Перцептивные способности - это что такое? Механизмы перцепции и развитие социальных навыков Зависит ли наше восприятие от социума

Практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональной технологии. Другая половина ее - искусство. Педагогические способности - качество личности. Выделяются главные группы способностей:

* Организаторские- умение учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги.

* Дидактические- умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование; доступно, ясно и последовательно изложить учебный материал; стимулировать развитие познавательных интересов.

*Перцептивные- умение проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

*Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.

*Исследовательские- умение познать и объективно оценить педагогические ситуации.

* Научно-познавательные- способность усвоения новых научных знаний в избранной отрасли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Перцептивные педагогические способности

Помогающие обеспечить успех урока"

Практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональной технологии. Другая половина ее - искусство. Педагогические способности - качество личности. Выделяются главные группы способностей:

* Организаторские- умение учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги.

* Дидактические- умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование; доступно, ясно и последовательно изложить учебный материал; стимулировать развитие познавательных интересов.

*Перцептивные- умение проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

*Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.

*Исследовательские- умение познать и объективно оценить педагогические ситуации.

* Научно-познавательные- способность усвоения новых научных знаний в избранной отрасли.

Все ли способности одинаково важны в практической деятельности педагога? Оказывается нет. Ведущие способности это:

*педагогическая зоркость

*дидактические

*организаторские.

Остальные способности можно отнести к вспомогательным, сопутствующим. Остановимся на одной группе педагогических способностей- перцептивные способности- умение выявить особенности психики учащегося.

Некоторые теоретики предполагают, что поведение людей- как нормальное, так и ненормальное- несёт на себе отпечаток:

1.семейного окружения

2.общества

3.культуры.

Все мы являемся частью социального каркаса семьи, друзей, знакомых и даже незнакомых людей; некоторые виды взаимоотношений с окружающими, в которые мы вовлекаемся, могут усиливать отклонения в поведении и даже стать причиной их возникновения.

Педагогическая деятельность- это деятельность специфичная, и главной ее особенностью является то, что основным предметом труда здесь является личность другого человека. В центре этой деятельности еще только формирующаяся личность. А потому эта личность особо чувствительна к различным социальным воздействиям, особо ранима и менее устойчива.

Получение адекватного знания о личности учащегося важно к тому же и с другой точки зрения. Изучение личности учащегося представляется необходимым в качестве условия и метода обеспечения обратной связи в педагогическом процессе.

Психодиагностика личности способна помочь учителю в решении большинства педагогических задач. Существует целый пакет тестов определяющих тип характера человека. Понятие "акцентуация" впервые ввел немецкий психиатр и психолог Леонгард. В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром, профессором Андреем Евгеньевичем Личко.

Гипертимный тип.

Приподнятость настроения, жажда новизны во всем- это определяет все поведение. Важнейшей особенностью гипертимов является их большая подвижность, активность, склонность к озорству, неугомонность, общительность, болтливость. Все это в учебном процессе проявляется в виде неусидчивости и недисциплинированности. Такое поведение гипертимов очень часто вызывает неудовольствие и резкую реакцию педагогов.

Первые признаки этого типа видны уже в начальной школе. Высокая степень активности сочетается с постоянным стремлением к лидерству. Большая активность сочетается с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо переносят одиночество, строгую дисциплину, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделие. Склонны к переоценке своих возможностей и чрезмерно оптимистическим планам на будущее. Стремление окружающих подавить их активность нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения.

Особое внимание нужно обращать на соблюдение дистанции, достаточной для продуктивного взаимодействия. Нельзя применять жестокость, надо заинтересовать (подкидывать новые идеи)

Циклоидный тип.

Характеризуется постоянной сменой настроений, не зависящей от самого человека, ни от обстоятельств. Настроение чередуется периодами легкой подавленности с периодами гипертивности по 10-15 дней. Этот тип характера встречается в три раза чаще у девочек, чем у мальчиков. В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подросток становится домоседом, избегает компаний. Неудачи и даже мелкие неурядицы тяжело переживаются. Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности, ненужности. Между фазами часто имеет место достаточно длительный период "гармоничного" поведения. Первые признаки этого типа около 12 лет.

Эмоционально-лабильный тип.

Ведущим радикалом этого типа является эмоциональная лабильность. Смена настроения частая, но связана с мелкими внешними раздражителями, с различными жизненными ситуациями. На лидерство не претендующий. Предпочитает быть в кругу людей, которые к нему хорошо относятся, влюбчивы. У лабильных подростков чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, которые сами проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании. Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. Тяжело переживают утрату или эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц.

Астено-невротический тип.

Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность. Медленная врабатываемость, короткий пик и быстрый спад. Утомляемость обычно проявляется при умственных занятиях и в обстановке соревнований, соперничества. При утомлении аффективные вспышки возникают по ничтожному поводу (эти вспышки физиологические). Не претендуют на лидерство, легко подчиняемы, часто оказываются под влиянием других. Начинает проявляться в 9-11 лет. Присуще на протяжении всей жизни. Независимо от уровня интеллекта учатся средне.

Психастенический тип.

Главными чертами являются нерешительность, тревожная мнительность (в виде опасений за будущее своё и своих близких) склонны к самоанализу. Черты характера обнаруживаются уже в начальной школе. Отвечать за себя, и особенно за других бывает самой трудной задачей. Консолидируется тип в возрасте 12-14 лет, до этого лёгкость появления сомнений. На лидерство не претендует, под влияние не попадает, общается в кругу себе подобных. Склонны к тому чтобы глубинно изучать что-либо, самостоятельные, нерешительные. Имеют правильную самооценку.

Рекомендации педагогам- не ставить в положение выбора (научить нельзя), давать только конкретные задания. Использовать склонность к глубинному изучению, сделать его мозговым центром- пусть что-то изучит и расскажет другим.

Сенситивный тип.

Определяется робостью, ранимостью, нерешительностью. Имеет высокий уровень требований к себе. Появляется в 10-12-13 лет, некоторые признаки и раньше. Избирательны в общении, если подружились верны дружбе, привязаны к близким, к родителям. В себе видят множество недостатков, особенно в области волевых качеств. Часто встречается неудовлетворенность своим физическим "Я" ("образ тела"). Замкнутость, робость и застенчивость особенно проявляются среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми трудны даже самые поверхностные контакты, но с теми, к кому привыкли, бывают достаточно общительны. Чрезвычайные трудности вызывают ситуации негативного оценивания или обвинения. Ответственны, учатся независимо от уровня интеллекта, хорошо. Предпочитают жить иллюзиями, в воздушных замках. Сенситивы тяжело переносят развод родителей. Расценивают как предательство.

Рекомендации педагогам- нельзя резко вырывать из привычной обстановки, если даже едет поступать в институт желательно, чтобы ехала и мама. Необходим индивидуальный подход. С сенситивным типом надо быть искренним. Самый сложный тип.

Шизоидный тип.

Главные черты- замкнутость и недостаток чувствительности в процессе общения, неумение и нежелание общаться, неумение понять чужие переживания, желание и мысли партнера. Его мало волнует, что вокруг. Нередко неряшливы, естественное поведение- читать в шумной веселой компании. Сложно, заумно формулируют свои умозаключения, не чувствуют чужой боли и не требуют внимания к себе. Имеют причудливые хобби. Черты характера появляются в 10-12 лет.

Эпилептоидный тип.

Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения, с постоянно нарастающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. Характерна аффективная взрывчатость. Эти взрывы не только сильны, но и продолжительны. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Неуемное желание лидерства, допускают иерархию власти, власти добиваются любыми способами. Хорошо адаптируются в условиях строгого дисциплинарного режима, где высокой показной исполнительностью перед начальством стремятся завладеть положением, дающим власть над другими подростками. Свойственна мелочная аккуратность, строгое соблюдение правил (иногда в ущерб делу)

Истероидный тип.

Желание выделяться, быть ярким, жажда внимания к себе. Первые признаки появляются достаточно рано, еще в детском саду. Учатся лучше всех или хуже всех. Могут быть лживы, необычные хобби (ни у кого больше такой нет). Склонность к позёрству, свойственна театральность переживаний. Низкая способность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии. Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение.

Неустойчивый тип.

Неуёмная жажда удовольствия при нежелании трудиться, поверхностность увлечений. Признаки этого типа видны уже в 8-10 лет. Учатся плохо, прогуливают. Легко подчиняются, оказываются под влиянием эпилептоидного типа. Быстро появляется алкоголизм 15-16 лет (при ранней алкоголизации). При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случая отлынивать от любого труда. Слабый волевой компонент личности. К своему будущему равнодушны, планы не строят, живут настоящим. Безнадзорность быстро оказывает пагубное действие.

Конформный тип.

Главная черта- конформность: ярко выраженное стремление быть "как все". Это стремление распространяется на всё - от стремления одеваться как все, до сильной зависимости от окружения, суждений, позиций и поведения. В "хорошей " среде хорошо учатся, стараются и работают, в "плохой"- усваивают достаточно быстро её обычаи, привычки, манеру поведения. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы.

Обобщая всё сказанное, очевидно, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.

Используемая литература:

1. Подласый И.П." Педагогика", учебник 1 часть.

2. Реан А.А. "Психология изучения личности".

3. Реан А.А. "Практическая психодиагностика личности".

4. Хьелл А., Зиглер Д. "Теории личности".


Перцептивные навыки представляют собой автоматизированные механизмы восприятия, опознания и классифицирования разнообразной информации (стимулов, сигналов, раздражителей, ситуаций и т.п.).

Перцептивные навыки осваиваются как бы сами собой и необходимы, например, для узнавания и различения команд. В самом начале дрессировочного процесса щенок может путать выполнение приемов и садиться по команде «лежать», но со временем это проходит. Собака научается быстро и правильно распознавать сигнал-команду.

Примером формирования перцептивного навыка так же может являться снижение ориентировочной реакции при негативном научении.

Под интеллектуальными навыками подразумевают автоматизированные алгоритмы, приемы и способы решения задач, встающих перед животными в процессе жизнедеятельности.

Это поведение мы можем наблюдать только тогда, когда собака очень сильно заинтересована и хочет думать: во время охоты, когда хочет обмануть нас: не выполнить команду, что-то украсть со стола, залезть в холодильник и т.д.

Двигательные или моторные навыки – это освоенные и упроченные действия, обеспечивающие оптимальные решения двигательной задачи.

Двигательные навыки не только включают в себя перцептивные и интеллектуальные навыки, но и регулируются ими.

Под высокой степенью освоения действия подразумевают его безотказность, высокую скорость осуществления, однообразие воспроизводимых элементов действия, независимость действия от внешнего влияния и отсутствие сознательной поэлементной регуляции и контроля.

Умение и навык отличаются друг от друга степенью освоенности действия.

Под двигательным умением понимается относительно стабильная, но неустойчивая к действию сбивающих факторов (появление кошки, бегущего человека и т.д.) степень владения двигательных действий, которая характеризуется сознательным управлением элементами движения.

Навык несводим к условному рефлексу, и его нельзя сравнивать с цепью или совокупностью условных рефлексов. Любое завершенное поведение животного (поведенческий акт) гораздо сложнее и представляет собой совокупность наследуемых и приобретенных элементов поведения, взаимодействие которых происходит под управлением и контролем интеллектуального аппарата животного.

На скорость формирования навыка влияют способности животного к освоению предполагаемого действия, вид и уровень мотивации и лежащей в ее основе потребности, опыт животного, методика формирования действия, режим тренировки и особенности подкрепления.

Стэнли Корен ранжировал собак по уровню интеллекта. Издал книгу «Интеллект собак» . На русском языке она не издавалась.

Стэнли Корен «Как разговаривать с собакой».

Е.Н. Чухарев – второй генерал кинологии. Был хорошим организатором в области кинологии. Первым генералом был Медведев.

Способность к научению в породе индивидуальна, потому что отбора на это качество не идет.

Индивидуальные особенности собаки выражаются, прежде всего, в психофизиологических свойствах животного: мотивационно эмоциональной особенности (безразличие), реактивности (способности быстро реагировать), возбудимости, лабильности центральной нервной системы (быстрый переход от возбуждения к спокойствию и наоборот) – оказывающих значительное влияние на способность к научению.

В педагогике

Навыки - действие, сформированное путем повторения, характе¬ризующееся высокой степенью освоения и отсутствием сознательной поэлементной регуляции и контроля. Различают навыки перцептив¬ные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивные навыки - автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хо¬рошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета. Интеллектуальный навык - автоматизированный прием, способ ре¬шения встречавшейся ранее задачи. Двигательный навык - автомати¬зированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее. Двигательные навыки включают в себя перцептивные и интеллекту¬альные навыки и регулируются ими на основе автоматизированного отражения предмета, условий и порядка осуществления актов дейст¬вия, направленного на преобразование реальных объектов.

Благодаря автоматизации движений в результате формирования навыков происходят значительные изменения структуры действий, которые сводятся к следующему.

Изменяются приемы исполнения движений:

Ряд частных движений сливаются в единый акт, в одно слож¬ное движение;

Устраняются лишние движения;

Появляется совмещение - одновременное выполнение дви¬жений обеими руками (ногами);

Ускоряется темп выполнения движений.

Изменяются приемы сенсорного контроля над действием. Чаще всего зрительный контроль над выполнением движений в значитель¬ной мере заменяется мускульным (кинестетическим).

Изменяются приемы центрального регулирования действия. Сознание освобождается от регулирования способов действия и пе¬реносится на обстановку и результат действия.

Указанные изменения являются следствием упражнений. Упражне¬ние - многократное выполнение определенных действий или видов деятельности, имеющее целью их освоение, опирающееся на понима¬ние и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой. Каждый навык складывается и функционирует в системе навы¬ков, которыми уже владеет человек. Одни из них помогают новому навыку, другие мешают, третьи его видоизменяют и т.д. Это явление названо в психологии взаимодействием навыков. Существует два ос¬новных вида взаимодействия навыков:

1) отрицательный перенос, или интерференция навыков. В этом случае условия двух действий воспринимаются человеком как сходные, хотя в действительности эти действия различны по приемам исполнения и контроля, или центрального регулиро¬вания. Формирование нового навыка в этом случае затрудня¬ется и замедляется;

2) положительный перенос, или индукция навыков. В этом случае, несмотря на внешнюю непохожесть двух задач, не¬обходимые для их решения правила и приемы, контроль и центральная регуляция совпадают. Формирование нового навыка в этом случае существенно облегчается. Проблема переноса навыков является одной из центральных про¬блем педагогической психологии.


Навык двигательный - автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.

Навык интеллектуальный - автоматизированные приемы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач.

Навык перцептивный - автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.

существуют два коренным образом отличающихся вида навыка: навыки как первично автоматические действия, которые непроизвольно складываются на основе инстинктивной мотивации в результате непреднамеренного стечения обстоятельств, и навыки, которые сознательно вырабатываются в процессе учебы посредством преднамеренного закрепления или автоматизации первоначально не автоматически совершающихся действий.

Механизмом первично автоматических навыков являются условные рефлексы; они образуются посредством механизма временных связей. Навыки второго вида, вторично автоматизируемые действия, предполагают помимо существенного для их закрепления механизма условных рефлексов также и другие «механизмы» интеллектуального порядка - более или менее генерализованные смысловые связи.

Различие между этими двумя видами навыка не только количественное, но и качественное, существенное, коренное. Навыки второго вида имеются только у человека (хотя у человека имеются не только такие сознательно вырабатываемые навыки, но и непроизвольно складывающиеся). Для развития навыков второго вида потребовались коренные общие сдвиги в развитии: переход от биологического развития к историческому и связанное с ним появление интеллектуальных форм познания и сознательных форм поведения, характерных для человека.

Поэтому в научении участвует понимание и интеллект а бихевиористы сузили круг явлений памяти до навыков, а научение свели к механическому повторению и заучиванию и в этом они НЕ ПРАВЫ.

Понимание или Интеллект (от лат. intellectus - понимание, познание) - это способность, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение/

Интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) - способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.

2. Характеристики умений и навыков.

Норман. Характеристики навыков:

1. Плавность, легкость деятельности (напр., профессионал решает задачу с видимой легкостью).

2. Автоматизм. Отключенность высших уровней сознания (хорошие машинистки не знают каким пальцем в какой ситуации они нажимают пробел).

3. Умственное усилие у профессионалов уменьшается (Канеман: корреляция с расширением зрачка).

4. Влияние стресса меньше у профессионалов. Т.к., действия автоматизированы и на них тратится меньше умственных усилий стресса не возникает.

5. Интерпретация задачи. Самолет, авто и т.п. для опытных профессионалов лишь орудие («пилот не управляет самолетом, а летит»).

Красота выполнения деятельности. Все эти характеристики гармонично связаны между собой.

3. Научение и понимание.Норман.

▫ Научение без понимания: «ученые идиоты» могут возводить в степень колоссальные числа, но больше ничего не умеют.

▫ Понимание (или знание) без научения: дана жесткая инструкция, она нормально понимается, но в определенных условиях все же не выполняется (аквалангисты не сбрасывают балласт и тонут, пилоты не выпускают шасси и разбиваются).

4. Кривая научения. - графическое представление процесса научения. Предполагается, что типичной его формой является кривая, отражающая отрицательное ускорение. Вопрос этот остаётся неясным по той причине, что имеется так много переменных, влияющих на ход научения, что невозможно сделать какие-либо надёжные обобщения.

Изначально кривую научения использовал торндайк в своих экспериментах. Ход опытов и результаты изображались графически в виде кривых, где на оси абсцисс отмечались повторные пробы, а на оси ординат - затраченное время (в минутах).

Кривая научения:

· падает, если мера – ошибки (т.е. если по оси оy ошибки а по оси ох – минуты то поскольку их с прошествием времени будет все меньше - кривая падает)

· возрастает, если мера - количество действий за единицу времени (чем лучше мы учимся что-то делать тем быстрее мы это делаем)

Чтобы получить полную кривую научения, надо начать со стадии на которой отсутствует упражнение, и продолжить до тех пор, пока испытуемый не иссякнет.

Наклон характеризует скорость совершенствования (если быстро - прямая; обычно - зубцы). Горизонтальные участки кривой:

1) Начальная площадка. Счет испытуемого в самом начале был примерно равен нулю. Пр.: жонглирование шариками; Павлов: слюна у собаки выделяется не сразу.

2) Конечная площадка, а) хороший уровень (мотивационный предел); б) физиологический предел.

3) Промежуточная площадка (плато).