводного транспорта) включает деятельность специализированных транспортных организаций и предпринимателей (физических лиц), работающих по найму. Росстат включает сюда коммерческие грузовые перевозки, осуществляемые автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, морским и воздушным транспортом.

Автомобильные грузоперевозки – это неотъемлемое звено в цепочке, связывающей производителя товаров и конечного потребителя. В отличие от воздушного или морского транспорта, автомобильная доставка не зависит от времени года, а по сравнению с железнодорожным транспортом грузовой автотранспорт обладает высокой степенью мобильности и может доставить груз практически в любое место. Кроме этого, этот вид грузоперевозок является наиболее экономически выгодным для грузоотправителя.

2. АНАЛИЗ РЫНКА

Основным макроэкономическим индикатором традиционно является ВВП страны, который отражает совокупно все процессы, происходящие в народном хозяйстве. Начиная с III квартала 2011 года ВВП России обнаруживает стабильную тенденцию снижения (Рис. 1). При этом, если до 2014 года происходило только сокращение темпов роста, то во второй половине 2014 и далее ВВП стал снижаться.

Рисунок 1. Ежеквартальная динамика ВВП России, 2008-2015 гг., млрд. руб. и % к предыдущему периоду (по данным Росстат)


Предпосылками такого снижения стали несколько очевидных факторов: санкции со стороны ЕС и США, ослабление курса национальной валюты, падение цен на нефть и, как следствие, снижение благосостояния и платежеспособности большей части населения страны. Также произошло значительное удорожание импортной продукции – как продовольственных, так и непродовольственных товаров. По данным Росстат, только в 2014 году цены на товары и услуги в среднем выросли на 11,4% по сравнению с 2013 годом. Цены на продовольственные товары выросли на 15,4%, на непродовольственные – на 8,1%.

Профессиональный набор для создания идей бизнеса

Трендовый продукт 2019..

На фоне снижения темпов роста экономики в стране снижаются и объемы грузоперевозок всеми видами транспорта, кроме воздушного. Согласно данным Министерства транспорта РФ, объем грузоперевозок в 2014 году в стране составил 6 776,5 млн. тонн; снижение к 2013 году составило 3,5%. Объем только коммерческих грузоперевозок в 2014 году составил 2 978,6 млн. тонн, что на 3,3% ниже, чем в 2013 году.

В отрасли высока доля аутсорсинга, что связано, по мнению экспертов, с особенностями развития транспортного рынка в стране:

    в общем грузообороте преобладают железнодорожные перевозки, осуществляемые монополистом отрасли – ОАО «РЖД»

    морские, внутренние водные и воздушные грузоперевозки осуществляются специализированными транспортными компаниями

Исключением является отрасль автомобильных грузоперевозок. Многие производственные и торговые компании имеют собственный автомобильный транспорт, что приводит к высокой доле перевозки грузов нетранспортными организациями. По состоянию на 2014 год, более 70% грузоперевозок и около 51% грузооборота выполнялось собственным транспортом коммерческих организаций.

Рисунок 2. Динамика коммерческих перевозок грузов и грузооборота транспорта всех отраслей экономики РФ в 2008-2015 гг., % (по данным Минтранс РФ, МЭР РФ, РБК Исследования рынков), %


В 2014 году сократились объемы грузоперевозок всеми видами транспорта, кроме воздушного. Рост этого сегмента составил 3%. В структуре грузоперевозок возросла доля железнодорожного транспорта. При этом, доля автомобильного транспорта составляет около 55%. В структуре же грузооборота преобладает железнодорожный транспорт, на долю которого приходится 90,9%, в то время как на долю автомобильного – всего 4,8%.

Рисунок 3. Динамика коммерческих перевозок грузов и грузооборота по видам транспорта всех отраслей экономики, 2013-2014 гг., % (по данным Минтранс РФ, РБК Исследования рынков)


Рисунок 4. Динамика коммерческих перевозок грузов и грузооборота по видам транспорта всех отраслей экономики, 2014-2015 гг., % (по данным Минтранс РФ, РБК Исследования рынков)


Рисунок 5. Структура коммерческих перевозок грузов по видам транспорта РФ, 2014 г., % (по данным Минтранс РФ, РБК Исследования рынков)


Рисунок 6. Структура коммерческого грузооборота по видам транспорта РФ, 2014 г., % (по данным Минтранс РФ, РБК Исследования рынков)


Сегмент грузоперевозок является индикатором потребительской активности в стране. С первой половины 2015 года объем грузоперевозок стабильно снижается, что связано с падением платежеспособности населения и проседанием потребительского рынка.

По мнению экспертов, динамика рынка в ближайшее время будет определяться в значительной степени внешними факторами: снижение цен на сырьевые товары и рост потребительских цен, волатильность финансовых рынков, а также геополитические риски.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Рисунок 7. Основные факторы риска транспортных услуг (по данным РБК Исследования рынков)

Вероятные последствия для РФ

Вероятность реализации и оценка влияния на грузопотоки

Экономическая рецессия

    Отток капитала и снижение потребительской активности, падение объемов производства, уход с рынка малого и среднего бизнеса

    Замедление роста доходов населения, сокращение платежеспособного спроса

    Высокий уровень инфляции

    Ослабление курса национальной валюты

    Неизбежно

    Снижение объемов внутренних и международных перевозок

    Сокращение возможностей финансовой поддержки со стороны государства

    Снижение спроса на коммерческие грузоперевозки

    Уход с рынка игроков с высокой долей кредитных и лизинговых обязательств

Введение взаимных ограничительных мер (санкции)

    Уменьшение инвестиционных возможностей правительства и государственных корпораций

    Удорожание заемных средств

    Сокращение взаимной торговли с ЕС, снижение объемов импорта и экспорта

    Переориентация на новые рынки

    Ограничение доступа на международные финансовые рынки, кризис ликвидности

    Неизбежно

    Сокращение объемов международных направлениях (европейские рынки) на 65-70%

    Повышение значимости морского транспорта и портов как транспортных узлов (импорт товаров из развивающихся стран)

    Увеличение грузопотока из КНР наземным транспортом

    Ухудшение финансового состояния транспортных и логистических компаний

Снижение объемов многие компании компенсируют путем повышения тарифов. Тем не менее, удорожание перевозок в большинстве случаев не компенсирует рост издержек.

Рисунок 7. Динамика российского рынка транспортных услуг, 2008-2015 гг., млрд. руб. и % (по данным РБК Исследования рынков)


Готовые идеи для вашего бизнеса

Рисунок 8. Структура российского транспортно-логистического рынка по видам услуг (по данным РБК Исследования рынков)


К основным трендам развития рынка транспортно-экспедиторских услуг эксперты относят: продолжение снижения объемов коммерческих перевозок и грузооборота, падение стоимостных и физических показателей международных перевозок, обострение конкуренции.

Рисунок 9. Факторы риска, основные тренды и антикризисные меры на рынке грузовых автоперевозок (по данным РБК Исследования рынков)


Согласно данным Росстата, на 2015 год парк автомобильного транспорта коммерческих грузоперевозчиков составлял более 6 млн. единиц. По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», парк автомобилей грузоподъемностью более 3,5 тонн составлял порядка 3,73 млн. единиц. Активное обновление автопарка пришлось на 2011 – 2014 гг.

По оценке участников рынка, рентабельность коммерческих грузоперевозок автомобильным транспортом снизилась с 14-17% до 8-10%, экспедиторских компаний – с 6-7% до 1,5-4%.

Рисунок 10. Структура российского рынка автомобильных грузоперевозок по типу грузов (в денежном выражении), % (по данным Минтранс РФ, РБК Исследования рынков)


Наибольший рост объемов в последние годы приходится на сегмент сборных грузов. Участники рынка оценивают объем сегмента в диапазоне 60-90 млрд. руб. По прогнозам экспертов, к 2020 году объем может достичь 80-100 млрд. руб. в зависимости от реализации пессимистичного или оптимистичного сценария.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Рисунок 11. Динамика экспортного и импортного грузопотока России, 2008-2015 гг., % (по данным ФТС РФ, РБК Исследования рынков)


К числу факторов влияния, которые скажутся на развитии отрасли автомобильных грузоперевозок в ближайшее время можно отнести следующие:

    переориентация капиталов с рынков развивающихся стран на рынки США (производства нового технологического цикла)

    Формирование глобальных торговых блоков, снижение роди ВТО

    Снижение темпов роста китайской экономики и производства, переориентация производства на менее материалоемкие и высокотехнологичные производства, что приведет к снижению потока импорта в страну

    Низкие темпы роста и потребления в странах, зависящих от сырьевого экспорта

По мнению РБК Исследования рынков, в ближайшие годы спад на рынке автомобильных грузоперевозок прекратится. Так, например, по итогам 2016 года ожидается падение не более, чем на 2%. А в 2017 году ожидается положительная динамика спроса. Тем не менее, в периоде до 2018 года объем автомобильных грузоперевозок не достигнет уровня 2014 года.

Рисунок 12. Прогноз динамики коммерческого грузооборота транспорта всех отраслей экономики, 2012-2018 гг., млрд. т-км, % (по данным РБК Исследования рынков)


Денис Мирошниченко
(c) - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

519 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 23519 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Хотите узнать, когда окупится бизнес и сколько реально вы сможете заработать? Бесплатное приложение "Бизнес-расчеты" уже помогло сэкономить миллионы.

Юридические аспекты, выбор оборудования, формирование ассортимента, требования к помещению, производственные процессы, сбыт. Полные финансовые расчеты.

Проблемы с которыми сталкивается заказчик, на рынке логистических услуг весьма разнообразны.
Сегодня китайская экономика бьет все рекорды по темпу роста и экспорту продукции. На данный момент там выпускаются все виды продукции – от продуктов питания, обуви и одежды до электроники и продукции машиностроения. Относительно невысокая стоимость этих товаров при их достаточно высоком качестве определяет к ним неизменный интерес во всем мире. Причем экономика этой страны идет по пути "сегментации" производства, исходя из их "класса", т. е. производители сознательно выстраивают линейку товаров от откровенно "Фэйковых" изделий массового спроса и самой низкой цены, до элитных хорошего качества и достаточно дорогих.

В российском сегменте импорта этой продукции отведено ведущее место. По сведениям таможенных терминалов Дальневосточного региона России, в процентном отношении большая часть всех импортных товаров приходится на китайские товары, причем год от года эта процентная составляющая растет. Чрезвычайно разнообразна и номенклатура товаров, поставляемых в РФ. Весомый вклад в общий объем импорта вносит легкая промышленность, на сегодняшний день это около 60% рынка. Текстиль, обувь, аксессуары, игрушки, мебель, копии известных брендов, товары для дома и т.д. Активно импортируются компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны, планшеты, фотоаппараты и прочая техника, без которой современный человек просто не мыслит своего существования. Последние годы в России, благодаря качеству в сочетании с невысокой ценой, большой популярностью пользуются недорогие автомобили, катера и яхты. Китайские станки и спецтехника широко используются российскими производителями. Товары пищевой промышленности можно найти на полках любого продовольственного магазина. И это далеко не полный список товаров, импортируемых Китайской Народной Республикой.

Как показывает практика, многие российские кампании давно уже нашли себе постоянных деловых партнеров, а кто-то только разворачивает свой бизнес и налаживает процесс доставки продукции из КНР . Но всех их объединяют задачи не только по поиску необходимых товаров, но и по оптимизации перевозки и доставки этих товаров в Россию. Низкая цена является одним из важнейших преимуществ товаров, произведенных в этой части Азии, потому факторы стоимости и качества доставки грузов играют, здесь немаловажную роль. Ведь если расходы на доставку окажутся слишком большими, то это существенно поднимет рыночную стоимость товара, подорвет его конкурентоспособность. Да, и чрезмерно долгая перевозка товара, также может негативно отразиться на бизнесе.

Итак, оптимизация грузоперевозок товаров из Китая в России, а также выбор способа доставки, – важнейшая задача, для любого бизнеса. Экономико-географические особенности наших государств, существенные различия в уровне развития их инфраструктур определяют свои правила в сфере грузоперевозок. Присутствует ряд и других факторов, от которых зависит способ и время доставки закупаемого товара из Китая. Важнейшим из них является тип груза.

Здесь, заказчик попадает на рынок логистических услуг, где его могут подстерегать различные трудности. Давайте рассмотрим основные проблемы, с которыми обычно сталкиваются на этом пути:
- Надежность компании перевозчика: это пожалуй, первая и самая трудная проблема! Выбирая логистическую фирму, обратите внимание есть ли у нее программы страхования грузов? Сколько лет она на рынке? Кто ее партнеры на китайской стороне? (Здесь, важным будет и наличие собственных складов консолидации на территории страны)
- Таможенное оформление: любой товар на границе проходит процедуру растаможки, и именно от опыта вашего менеджера-логиста будет зависеть время, потраченное на этом этапе доставки и величина тарифов, пошлин при декларировании. (Следует заметить, что на ряд товарных групп могут быть наложены ограничения например на упаковку, комплектность, и очень важно, чтобы ваш логист вас об этом предупредил до того как машина встанет на таможне).
- Возможные проблемы с поставщиком, или промежуточной компанией, которая доставляет ваш груз с фабрики до распределительного центра. (Тут, важно убедиться, что ваш менеджер владеет иностранными языками, это легко проверить заглянув в перечень услуг выбранной вами компании, есть ли там сервис- Торговое Агентирование. Сразу заказывать эту услуги, Вы возможно и не станете, но она является гарантией, что в случае непредвиденных осложнений перевозчик сможет вам помочь).

Статью подготовила: проф. Сербул М. Н.