Чем занимается помреж? Должностная инструкция: режиссер монтажа Режиссер постановщик обязанности неизвестные издания

Как мы уже отмечали во введении, в эпоху советского кинематографа профессии «продюсер» не существовало, поэтому главным творцом фильма всегда считался режиссер. Произошедшие изменения в кинопроизводстве не повлияли на зрительское мнение -- до сих пор большинство считает, что создателем фильма является только режиссер. Однако даже при таком мнении, имя режиссера остается самым слабым мотивом для посещения кино.

Для начала необходимо ответить на вопрос: кто же такой режиссер? В первую очередь проанализируем учебно-методические материалы, рекомендованные специалистам, обучающимся кинематографическим специальностям. Стоит отметить, что хотя большинство авторов написали свои книги еще в начале-середине XX века, эти работы переиздаются в наши дни, и все размышления авторов, их исследования и определения применимы к сегодняшним реалиям кинопроизводства.

В отечественных учебниках по кинематографии очень сложно найти четкое определение режиссера. Например, Андрей Тарковский так определяет режиссера: «Кинематографист, который явно видит свой замысел и затем, работая со съемочной группой, умеет довести его до окончательного и точного воплощения, может быть назван режиссером». Очень часто режиссера сравнивают с художником, который воплощает свою идею на экране, а главной целью художника считается сохранение собственного замысла в сложном процессе кинематографа. Именно воплощению замысла Тарковский уделяет большую часть своей книги -- через игру актеров, работу с композицией кадра, светом и цветом, а затем монтажем снятого материала. Лев Кулешов так говорит о художнике (режиссере): «…это человек, обладающий прежде всего талантом, при-том обязательно знающий жизнь, умеющий видеть жизнь и умеющий в жизни отбирать типичное, главное, обобщать эти образцы». Так же нетепичное определение режиссера, подчеркивающее сложность и неодназначность профессии, можно встретить в «Основах режиссуры» В.И. Карпа: «…режиссер, специалист, осуществляющий свой творческий замысел с помощью специфических средств своей профессии, и реализует его во времени и пространстве, создавая произведения пространственно-временных видов искусств». Под замыслом предлагается понимать первоначальное представление режиссера о его будущей кинокартине или некий образ, с которого начнется работа.

Интересным представляется видение режиссера через эпоху, в которую он живет, у Андрея Кончаловского: «Режиссер в России (в советские времена, во всяком случае) -- борец, страдалец, диктатор, художник, артист». Кончаловский подчеркивает, что без борьбы за свою свободу режиссер не способен ощутить себя и значимость того, что он делает.

Обратившись к словарям, мы найдем, что «режиссер» происходит от латинского «rego» -- «управлять». Это качество подчеркивают многие словари: кинорежиссер -- «Режиссер, руководящий постановкой пьесы для кинематографа» или главный креативный художник на киноплощадке.

Интересен так же взгляд американского исследователя Эдварда Ханта, который считает, что у режиссера есть два определения. «Режиссер минимальных навыков» -- тот, кто указывает, что и как делать актерам, куда поставить камеру операторам, какой крупности должны быть планы, а так же непосредственно на площадке говорит: «Мотор!» и «Снято!». И режиссер -- «автор кино». Такой режиссер создает на экране целый мир, который так сильно захватывает зрителя, что тот забывает о своей реальности. Однако «режиссер минимальных навыков» может всегда превратиться в «автора кино» и наоборот, так как каждый фильм -- это сочетание множества уникальных компонентов.

Таким образом, можно вывести определение, что режиссер -- это творческий лидер съемочной группы в кинематографе, воплощающий замысел с помощью специфических средств своей профессии и владеющий всеми аспектами кинопроцесса.

Прежде чем перейти к обязанностям режиссера, рассмотрим его навыки и знания, которые, как мы отмечали выше, относятся к понятию компетенции.

По Кулешову, режиссер должен знать философию, мировую историю и историю своей страны, так же должен хорошо знать классическую и современную литературу, владеть знаниями драматургии, должен быть способным к отбору и систе-матизации всего прочитанного, увиденного и услышанного. Режиссер должен жить активно: «уметь наблюдать жизнь и систематизировать свои наблюдения, должен любить и понимать живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, театр, танцы, - все виды искусства. И режиссер должен отлично знать искус-ство кинематографа, знать, как его развивать, и для этого овладеть тех-никой этого искусства». Кроме всего прочего, Кулешов указывает на сложность работы в физическом плане -- режиссеру необходимо быть здоро-вым, выносливым и энергичным. На втором месте после компетенций, которые можно отнести к общекультурным, у Кулешова стоит наблюдательность. Под этим понимается, что режиссеру необходимо подмечать все, что характерно как окружающему миру в целом, так и то, что характерно поведению человека. Кулешов подчеркивает, что очень важно наблюдать систематически, научиться записывать свои наблюдения и систематизировать их. Такой навык помогает раскрыть свой внутренний мир и развить творческую фантазию.

О навыках наблюдения за жизнью как об одном из важнейших навыков режиссера так же говорит Сергей Эйзенштейн: «…обучение кинематографу нужно начинать с обучения уметь видеть, разбирать и осваивать то, что происходит в действительности». Необходимо не только изучать происходящее вокруг, но и отбирать то, что возможно выразить и показать. Увидеть -- отобрать -- показать -- три главных действия, которые выделяет Эйзенштейн. Так же необходимо уметь четко формулировать свое видение и понимание конкретных вещей, «давать совершенно определенные данные». Поэтому важно уметь отстаивать свой замысел и быть принципиальным. Для этого, конечно, режиссеру необходимо быть знакомым с разными искусствами, а так же другими кинематографическими специальностями.

Для Тарковского принципиально важным моментом является наличие у режиссера своей собственной концепции и представления о мире: «Художник начинается тогда, когда в его замысле или в его ленте возникает свой образный строй, своя система мыслей… Только при наличии собственного взгляда на вещи режиссер становится художником, а кинематограф -- искусством». Однако Тарковский подчеркивает, что умение сотворения своей собственной концепции без умения объяснить свой замысел творческой группе -- стоит очень малого.

Американские коллеги так же подчеркивают, что способность режиссера донести свою идею не только до съемочной группы, но и до дистрибьюторов, а потом -- зрителей, является одной из ключевых.

Вопрос о том, какими данными должен обладать режиссер -- очень не простой. Выделить какое-то одно ключевое умение, будь то умение работать с актерами, способность к визуализации или чувство композиции и ритма -- невозможно. Михаил Ромм подчеркивал в режиссерах абсолютную непохожесть друг на друга, но отмечал, что всех режиссеров объединяет одно качество -- трудолюбие.

Все общукультурные компетенции, которые рассматривают отечественные режиссеры и исследователи, совпадают с Приказом Минобрнауки РФ (официальной публикации документа еще не было), в котором наряду со способностями к новым знаниям, постоянному саморазвитию (как нравственному, так и физическому), а так же к интерпретации данных для формирования собственных суждений, указаны способности к выработке личной позиции во всех сферах, а так же к осмыслению киноискусства в связи с развитием смежных видов искусств.

Хотя режиссер является творческой фигурой и абсолютно все, без исключения, подчеркивают наличие у режиссера таких «сложноизмеримых» вещей, как вдохновение, наитие и прочее, в то же время многие великие режиссеры говорят об обязательном умении режиссера работать в рамках кинопроцесса. Так, Кулешов любил цитировать Эйзенштейна, который говорил, что режиссером может быть каждый, но кому-то необходимо учиться пять лет, а кому-то -- двести. Андрей Кончаловский, вспоминая о своем опыте работы в американском кинопроизводстве, подчеркивает, что свобода в творчестве -- это не делаю, что хочу, а «прежде всего знание своих возможностей». И голливудский опыт помог ему понять, что на площадку необходимо приходить мобилизованным с полным пониманием того, что ты хочешь делать и как, но в то же время, в таких жестких рамках важно уметь сохранять свой авторский язык и выразить задуманное. Как говорил Альфред Хичкок, некоторые режиссеры управляют актерами, другие -- камерами, а настоящие режиссеры -- управляют зрительским вниманием.

Рассмотрим непосредственно режиссерские функции.

Каждый фильм -- это, безусловно, уникальный творческий процесс, поэтому абсолютно все теоретики и практики указывают на то, что обязанности режиссера очень сильно зависят от задач будущего фильма, а так же того, что хочет сделать режиссер, что он способен сделать и что ему позволено реализовать. Однако так или иначе, все функции можно условно разделить на четыре блока по принятым в индустрии этапам производства фильма, о чем мы говорили во введении. По этим углом зрения перейдем к рассмотрению отчественных и зарубежных исследований.

Эйзенштейн особое внимание уделяет планировке действия в кадре, обращает внимание на движение, пластику, ритмическую выразительность игры актеров чуть ли не с геометрической точностью. Так же подробно останавливается на внутренних причинах и мотивациях героев сцен. Эйзенштейн уделяет внимание всем малейшим деталям: направлению взгляда актера, повороту головы, движению рук, -- ничего не упускает без комментариев Эйзенштейн. Режиссер разбирает все нюансы мизансцены, любое движение, образ, характер, сцет и цвет, интонацию, мимику: как пространственно-пластическую сторону, так и временную. Эйзенштейн даже вводит схемы, формулы и графики, отражающие взаимосвязь всех процессов в сцене. «Творчество в процессе мизансцены, во всем богатстве реального движения, перемещения в пространстве -- вот та обстановка, в которой ищется, примеряется, пробуется, обретается и находится полнота разрешения».

Кулешов в своем труде подходит к вопросу обязанностей режиссера с более практической стороны, выделяя обязанности режиссера по следующим этапам: подготовительному, предсъемочному, съемочному и монтажному.

К подготовительному периоду Кулешов относит работу над режиссерским сценарием и подбору актеров. Воплощению сценария в аудиовизуальный ряд, живое действие, Кулешов уделяет особое внимание: важно не только суметь вникнуть в законы драматургии, и, определив идею фильма, суметь воплотить ее в образах и действиях, но и быть понятым миллионами зрителей. Кулешов подчеркивает ответственность, которая стоит перед кинорежиссером, который своей страстью оказывает влияние на огромное количество людей. Поэтому на подготовительном этапе режиссеру так важно продумать все мельчайшие подробности того, как воплотить задуманную идею в экранный образ. Каждый актер должен пронести через фильм свою собственную сверхзадачу. «Верно определить эти сверхзадачи можно только в том случае, если режиссер правильно поймет и проанализиру-ет сюжет взятого им сценария». По результатам анализа сценария режиссер переходит к работе над созданием режиссерского сценария -- перевод литературного сценария на язык кинокадров, по которому режиссер будет снимать фильм. Для этого режиссеру необходимо определиться с мизансценой, кадровкой и длительностью показа кадров. Одним из важных дополнений к режиссерскому сценарию Кулешов считает экспликацию (свое понимание, представление об идее и характерах картины), которую режиссер называет «ключом к пониманию картины в целом, к пониманию образов и их взаимосвязи».

Во время съемочного периода Кулешов уделяет особое внимание игре актеров, расстановке камер, а так же света. Конечно, монтажный период очень сильно изменился к настоящему времени, поэтому при выведении функций в этом периоде мы будем опираться на более современные работы.

Взяв за основу работу Кулешова и, проанализировав, работы других отечественных режиссеров и зарубежных коллег, мы составили таблицу компетенций и функций режиссера, разделив все знания, умения и обязанности на три этапа: препродакшен, продакшен и постпродакшен.

Компетенции и функции режиссера

Подэтапы

Компетенции

(Трудовые действия)

Препродакшен

переосмысливать накопленный творческий и культурный опыт

Умение приобретать новые творческие и культурные знания и навыки

Умение осмысливать развитие кинематографа в историческом контексте в связи с социальными явлениями и развитем других видов искусств, а так же постоянно следить за обновлениями полученных знаний

Умение самостоятельно или в составе группы вести творческий поиск

Определение концепции фильма

Изучение материалов, касающихся темы фильма

Контроль за правильной трактовкой сценария, художественного уровня постановки

Препродакшен

Разработка режиссерского сценария, составление календарно-постановочного плана, сметы

Умение применять на практике методы режиссерского анализа литературных произведений и киносценариев, выбранных для экранизации

Умение и готовность работать над замыслом будущего фильма, развитием сюжетных линий и обогащением его в сотрудничестве с другими участниками съемочной группы

Умение самостоятельно или в составе съемочной группы вести творческий поиск

Разработка режиссерского сценариия

Составление совместно с продюсером календарно-постановочного плана

Разработка совместно с оператором-постановщиком и художником-постановщиком изобразительного решения фильма

Препродакшен

Формирование творческого состава съемочнои? группы

Готовность к формированию целей съемочной группы, принятию самостоятельных решений на основе советов коллег

Умение и готовность организовать репетиционный процесс

Формирование творческого состава съемочнои? группы (поиск обладающих необходимым уровнем компетенции оператора-постановщика, художника-постановщика, композитора, монтажера, художника по костюмам, художника по гриму, звукорежиссера и др.)

Подбор актерского состава, проведение проб и репетиций, представление актеров на утверждение продюсера

Подбор необходимого состава исполнителеи? эпизодических ролеи?, участников массовых сцен

Препродакшен

Определение технических и художественных и условии? для съемок

Владение и готовность использовать в процессе постановки фильма технические возможности современного процесса кинопроизводства, умение грамотной постановки задач

Осмотр и отбор объектов съемок совместно с оператором-постановщиком и художником-постановщиком, определение технических потребностей фильма, определение изобразительной трактовки фильма

Продакшен

Организация творческо-производственного процесса съемочного периода

Умение организовывать и направлять совместную творческую деятельность представителей различных творческих профессий в съемочном коллективе

Контроль и подготовка объектов к съемке

Контроль за подготовкои? декорации?, костюмов, бутафории, реквизита и иных необходимых средств

Продакшен

Контроль за реализациеи? процесса создания кинопроизведения

Умение организовывать творческую и техническую работу над проектом

Проявление способностей к анализу и совершенствованию творческого процесса, быстрому реагированию на изменения съемочного процесса

Проведение съемок

Контроль за соблюдением съемочнои? группои? производственнои? дисциплины

Постпродакшен

Руководство монтажом кинофильма

Умение совместно обсуждать проект

Контроль за окончательным монтажем в соответствии с режиссерским сценарием

Контроль за изготовлением титров

Постпродакшен

Организация совместно со специалистом по визуальным эффектам компьютерной графики

Умение грамотно ставить задачу техническим службам

Умение обсуждать проект совместно с коллегами по фильму

Контроль за соблюдением соответствия визуальных эффектов режиссерскому сценарию

Контроль за качеством исполнения визуальных эффектов

Постпродакшен

Организация совместно со звукорежиссе?ром, композитором и музыкальным редактором работы над звуковым решением кинофильма

Понимание возможностей современного процесса кинопроизводства

Способность к обсуждению проекта

Организация озвучания реплик, шумов, записи музыки

Контроль за сведением фонограмм

Должностная инструкция главного режиссера [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 марта 2011 г. N 251н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Главный режиссер относится к художественному персоналу и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. Главный режиссер назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].

1.3. На должность главного режиссера принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет.

1.4. Главный режиссер должен знать:

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств;

Теорию и практику режиссуры и актерского мастерства;

Основы сценического и музыкального оформления постановок, вокального, хорового и хореографического искусства;

Историю отечественного и мирового театрального, музыкального, циркового, других видов искусств и литературы;

Состояние современного отечественного и зарубежного театрального искусства, других видов исполнительских искусств;

Современную и классическую драматургию;

Порядок разработки и согласования планов творческо-производственной деятельности и перспективных планов развития в сфере исполнительских искусств;

Основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового законодательства, авторского права;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила санитарной, личной гигиены;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

На главного режиссера возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществление творческого руководства художественным и артистическим персоналом организации исполнительского искусства, обеспечение художественного уровня спектаклей (концертов, представлений), организация разработки перспективных репертуарных планов.

2.2. Рассмотрение и представление на утверждение руководству организации календарных планов показа спектаклей (концертов, представлений) текущего репертуара.

2.3. Организация разработки планов подготовки новых и капитально возобновляемых постановок, приемки макетов и эскизов их художественного оформления.

2.4. Осуществление выпуска новых и капитально возобновляемых постановок.

2.5. Осуществление контроля за комплексом работ по подготовке новых или возобновляемых постановок другими режиссерами-постановщиками.

2.7. Формирование составов постановочных групп и исполнителей.

2.8. Организация контроля за соблюдением производственной и творческой дисциплины во время проведения представлений, репетиций, занятий.

2.9. Разработка графика дежурства режиссеров на спектаклях (концертах, представлениях).

2.10. В пределах своей компетенции обеспечение правильного подбора, расстановки и использования кадров художественного и артистического персонала, определение системы, формы и порядка их профессиональной учебы, организация и непосредственное участие в мероприятиях по повышению их профессионального мастерства, соответствующей тарификации, внесение предложений руководству организации о представлении творческих работников к почетным званиям, правительственным наградам, другим видам поощрения и о наложении на них дисциплинарных взысканий.

2.11. Обеспечение связи организации исполнительского искусства с творческими союзами, другими творческими общественными организациями.

2.12. Участие в пресс-конференциях, других мероприятиях по пропаганде исполнительских искусств, проводимых организацией.

2.13. Организация работы по пропаганде исполнительских искусств, направленной на расширение зрительской аудитории.

2.14. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Главный режиссер имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.

3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.

3.4. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.7. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Главный режиссер несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Режиссера массовых представлений принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

Образец должностной инструкции режиссера массовых представлений

1.1. Режиссер массовых представлений относится к категории специалистов.

1.2. На должность:

Режиссера массовых представлений принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет;

Режиссера массовых представлений II категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности режиссера массовых представлений не менее 1 года;

Режиссера массовых представлений I категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности, связанной с исполнительским искусством, не менее 5 лет или в должности режиссера массовых представлений II категории не менее 2 лет;

Режиссера массовых представлений высшей категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности, связанной с исполнительским искусством, не менее 7 лет или в должности режиссера массовых представлений I категории не менее 3 лет.

1.3. Режиссер массовых представлений должен знать:

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность культурно-досуговых организаций;

Структуру __________________________________________________________; (наименование культурно-досуговой организации)

Теорию и практику режиссуры и актерского мастерства;

Основы сценического и музыкального оформления постановок, вокального, хорового и хореографического искусства;

Историю отечественного и мирового театрального, музыкального, циркового, других видов искусств и литературы;

Современную и классическую драматургию;

Современные достижения отечественного и зарубежного искусства;

Основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления культурно-досуговых организаций, авторского права;

Основы трудового законодательства;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила и нормы охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

- ______________________________________________________________________.

1.4. Режиссер массовых представлений в своей деятельности руководствуется: - Положением о _______________________________________________________; (наименование структурного подразделения, в штат которого входит режиссер) - настоящей должностной инструкцией; - ____________________________________________________________________. (иные акты и документы, непосредственно связанные с трудовой функцией режиссера) 1.5. Режиссер массовых представлений подчиняется непосредственно ___________________________________________. (наименование должности руководителя)

1.6. В период отсутствия режиссера массовых представлений (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

1.7. Режиссер массовых представлений относится к профессиональной квалификационной группе "Должности руководящего состава учреждений культуры, искусства и кинематографии" (Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 570) 1 .

1 Для должностной инструкции работника бюджетного учреждения.

1.8. ___________________________________________________________________.

2. Функции

2.1. Руководство работой режиссерско-постановочной группы по созданию массовых представлений и праздников.

2.2. Разработка концепций программ, подбор материала, состава исполнителей.

3. Должностные обязанности

Режиссер массовых представлений исполняет следующие обязанности:

3.1. Осуществляет режиссерско-постановочную работу массовых представлений, мероприятий, концертных номеров и программ в соответствии с планом работы культурно-досуговой организации.

3.2. Разрабатывает концепции массовых культурно-зрелищных программ различной тематики.

3.3. Руководит работой режиссерско-постановочной группы по созданию массовых представлений и праздников.

3.4. Подбирает необходимый литературный, нотный материал, состав исполнителей.

3.5. Привлекает к участию в массовых мероприятиях творческие коллективы, общественные организации, коллективы художественной самодеятельности, дирижеров, хормейстеров, хореографов, отдельных исполнителей и других творческих работников, проводит с ними репетиции.

3.6. Обеспечивает координацию действий специалистов, участвующих в создании массового представления.

3.7. Принимает участие в работе методического кабинета культурно-досуговой организации.

3.8. Участвует в подготовке сметы планируемых мероприятий.

3.9. _________________________________________________________________. (другие обязанности)

Режиссер массовых представлений имеет право:

4.1. Участвовать в совещаниях по организационным вопросам.

4.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

4.4. Требовать от руководства учреждения (организации) оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и реализации прав.

4.5. _________________________________________________________________. (другие права)

5. Ответственность

5.1. Режиссер массовых представлений привлекается к ответственности:

За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

За причинение ущерба учреждению (организации) - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ___________________________________________________________________.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Квалификационной характеристики должности "Режиссер массовых представлений" (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии", утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. N 251н), ___________________________________________. (реквизиты иных актов и документов) 6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ____________________________________________________________ (росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой ___________________________________________________________________________ частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными ___________________________________________________________________________ инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся __________________________________________________________________________. у работодателя; иной способ)

6.3. ___________________________________________________________________.

Данная инструкция переведена автоматически. Обратите внимание, автоматический перевод не дает 100% точности, поэтому в тексте могут быть незначительные ошибки перевода.

Предисловие

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Режиссер телевидения" относится к категории "Профессионалы".

1.2. Квалификационные требования - полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист). Без требований к стажу работы.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- постановления, распоряжения, приказы и другие нормативные документы органов высшего уровня, определяющие требования к художественному уровню радиопрограмм;
- информацию об общественно-политических событиях, состояние и перспективы развития хозяйственной, научной и культурной жизни в стране и за рубежом;
- передовой отечественный и зарубежный опыт режиссерского мастерства;
- творческий процесс и технологию создания радиопередач;
- основы трудового законодательства, экономики, методические рекомендации по регламентации деятельности творческих работников;
- правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

1.4. Режиссер телевидения назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Режиссер телевидения подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Режиссер телевидения руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Режиссер телевидения во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Осуществляет в соответствии с календарно-тематическим планом вещания творческо-производственный процесс создания радиопрограмм.

2.2. Участвует в разработке тематического плана отдела (редакции).

2.3. Обеспечивает выполнение комплекса работ по подготовке программы.

2.4. Способствует обеспечению техническими средствами соответствующих передач.

2.6. Разрабатывает совместно с творческой группой режиссерский (рабочий) сценарий, при этом адекватно трактуя авторский замысел; проект календарно-постановочного плана (график производства), смета расходов (расчет основных расходов) и подает их на утверждение.

2.7. Участвует в разработке звукового решения передачи.

2.8. Подбирает и представляет на утверждение в установленном порядке состав исполнителей и основных участников передач.

2.9. Проводит репетиции, записи, монтаж передач, выпуск их в эфир в установленные сроки.

2.10. В случае необходимости работает за пультом.

2.11. Обеспечивает соблюдение графика производства, рациональную организацию труда творческой группы и бригады обслуживающих работников, экономное использование выделенных технических ресурсов.

2.12. Сдает вместе с редактором готовую передачу.

2.13. Подписывает репетиционно-явочные листы, другие финансовые документы.

2.14. Руководит творческой группой и бригадой обслуживающих работников, которые создают передачу, поддерживает творческую атмосферу в коллективе, работает над совершенствованием видов и форм речи.

2.15. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.16. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Режиссер телевидения имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Режиссер телевидения имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Режиссер телевидения имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Режиссер телевидения имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Режиссер телевидения имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Режиссер телевидения имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Режиссер телевидения имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Режиссер телевидения имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Режиссер телевидения имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Режиссер телевидения несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Режиссер телевидения несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Режиссер телевидения несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Режиссер телевидения несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Режиссер телевидения несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Режиссер телевидения несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Режиссер телевидения несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

Основная работа режиссера это работа с актерами. Поиск интересных идей, людей и инвесторов. Работает он от идеи фильма и до выхода своего детища в свет.

Хороший режиссер работает больше всех и гордится своей командой. Команда это и есть его продолжение. Он ее набирает, взращивает и вдохновляет. Режиссеры запомните одно главное правило — если кто-то накосячил в команде, виноваты только ВЫ. Чем раньше вы это поймете, тем лучше вещи сможете делать.

Еще одна очень важная черта характера это умение терпеть отказы и оскорбления. В глазах многих вы очередной торговый агент докучающий своими идеями и всякой х..той.

А пока вы набираете команду, тренируете дух, параллельно развивайте свои творческие знания и умения работать с замыслом.

Составляющие замысла (основы режиссуры):

  • творческая интерпретация сценария;
  • описание персонажей;
  • определение особенностей актерской игры;
  • ритмы и темпы во временном аспекте произведения;
  • пространственное решение (т. н. пространство режиссуры);
  • декоративное и звуковое оформление.

После основ режиссуры начинается большое КИНО в котором присутствуют деньги, бухгалтерия и должностные обязанности.

А мы сейчас возмем и ускорим время, узнаем, что нужно уметь режиссеру еще и разовьем эти качества!

Обязанности режиссера-постановщика

1.1. Режиссер-постановщик относится к категории специалистов.

1.2. На должность режиссера-постановщика:

— высшей категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы не менее 5 лет в должности режиссера-постановщика первой категории.

1.3. Режиссер-постановщик должен знать:

— Основы законодательства Российской Федерации о культуре, другие федеральные законы по вопросам культуры и искусства;

— постановления Правительства РФ (Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, Положение о театре в Российской Федерации, др.), нормативные правовые акты Министерства культуры РФ, определяющие развитие культуры;

— распоряжения и другие нормативные документы вышестоящих органов по вопросам культуры и искусства;

— основы гражданского законодательства (регулирование вопросов авторского права, прав, смежных с авторским правом);

— структуру организации где работает,

— основной состав зрительской аудитории;

— теорию и практику режиссуры и актерского мастерства;

— основы сценического и музыкального оформления постановок, вокального, хорового и хореографического искусства;

— историю отечественного и мирового театрального, музыкального, циркового, других видов искусств и литературы;

— состояние современного отечественного и зарубежного театрального искусства, других видов исполнительских искусств;

— современную и классическую драматургию;

— основы менеджмента;

— психологию управления и творческого труда;

— основы социологии искусства, сценической технологии;

— основы экономики и управления в сфере исполнительских искусств;

— основы трудового законодательства;

— Правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы охраны труда и техники безопасности; производственной санитарии и противопожарной защиты;

1.4. Режиссер-постановщик в своей деятельности руководствуется:

— настоящей должностной инструкцией;

1.6. В период отсутствия режиссера-постановщика (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

1.7. Режиссер-постановщик относится к профессиональной квалификационной группе «Должности руководящего состава учреждений культуры, искусства и кинематографии» (Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 570) .

2. Функции

2.1. Организация постановочного процесса.

2.2. Обеспечение художественного уровня постановок.

3. Должностные обязанности

Режиссер-постановщик исполняет следующие обязанности:

3.1. Осуществляет выпуск новых и капитально возобновляемых постановок в количестве, определяемом трудовым договором, обеспечивает их художественный уровень.

3.2. Представляет руководству организации исполнительских искусств предложения о составах постановочных групп в осуществляемых им постановках.

3.3. Представляет совместно с художником-постановщиком на утверждение руководству или художественному совету организации эскизы и макеты сценического оформления осуществляемой им постановки.

3.4. Проводит репетиции, руководит работой постановочной группы и работниками художественно-постановочной части, участвующими в репетициях.

3.5. Осуществляет плановые, срочные и экстренные вводы новых исполнителей в поставленные ранее спектакли (представления).

3.6. Обеспечивает соблюдение производственной и творческой дисциплины во время проведения представлений, репетиций, занятий.

3.7. В установленном порядке дежурит на спектаклях (концертах, представлениях).

3.8. Принимает непосредственное участие в организации и проведении мероприятий по повышению профессионального мастерства творческих работников организации, в работе по пропаганде исполнительских искусств, направленной на расширение зрительской аудитории.

4. Права

Режиссер-постановщик имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства учреждения (организации).

4.2. Распоряжаться вверенными ему имуществом и средствами с соблюдением требований, определенных нормативными правовыми актами, учредительными документами.

4.3. Подписывать и визировать оговоренные документы.
4.4. Инициировать и проводить совещания по организационным вопросам.

4.6. Проводить проверки качества и своевременности исполнения поручений.

4.7. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.

4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

4.9. Вносить на рассмотрение
представления о приеме, перемещении и увольнении работников; предложения об
их поощрении или о наложении на них взысканий.
4.10. Требовать от руководства учреждения (организации) оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и прав.

5. Ответственность

5.1. Режиссер-постановщик привлекается к ответственности:

— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

— за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

— за причинение ущерба учреждению (организации) — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе
Квалификационной характеристики должности «Режиссер-постановщик» (Единый
квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и
служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
культуры, искусства и кинематографии», утвержденный Приказом
Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. N 251н)
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией
осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Теперь самые настырные знают «кухню», что-бы не потерять нужное инфо вступайте в