Миллиарды Домодедово: как устроен бизнес Дмитрия Каменщика. Дмитрий Каменщик вложит в «Домодедово» еще $1,3 млрд Общественная и личная жизнь

Окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, социологический факультет, экономическая социология. Кандидат экономических наук.


Родился в Свердловске (Екатеринбурге, Россия), проходил срочную службу в рядах Советской армии.

Окончил Московский университет им. М.В.Ломоносова (социологический факультет, специализация – экономическая социология), кандидат экономических наук.

С 1990-х г.г. начал заниматься бизнесом в сфере авиаперевозок.

Увлекается спортом: боевое искусство шанги, пилотирование реактивных самолетов, дайвинг, кайтинг, горные лыжи.

Бизнес

В 1993г. Дмитрий Каменщик начал сотрудничество с аэропортом Домодедово, а в 1998г. возглавил его. Аэропорт стал первым частным в России; объекты аэродромного комплекса, находящиеся в собственности государства, оформлены в аренду.

Внедренная Каменщиком система управления привела к тому, что с 2005 года Домодедово является лидером в России по пассажиропотоку, а в 2011 г. он вошел в категорию крупнейших европейских аэропортов.

Форма собственности Домодедово долгое время оставалась предметом обсуждения. Информация о том, что Дмитрий Каменщик является единственным бенефициаром компании DME Limited, владеющей аэропортом Домодедово, попала в СМИ в процессе подготовки аэропорта к IPO в мае 2011 г. Однако, выход на

В 2013 г. государство активизировало работу по развитию Московского авиаузла, обозначив условия инвестирования: участники проектов находятся в российской юрисдикции с известными бенефициарами. Аэропорт подтвердил согласие со справедливостью таких условий и официально сообщил, что «предприятия, осуществляющие аэропортовую деятельность в Домодедово в соответствии с сертификатами и лицензиями национального образца, находятся в российской юрисдикции, а их конечным собственником является гражданин Российской Федерации Дмитрий Каменщик».

С момента перехода в частное управление аэропорт многократно подвергался проверкам со стороны государственных органов. Кроме того с 2004 по 2009 г.г. - продолжались арбитражные споры, инициированные Росимуществом. Например, агентство требовало признать недействительным договор аренды аэродромной инфраструктуры. Однако, Президиум Высшего Арбитражного Суда (ВАС) утвердил мировое соглашение, прекратив производство по делу. Также Росимуществом был предъявлен иск об изъятии в пользу государства здания аэровокзала и многих других объек

тов недвижимости. 30.09.2008 Президиум ВАС отклонил иск Росимущества, указав, что права собственности на аэровокзальный комплекс приобретены в соответствии с законом.

После теракта в Домодедово 24 января 2011 г. аэропорт подвергался острой критике и очередной серии проверок, но по итогам продолжительных разбирательств претензии к менеджменту аэропорта были признаны необоснованными.

Оценка состояния

Если проанализировать открытые данные о сделках по приобретению контрольных пакетов аэропортов за последние 3 года (Толмачево – 2011г., Эдинбург – 2012г., Стэнстед – 2013г.), можно отметить, что средний мультипликатор EV/LTM EBITDA составил х17,2. Применение этого показателя к Домодедово дает оценочную стоимость аэропорта в размере около 7,5 млрд. долларов США.

Вероятно, 16 000 га земли, окружающих аэропорт, также принадлежат юридическим лицам, аффилированным с Домодедово. Рыночная стоимость сотки земли в близлежащих к аэропорту районах варьируется от 350 до 9000 долларов США, в зависимости от функционального назначения.

О каких-либо других бизнесах, контролируемых Дмитрием Каменщиком в России или за ее пределами, нигде не упоминается.

Биография

Образование

В 2000 году Каменщик закончил Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (социологический факультет) по специализации экономическая социология. В 2003 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук.

Общественная деятельность

С 2000 года - член Совета по предпринимательству при Правительстве России, советник председателя Государственной думы , советник губернатора Московской области.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Каменчане
  • Каменщина (Смоленский район)

Смотреть что такое "Каменщик, Дмитрий Владимирович" в других словарях:

    Каменщик, Дмитрий Владимирович - Председатель совета директоров группы компаний "Ист Лайн"; родился 26 апреля 1968 г. в г. Свердловск (Екатеринбург); учился на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, однако не окончил курса обучения и ушел из университета в… … Большая биографическая энциклопедия

    Каменщик, Дмитрий - Председатель совета директоров аэропорта Домодедово Председатель совета директоров московского международного аэропорта Домодедово и его главного оператора компании Ист Лайн. Упоминался в СМИ как владелец Домодедово. Дмитрий Владимирович… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Сапрыкин, Юрий - Шеф редактор объединенной компании Афиши и Рамблера Шеф редактор объединенной компании Афиши и Рамблера с сентября 2011 года. Несколько месяцев в 2011 году был главным редактором интернет проекта Slon.ru. Ранее редакционный директор изданий ЗАО… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Лауреаты Сталинской премии за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы - Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы форма поощрения граждан СССР за значительные заслуги в техническом развитии советской индустрии, разработки новых технологий, модернизации… … Википедия

    Лауреаты Сталинской премии за выдающиеся изобретения - Содержание 1 1941 2 1942 3 1943 4 1946 4.1 Премии … Википедия

    Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы (1951) - Эта страница информационный список. Основные статьи: Сталинская премия, Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы … Википедия

    Список Героев Социалистического Труда (С) - В настоящем списке представлены в алфавитном порядке Герои Социалистического Труда, получившие почётное звание Герой Социалистического Труда, чьи фамилии начинаются с буквы «С». Список содержит информацию о годах жизни, роде деятельности… … Википедия

    Список награждённых медалью «За спасение погибавших», 2001 год - Приложение к статье Медаль «За спасение погибавших» Содержание 1 Республика … Википедия

    Список выпусков телепередач «Криминальная Россия» и «Криминальные хроники» - В данном списке представлены серии телепередачи «Криминальная Россия». Цикл выходил с 1995 по 2007 год на телеканалах НТВ и Первый канал, впоследствии переименован в «Криминальные хроники», который выходил в 2009 2010 годах на «Первом канале».… … Википедия

    Список Героев Социалистического Труда (Ковтуненко - В настоящем списке представлены в алфавитном порядке Герои Социалистического Труда, получившие почётное звание Герой Социалистического Труда, чьи фамилии начинаются с буквы «К». Список содержит информацию о годах жизни, роде деятельности… … Википедия

]), после чего некоторое время работал в Свердловском областном комитете по телевидению и радиовещанию . В 1990 году Каменщик поступил на философский факультет Московского государственного университета, но бросил учебу уже на втором курсе , (по другим сведениям, он поступил и ушел с факультета в конце 1980-х годов ).

В 1990 году Каменщик создал туристическую фирму "Малахит", которая занималась организацией шоппинг-туров в Китай , , , , , (по другим данным, обслуживала корейских туристов ). Новый бизнес Каменщика хорошо развивался, и вскоре он арендовал первый грузовой самолет для челночного бизнеса. По некоторым данным, схема, которую предлагала его компания, позволяли челнокам существенно "снизить расходы на транспортировку товара и его таможенную очистку". По ней товар еще в Китае скупался подставной компанией, которая фрахтовала самолет, причем часть груза отправлялась официально и растаможивалась по минимальной цене, а часть - контрабандно, а самолет вылетал со значительным превышением задекларированной загрузки. По данным ИА "Стрингер", к 1992 году компания обслуживала 80 процентов товарооборота России с КНР и начала поставлять бытовую технику из Объединенных Арабских Эмиратов. Агентство публиковало также сведения, согласно которым в начале 90-х годов деятельность "Малахита" могла быть связана с организованной преступной группировкой "уралмашевцев" , , . Впрочем, сам Каменщик заявлял, что его компания начала заниматься международными грузовыми перевозками только в конце 1993 года .

В 1992-1993 годах Каменщик был генеральным представителем в Москве зарегистрированного в 1991 году в Свердловске совместного советско-лихтенштейнского предприятия "Ист Лайн" (East Line) (в ряде СМИ при этом сообщалось, что фирмами из Лихтенштейна оно было зарегистрировано на Кипре только в 1994 году , ) , , , .

В 1994-1995 годах Каменщик занимал пост генерального директора авиакомпании АОЗТ "Ист Лайн" , , и в 1995 году стал председателем совета директоров группы "Ист Лайн" , , . К тому времени группа получила контроль над московским международным аэропортом "Домодедово". Некоторые поздние источники сообщали, что сам Каменщик в 1993 году стал председателем его совета директоров, однако в его официальных биографиях точная дата не указывалась , .

В 1993-1994 годах "Ист Лайн" и Домодедовское производственное объединение гражданской авиации (ДПО ГА) создали в аэропорту Домодедово дочерние предприятия, которые взяли аэрокомплекс под свой контроль. Отмечалось, что успешному бизнесу фирмы Каменщика немало способствовали ее "хорошие отношения" с областной администрацией. В 1997 году "Ист Лайн" заполучил контрольный пакет и самого ДПО ГА. Таким образом Каменщик, утверждали СМИ, стал фактическим владельцем "Домодедово" , , , , , , .

В 1997 году для управления аэропортом была создана "Группа Ист Лайн", в которую вошли офшорная компания Airport Serviсes Development Ltd. и еще 15 коммерческих организаций. Вплоть до 2011 года Домодедово оставался единственным аэропортом московского узла с непрозрачной структурой собственности, управлявшимся через разветвленную сеть офшорных компаний, в числе которых называли Airport Management Company Ltd, Hacienda Investments, Copperwood Nominees и FML (компания-владелец "Ист Лайна"), руководителем или представителем некоторых из них был сам Каменщик , , , , , , . В 1998 году группа получила взлетно-посадочную полосу Домодедово в аренду сроком на 75 лет со ставкой платежей в 107 тысяч долларов ежегодно , .

По некоторым сведениям, интересы Каменщика в 90-е годы защищал вице-премьер Олег Сосковец . Сам Каменщик при этом считался непубличной фигурой; впервые он выступил перед прессой только в 1998 году , .

К 2000 году парк авиакомпании "Ист Лайн" состоял из 50 самолетов, она считалась самой крупной грузовой авиакомпанией России . В 2005 году Каменщик вошел в совет директоров Европейского отделения Международного совета аэропортов (Airports Council International Europe) . Как член правления ACI Europe и председатель совета директоров "Домодедово" он фигурировал на сайте организации и в 2011 году . В СМИ он упоминался как советник председателя Государственной думы РФ Бориса Грызлова и губернатора Московской области Бориса Громова , а также как член Совета по предпринимательству при правительстве РФ , .

Отмечалось, что возглавляемая Каменщиком группа "Ист Лайн" вложила много средств в развитие комплекса "Домодедово" , еще в 1995 году компания начала строить в аэропорту новый грузовой терминал . Долгое время в прессе писали, что Домодедово является единственным современным аэропортом московского узла . К нему в 2002 году первыми в России были запущены поезда-экспрессы , а в 2009 году "Домодедово" стало первым российским аэропортом, получившим разрешение на прием и вылет самого большого в мире пассажирского авиалайнера Airbus A380 , .

Кроме авиации, "Ист Лайн" занимался также девелопментом (у компании было несколько проектов рядом с Домодедово и Шереметьево) и машиностроением. В 2002 года компания купила ряд машиностроительных активов, в том числе самого крупного производителя электропоездов в России, "Демиховский машиностроительный завод", и Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ), но продала их в 2004 году , , . В том же году группа "Ист Лайн" продала компании "Тесис" принадлежавшего ей пассажирского и грузового авиаперевозчика "Ист Лайн", чтобы сконцентрироваться на управлении аэропортом , , .

На протяжении ряда лет пресса писала о том, что у "Ист Лайна" могут отобрать "Домодедово". "Росимущество" неоднократно заявляло о намерении вернуть "Домодедово" в собственность государства, пытаясь в судах различных инстанции добиться признания недействительными соглашения о сдачи в аренду ВПП и договора, подписанного в 1997 году с ДПО ГА, согласно которому офшор Hacienda Investments Limited получила здания комплекса "Домодедово". В ноябре 2005 года президент РФ Владимир Путин высказался по поводу конфликта с "Ист Лайном", отметив, что "государство не должно разрушать успешно функционирующий бизнес" . В 2006 году было заключено мировое соглашение между "Ист Лайном" и Росимуществом, предусматривавшее повышение арендных платежей управляющей компанией, а в 2007 году президиум Высшего арбитражного суда РФ прекратил производство по иску о признании договора недействительным , , , , , .

Кроме Каменщика, в числе конечных владельцев аэрокомплекса в прессе назывались его партнеры Дмитрий Шаклеин, возглавлявший московское представительство структуры группы "Ист Лайн" - кипрской компании Hacienda Investments Limited, на которую была записана вся недвижимость "Домодедово", и Валерий Коган, о котором писали, что он, в отличие от Каменщика, не осуществлял оперативное управление, а занимался тем, что "решал вопросы" , , . В разные годы собственниками аэропорта также назывались и другие лица - иностранцы Шон Кайрнс и Джейн Петерс (Sean Cairns, Jane Peters, совладельцы FML), а также сын председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина , Владимир, в 2001 году, по некоторым данным, купивший 51 процент "Ист Лайна" , , , , , . По сведениям "Московского комсомольца", всего с 1991 года владельцы "Домодедово" менялись 13 раз .

Руководство "Домодедово" упоминалось в прессе также и в связи с рядом чрезвычайных происшествий. Так, в декабре 2010 года после ледяного дождя аэропорт "Домодедово" был обесточен на сутки, из-за чего тысячи пассажиров не смогли улететь из Москвы. 24 января 2011 года в зоне прилета международных рейсов аэропорта произошел теракт, в результате которого погибло 37 человек. Частичная ответственность за оба события была возложена на менеджмент аэропорта , , , , . В апреле 2012 года уголовное дело по факту необеспечения безопасности, заведенное после теракта, было закрыто: как выяснилось, в начале 2011 года система транспортной безопасности была еще нерегламентирована. При этом в ходе расследования дела были выявлены ряд фактов мошенничества в аэропорту, связанные, в том числе, с поставками авиатоплива , .

В ноябре 2010 года было объявлено о возможном выводе акций кипрской компании DME Airport Limited - оператора и владельца "Домодедово" - на биржу. По некоторым сведениям, она была специально создана "специально под грядущее IPO" . Аналитики предполагали, что IPO могло пролить свет на информацию об истинных бенефициарах аэрокомплекса , . В мае 2011 года "Домодедово" опубликовало данные о своих акционерах. Тогда сообщалось, что Каменщик является бенефициаром всех ста процентов управляющей компании аэропорта, причем в этом качестве был назван офшор с другим названием - DME Limited, зарегистрированный на острове Мэн , , . Впрочем, уже через несколько дней после этого было объявлено, что "Домодедово" откладывает вывод акций на биржу .

В апреле 2011 года президент России Дмитрий Медведев , комментируя ситуацию вокруг аэропорта, заявил, что "коммерческие структуры должны быть открыты, а не прятаться и уходить от ответственности" , , . В июне 2011 года в офисах "Ист Лайна" прошли обыски, и, несмотря на раскрытие информации о собственниках аэропорта, был допрошен и сам Каменщик. Отмечалось, что показания он давал для того, чтобы помочь правоохранительным органам помочь "разобраться в вопросах владения акциями аэропорта" .

21 июля 2011 года в Следственном комитете РФ заявили, что при допросе Каменщика в качестве свидетелей по делу о безопасности в аэропорту "Домодедово", тот заявил, что не является его собственником. Также Каменщик рассказал следователям, что действительно управляет аэропортом по контракту с Airport Management Company Ltd и является консультантом данного офшора. И Каменщик, и Валерий Коган, также проходящий свидетелем по этому делу, назвать настоящих владельцев "Домодедово" отказались , .

Каменщник - лауреат Национальной общественной премии имени Петра Великого (2001) и премии "Персона года-2001". Также он награжден орденом "Слава России", учрежденным музейно-выставочным центром "История отечественного предпринимательства" , , .

В 2004 году Русский Forbes оценивал состояние Каменщика в 270 миллионов долларов . В 2011 году то же издание отмечало, что его состояние составляет 1,1 миллиарда долларов, а журнал "Финанс" называл бизнесмена владельцем состояния в 1,2 миллиарда долларов , .

Каменщик женат, у него есть сын , , , . По сведениям СМИ, предприниматель увлекается спортом - восточными единоборствами (имеет черный пояс по чхвегвандо), сноубордом, дайвингом и катанием на горных лыжах. Пилотирует спортивные самолеты , , .

Использованные материалы

Николай Сергеев . Для дела о транспортной безопасности не было повода. - Коммерсантъ-Online , 20.04.2012

Елена Белова . Теракт без регламента. - Газета.Ru , 20.04.2012

Сергей Машкин . Аэропортом Домодедово не удалось овладеть. - Коммерсантъ , 21.07.2011. - № 132 (4673)

Следственный комитет признал, что ему не известны собственники аэропорта "Домодедово". - NEWSru.com , 20.07.2011

Дмитрий Каменщик допрошен при выемке документов в "Домодедово". - Интерфакс , 30.06.2011

Каменщик Дмитрий Владимирович. - Коммерсантъ-Online , 31.05.2011

Алексей Непомнящий, Анастасия Дагаева . Каменщик отменил шоу. - Ведомости , 31.05.2011

Константин Аракелов . Домодедово не взлетело. - Пf - Сообщество инвесторов. Авторские блоги. , 31.05.2011

Владельцем 100% Домодедово оказался Дмитрий Каменщик. - Газета.Ru , 18.05.2011

Председатель совета директоров аэропорта Домодедово, владелец DME Ltd., холдинговой компании аэропорта, объединяющей 23 компании. В опубликованном в апреле 2015 года рейтинге богатейших бизнесменов России по версии журнала Forbes занимает 27-е место с состоянием в 3,8 млрд долларов.

«Биография»

Родился в Свердловске в семье радиофизиков. Его родители познакомились во время учебы в Уральском политехническом институте (УПИ). Они работали начальниками вычислительных центров: отец - в «Уралгипротрансе», мать - на закрытом предприятии, связанном с геодезией и картографией.

После школы поступил на энергофизический факультет Московского энергетического института. С 1986 по 1988 год проходил срочную службу в танковых войсках, после чего некоторое время работал в Свердловском областном комитете по телевидению и радиовещанию.

«Компании»

«Темы»

«Новости»

Заместитель Чайки направил главе СКР письмо в защиту Каменщика

Замгенпрокурора Владимир Малиновский потребовал от СКР устранить нарушения в деле владельца Домодедово Дмитрия Каменщика. Он настаивает, что для предъявления обвинений топ-менеджменту аэропорта не было никаких оснований

Без причинно-следственной связи

РБК ознакомился с требующим устранить нарушения в расследовании дела против менеджмента Домодедово письмом, которое 24 февраля заместитель генерального прокурора Владимир Малиновский направил председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину.То, что такое письмо с требованиями от Генпрокуратуры направлено в СКР РБК подтвердил адвокат экс-директора аэропорта Вячеслава Некрасова - Денис Додонов.

СКР и Каменщик разошлись в оценке его ежемесячного дохода

Ежемесячный доход владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика составляет 62 млн руб. Такие цифры озвучил представитель Следственного комитета в ходе заседания Басманного суда, где сегодня рассматривается вопрос о мере пресечения в отношении Каменщика, передает корреспондент РБК из зала суда.

Тема доходов Каменщика была затронута во время рассмотрения вопроса о внесении залога за его освобождение. «Он получает 62 млн руб. в месяц, а в залог предлагает только 15 млн. Я категорически против. Только арест, только домашний арест», - заявил следователь.

Адвокат Каменщика Михаил Колпаков на суде опроверг заявления следователя. Он уточнил, что доход Каменщика составляет не 62 млн руб., а 10 млн руб

Адвокаты Каменщика предложили в суде внести залог в 15 млн руб.

Адвокаты владельца Домодедово Дмитрия Каменщика предложили в суде внести залог в 15 млн руб. за освобождение бизнесмена, передает корреспондент РБК из Басманного суда, где рассматривается ходатайство о мере пресечения.

Адвокаты также настаивают, что основания для любой меры пресечения в отношении Каменщика отсутствуют.

Каменщик назвал делом чести доказать свою невиновность

Владелец Домодедово Дмитрий Каменщик заявил на суде, что намерен доказать свою невиновность и невиновность сотрудников аэропорта. Скрываться он также не собирается

Фактический владелец аэропорта Домодедово Дмитрий Каменщик выступил с кратким заявлением в ходе суда, который рассматривает вопрос о мере пресечения.

«Я посвятил этому аэропорту 22 года жизни - я там работаю с 24 лет. Для меня вопрос чести - довести это дело до конца и показать общественности, что ни я сам, ни сотрудники аэропорта не виновны, - заявил бизнесмен. - Я точно никуда не скроюсь».

Суд отправил Каменщика под домашний арест

Владелец аэропорта Домодедово Дмитрий Каменщик помещен под домашний арест. Суд отклонил требование Генпрокуратуры освободить бизнесмена в зале суда, а также предложение адвокатов о залоге в 15 млн руб.

Басманный суд столицы в пятницу поместил на два месяца под домашний арест владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика. До 18 апреля Каменщик будет находиться в своем загородном доме в подмосковном поселке Одинцово, передает корреспондент РБК из зала суда.

Суд также наложил стандартные ограничения по общению: запретил пользоваться почтой, телефоном и интернетом и вести переговоры с использованием средств связи с кем либо без разрешения следователя. Общаться обвиняемый может только с близкими родственниками, адвокатами и следственной группой.

Прокурор обжалует решение суда о домашнем аресте Дмитрия Каменщика

Прокурор обжалует решение суда, который отправил под домашний арест владельца Домодедово Дмитрия Каменщика. Об этом журналистам сообщил адвокат потерпевших Игорь Трунов, передает корреспондент РБК.

В пятницу Басманный суд принял решение отправить Каменщика под домашний арест. Ему предъявлено обвинение по ст.238 Уголовного кодекса (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Это уголовное дело было возбуждено после теракта в Домодедово, который в 2011 году унес жизни 37 человек.

Каменщик был задержан накануне. Тогда же в СКР сообщили, что подали ходатайство в Басманный суд об аресте владельца Домодедово. Однако в ходе заседания следствие отозвало ходатайство об аресте. Освободить Каменщика попросил также прокурор.

Следствие отозвало ходатайство об аресте Каменщика

Следователь отозвал ходатайство о заключении под стражу владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика и попросил посадить его под домашний арест. Накануне СКР сообщал, что будет просить суд отправить Каменщика в СИЗО

Следствие отозвало ходатайство об аресте владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика и попросило избрать для него меру пресечения в виде домашнего ареста. Об этом заявил представитель Следственного комитета России, выступая на заседании Басманного суда, где рассматривается ходатайство о мере пресечения для Каменщика, передает корреспондент РБК.

Судья Елена Ленская приняла решение рассматривать не первое ходатайство следователя о помещении Каменщика в СИЗО, а сразу вынести решение по избранию домашнего ареста.

Заседание Басманного суда началось с задержкой на полтора часа: суд предоставил адвокатам обвиняемого и представителям потерпевших время, чтобы они могли ознакомиться с арестными материалами.

Каменщика доставил в зал усиленный наряд конвоя. Он выглядел спокойно, на вопросы журналистов не отвечал. Вначале заседания судья разъяснила ему права, а потом сообщила, что в суд поступили материалы от следователя, в которых он просит отозвать ходатайство об аресте и избрать обвиняемому домашний арест.

Путину доложили о задержании Каменщика

Президенту России Владимиру Путину известно о задержании владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика. В Кремле пояснили, что до решения суда исходят из того, что Каменщик ни в чем не виноват

Владимиру Путину доложили о задержании Каменщика, рассказал журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «В данном случае, конечно, поскольку это достаточно резонансные новости - об этом докладывается президенту, было доложено и об этом. Каким-то образом комментировать это, конечно же, невозможно, учитывая, что идет речь о следственных действиях. Исходим из того, что пока иное не доказано судом, Каменщик ни в чем не виноват», - сказал Песков.

Отвечая на вопрос журналистов, Песков подчеркнул, что ему неизвестно о том, чтобы Путин и Каменщик были знакомы. «Я Каменщика никогда не видел на президентских мероприятиях. И Когана (председатель наблюдательного совета Домодедово. - РБК) тоже никогда не видел», - сказал он.

РСПП призывает отпустить Каменщика под подписку о невыезде

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин считает, что для владельца «Домодедово» Дмитрия Каменщика необходимо избрать меру пресечения, не связанную с лишением свободы. В интервью RNS он сказал, что это может быть подписка о невыезде или другие меры, и добавил, что такова позиция всего РСПП. Шохин напомнил, что арест осуществляется по более содержательным преступлениям.

Каменщик был задержан 18 февраля по уголовному делу о теракте в «Домодедово» в 2011 г. Следственный комитет пообещал добиваться его ареста. Вопрос о мере пресечения Басманный суд должен решить 19 февраля. Он уже доставлен в суд, сообщила ТАСС пресс-секретарь суда Юнона Царева.

Дело Каменщика может рассмотреть группа по взаимодействию бизнеса и правоохранительных органов

Уголовное дело председателя совета директоров и владельца аэропорта «Домодедово» Дмитрия Каменщика может быть рассмотрено рабочей группой по взаимодействию бизнеса и правоохранительных органов, заявил сегодня пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

«Теоретически, да. Если эта тема будет подниматься представителями бизнес-сообщества или представителями силовых ведомств, то почему бы и нет», — сказал Песков журналистам, отвечая на соответствующий вопрос. Распоряжение об образовании рабочей группы по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства президент Владимир Путин подписал в среду.

«Домодедово» считает необоснованным задержание Дмитрия Каменщика

Московский аэропорт «Домодедово» считает необоснованным задержание Дмитрия Каменщика. Правовая позиция по существу обвинения, ранее опубликованная на официальном сайте аэропорта, остается неизменной. Об этом говорится в пресс-релизе компании.

«Московский аэропорт «Домодедово» продолжает свою работу в штатном режиме. Мы рассчитываем на объективное рассмотрение сложившейся ситуации уполномоченными государственными органами», — говорится в сообщении.

Владелец и председатель совета директоров «Домодедово» Дмитрий Каменщик задержан 18 февраля следственным управлением Следственного комитета России (СКР) по уголовному делу о теракте в «Домодедово» в 2011 г. Ему предъявлено обвинение в совершении преступления по ч. 3 ст. 238 УК (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Максимальная санкция по ч. 3 ст. 238 УК – лишение свободы на срок до десяти лет.

Владелец Домодедово объяснил следователям нежелание бежать из России

Задержанный во время допроса владелец Домодедово Дмитрий Каменщик объяснил следователю, почему он не пытался скрыться за границу. Он заявил, что в этом нет необходимости, так как «правда на его стороне», сообщает «Коммерсантъ»

Допрос владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика, задержанного 17 февраля по делу об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, которые привели к гибели людей в результате теракта, длился около шести часов, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, близкие к следствию.

За это время его вначале допросили в качестве свидетеля, потом ему предъявили обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц), а после этого допросили еще и как обвиняемого.

Песков допустил подключение к делу Каменщика рабочей группы в Кремле

Вопрос об уголовном деле в отношении владельца Домодедово Дмитрия Каменщика может обсудить новая рабочая группа при Кремле, которая занимается спорами бизнеса и силовиков. Об этом журналистам сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

«Если тема будет подниматься представителями бизнеса или силовых ведомств - почему бы и нет», - сказал он, передает корреспондент РБК.

Накануне следственные органы задержали владельца Домодедово Дмитрия Каменщика. Ему предъявлено обвинение по ст.238 Уголовного кодекса (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Это дело было возбуждено после теракта в аэропорту, который в 2011 году унес жизни 37 человек.

Задержан владелец «Домодедово» Дмитрий Каменщик

СКР предъявил ему обвинения в связи с терактом 2011 года, еще вчера Каменщик сказал, что не видит состава преступления

Владелец и председатель совета директоров «Домодедово» Дмитрий Каменщик задержан следственным управлением Следственного комитета России (СКР) по уголовному делу о теракте в «Домодедово» в 2011 г., заявил СКР.

Представитель «Домодедово» не отвечает на звонки.

Каменщику предъявлено обвинение в совершении преступления по ч. 3 ст. 238 УК (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Максимальная санкция по ч. 3 ст. 238 УК – лишение свободы на срок до десяти лет.

По версии следствия, Каменщик вместе с бывшим руководителем российского представительства компании «Эрпорт менеджмент компани лимитед» Светланой Тришиной, управляющим директором ЗАО «Домодедово эрпорт авиэйшен секьюрити» Андреем Даниловым, директором аэропортового комплекса Вячеславом Некрасовым внедрили новую систему досмотра на входах в аэровокзальный комплекс, что «привело к увеличению степени уязвимости аэропорта и вследствие этого оказанию услуг в области гражданской авиации, не отвечающих требованиям безопасности». В результате в январе 2011 г. Магомед Евлоев беспрепятственно прошел в здание «Домодедово» со спрятанным под одеждой взрывным устройством, считает СКР.

Задержан владелец аэропорта Домодедово Дмитрий Каменщик

Следователи задержали владельца Домодедово Дмитрия Каменщика. Накануне сам бизнесмен допускал, что может стать обвиняемым по уголовному делу о теракте в аэропорту, который произошел в 2011 году

Владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика задержали сотрудники первого следственного управление Главного следственного управления СК России. Об этом говорится в сообщении СКР, поступившем в РБК.

Каменщик задержан в рамках уголовного дела против бывших топ-менеджеров аэропорта - Светланы Тришиной, Андрея Данилова и Вячеслава Некрасова. По словам собеседника РБК в правоохранительных органах, Каменщика задержали во время допроса.

Владельцу Домодедово предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ст.238 Уголовного кодекса (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).

Дмитрий Каменщик: «Я не знаю, посадят меня или нет»

Председатель совета директоров аэропорта «Домодедово» объяснил, почему проверки со стороны государства пошли аэропорту на пользу

После четырехлетнего перерыва председатель совета директоров аэропорта «Домодедово» Дмитрий Каменщик провел пресс-конференцию. На нее пришло почти 100 журналистов, общение длилось три часа. «Мне вообще любое упоминание в прессе не нравится, – признался Каменщик. – Я не люблю публичных мероприятий. Не люблю всего, что связано с известностью, ни в какой форме. Мне нравится тишина, ограниченный круг лиц».

Тем не менее после 30-минутного рассказа о перспективах развития аэропортов Московского авиаузла Каменщик ответил на все вопросы, включая вопрос корреспондента «Ведомостей» – посадят его или нет.

Владелец «Домодедово» Дмитрий Каменщик не исключил, что может стать обвиняемым

Председатель совета директоров аэропорта считает, что у следователей есть такие полномочия

Председатель совета директоров «Домодедово» Дмитрий Каменщик не исключил, что может стать обвиняемым по делу об оказании опасных услуг, которое в августе 2015 г. возбудил Следственный комитет России (СКР). «Такие процессуальные полномочия у следователей есть», — сказал Каменщик. Каменщик отметил, что следователи во время допросов не говорили, что ему может быть предъявлено обвинение. «Никаких угроз мне не было», — сказал Каменщик.

Он подчеркнул, что, по мнению «Домодедово», его сотрудники не виновны. Следствие, предъявляя обвинение, руководствуется нормами закона, которые не действовали в то время, когда произошел теракт.

Аэродром Домодедово передадут структурам Каменщика до 2073г.

Правительство России разрешило передать компании «Международный аэропорт Домодедово» (оператор аэропорта, принадлежащий Дмитрию Каменщику) некоторые объекты аэродромной инфраструктуры, находящиеся в федеральной собственности. Соответствующее распоряжение, подписанное премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым 28 мая 2014г., сегодня опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.

Каменщик получил третью полосу в Домодедово

Несколько лет назад аэропорты Шереметьево и Домодедово пытались доказать, кому из них нужнее новая полоса. На реализацию их проектов денег в бюджете не было. Как писал РБК в 2010 году, Домодедово готово было потратить 2,4 млрд руб. из собственных средств на выкуп земли под строительство - так Каменщик пытался убедить чиновников в необходимости строительство полосы у него.

Дмитрий Каменщик готовится к вылету из Домодедово

Совладелец крупнейшего российского аэропорта Домодедово Дмитрий Каменщик продолжает вести переговоры о продаже аэропортового бизнеса за 4,5-4,7 млрд долл. По мнению источника РБК daily, покупателем пассажирского бизнеса выступает «Новапорт», а Топливозаправочного комплекса (ТЗК) - структуры «Роснеф­ти».

Каменщик может продать бизнес в Домодедово

Каменщик рассматривает возможность продажи бизнеса в Домодедово за 4,5-4,7 млрд долл. Терминал может отойти «Новапорту», а топливозаправочный бизнес – «Роснефти», сообщил РБК daily источник. В «Новапорте» эту информацию пока не комментируют. В Домодедово РБК daily факт переговоров о продаже не подтвердили.

«Домодедово» раскрыло своего владельца

Бенефициар крупнейшего в России аэропорта - Дмитрий Каменщик

Каменщик себя рассекретил

Аэропорт Домодедово, от которого власти не первый год требуют раскрыть бенефициаров, вновь пошел им навстречу. «Предприятия, осуществляющие аэропортовую деятельность в Домодедово в соответствии с сертификатами и лицензиями национального образца, находятся в российской юрисдикции, а их конечным собственником является гражданин Россий­ской Федерации Дмитрий Каменщик», - сообщил вчера аэропорт. Уточнять названия компаний, о которых идет речь, официальные представители Домодедово не стали.

Владелец Домодедово Дмитрий Каменщик вышел из-под домашнего ареста. РБК вспомнил, как он стал владельцем Домодедово и неудачно пытался его продать, а также разобрался, кто может претендовать на аэропорт сейчас

Владелец Домодедово Дмитрий Каменщик после заседания Басманного районного суда 16 мая 2016 года (Фото: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ)

1 июля суд владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика от домашнего ареста, длившегося больше четырех месяцев. Каменщик остается обвиняемым по уголовному делу о теракте в Домодедово в 2011 году, но бизнес-омбудсмен Борис Титов в пятницу уже выразил уверенность в том, что дело скоро будет закрыто, назвав его «высосанным из пальца». Источники в окружении Каменщика все эти месяцы уверяли РБК, что причина ареста — попытки вынудить Каменщика расстаться с бизнесом, в который тот пришел еще в середине 1990-х.

Перевозчик ширпотреба

«Это был не пассажирский терминал, а сарай», — вспоминает сотрудник сербской строительной компании Cyvas Срджан Милосавлевич. В Домодедово серб впервые оказался в 1998 году, когда Cyvas получила контракт на реконструкцию аэровокзала. В реконструкции он к тому времени нуждался остро: аэропорт был построен еще в 1962 году с расчетом на обслуживание рейсов из Средней Азии и Сибири, но денег на развитие у государства не хватало.

Главным условием заказчика было не закрывать терминал на ремонт, рассказывает Милосавлевич: аэропорт каждый день должен был обслуживать пассажиров. Контракт с Cyvas заключило ООО «Ист Лайн», которое к тому моменту владело Домодедово в равных долях с государством, но фактически управляло аэропортом.

Компания «Ист Лайн» появилась в середине 1990-х. Она возила через Домодедово ширпотреб из Китая в Москву, арендуя грузовые самолеты у государственного Домодедовского производственного объединения гражданской авиации (ДПО ГА). Именно это госпредприятие после перестройки управляло всеми активами аэропорта: аэродромом, сопутствующей инфраструктурой, пассажирским терминалом и самолетами. Начинали этот бизнес двое молодых людей из Екатеринбурга — сотрудник Рабочего центра экономических реформ при правительстве Антон Баков и студент философского факультета МГУ Дмитрий Каменщик. По словам Бакова, именно он позвал Каменщика в этот бизнес, оценив его хватку и скрупулезность. Вскоре Баков решил заняться карьерой в политике, а Каменщик стал развивать бизнес самостоятельно, создав «Ист Лайн».

Бывший топ-менеджер «Ист Лайна» вспоминает, как складывались отношения с сотрудниками ДПО ГА: «Мы пользовались мобильными телефонами и компьютерами, а они писали в гроссбухах. Однажды мы купили ксерокс, так работники госпредприятия поставили его в отдельную комнату и закрыли на ключ. Им ничего не надо было — в отличие от амбициозных «истлайновцев».

О том, что единственный владелец «Ист Лайна», — Каменщик, станет известно только в 2011 году, когда аэропорт Домодедово будет готовиться к размещению на бирже. В начале 1990-х Каменщик свой бизнес не афишировал, а построить новый грузовой терминал предложил директору ДПО ГА Леониду Сергееву. В 2015 году в интервью Forbes Каменщик расскажет , что ​складским комплексом в Домодедово тогда командовали не руководители аэропорта, а грузчики, которыми, в свою очередь, командовали бандиты. Сергеев на предложение молодого бизнесмена согласился: ДПО ГА и «Ист Лайн» поровну вложились в новый грузовой комплекс, первая очередь которого была введена в эксплуатацию в 1995 году.

Хозяин аэропорта

Строительством складского комплекса планы Каменщика не ограничивались. В 1996 году «Ист Лайн» предложил Сергееву реконструировать (по сути — построить заново) пассажирский терминал. Расходы частная компания была готова взять на себя, но взамен хотела долю в будущем аэровокзале. Сергеев согласился. Юридически схема сотрудничества выглядела следующим образом: компании Каменщика совместно с госпредприятием зарегистрировали ОАО «Домодедово-2», куда ДПО ГА внесло все движимое и недвижимое имущество аэровокзального комплекса, а «Ист Лайн» — 22 млн руб. Партнеры владели новой компанией на паритетных началах, для реконструкции здания наняли сербскую Cyvas.

В 1997 году премьер Виктор Черномырдин распорядился разделить ДПО ГА на три юридических лица. Совладельцем пассажирского терминала оказалось ОАО «Аэросервис Домодедово». Уже на второй год существования госкомпания была обанкрочена по иску поставщика коммунальных услуг. В ходе банкротства структуры «Ист Лайна» выкупили долю государства в аэровокзале, а гендиректор «Аэросервиса Домодедово» Сергей Рудаков перешел работать к Каменщику. В начале нулевых аэропортовое имущество переписали на кипрскую Hacienda Investments Ltd.

Одновременно с получением контроля над пассажирским терминалом фирмы, связанные с «Ист Лайном», совершили другую важную сделку: подписали с ГУП «Администрация аэропорта Домодедово» (еще один правопреемник ДПО ГА) договор аренды аэродрома и прилегающего участка за 3,2 млн руб. в год на 75 лет.

Через несколько лет государство попыталось оспорить обе сделки в суде. В 2003 году «Администрация аэропорта Домодедово» попросила признать договор аренды ничтожным, и Федеральный арбитражный суд Московской области согласился это сделать. Возглавлявшая в то время суд Людмила Майкова объясняет, что унитарное предприятие было создано для управления имуществом, а не сдачи его в аренду, поэтому договор был незаконным. Росимущество же начиная с 2005 года пыталось оспорить передачу пассажирского терминала структурами «Ист Лайна», утверждая, что согласие на сделку дало Мособлимущество, не имевшее соответствующих полномочий.

Разбирательство по обоим делам дошло до Высшего арбитражного суда (ВАС). Росимуществу ВАС отказал, а в спор по аренде, скорее всего, вмешались высокопоставленные чиновники. Когда структуры «Ист Лайна» в 2005 году проиграли суд, губернатор Московской области Борис Громов отправил письмо президенту Владимиру Путину. Губернатор Подмосковья предупредил президента, что иски чиновников могут привести к закрытию аэропорта. Путин наложил резолюцию «Законы нужно соблюдать, но действия государства не должны приводить к разрушению успешно функционирующего бизнеса».

После этого представители Каменщика предъявили суду ранее неизвестную редакцию устава «Администрации аэропорта Домодедово», где говорилось, что предприятие создано для управления аэродромом путем его сдачи в аренду. В итоге дело закончилось мировым соглашением: ставку аренды подняли с 3,2 млн до 92 млн руб. и она могла пересматриваться раз в пять лет. Впоследствии Счетная палата пришла к выводу, что из-за необоснованно низкой арендной ставки государство в период с 1998 по 2005 год недополучило более 600 млн руб.

Судебные разбирательства не останавливали авиакомпании, которые начали переходить из Шереметьево и Внуково в обновленный терминал Домодедово, ставший самым современным в московском авиаузле (в интервью «Ведомостям» в 2004 году Каменщик утверждал , что «Ист Лайн» вложил в реконструкцию $300 млн). В 2001 году в Домодедово перешла вторая по объему международных перевозок «Трансаэро», в 2002 — первая по внутрироссийским «Сибирь», а в 2003 — первая западная компания British Airways, за которой последовали другие иностранные перевозчики.

С 2000 по 2005 год пассажиропоток в Домодедово вырос более чем вчетверо, достигнув 14 млн человек. Пассажиропоток Шереметьево за тот же период вырос лишь на 12%. В результате в разгар судебных разбирательств в 2005 году Домодедово стал крупнейшим аэропортом России, обогнав бессменного лидера — Шереметьево — почти на 2 млн человек. Первое место среди московских аэропортов Домодедово будет удерживать еще десять лет.

Друг чиновников

Приватизировать аэропорт и развивать его невозможно без высокопоставленных покровителей. Громов не только написал Путину письмо в защиту Домодедово, но и щедро поделился с аэропортом областной землей. Осенью 2003 года чиновник подписал распоряжение , увеличившее зарезервированную территорию вокруг аэропорта с 2,8 тыс. га до 64 тыс. га. Как говорил Каменщик «Ведомостям», этого хватило бы для строительства восьми новых взлетно-посадочных полос. Часть земли была выкуплена «Ист Лайном», часть получила особый статус, согласно которому использование территории нужно было согласовывать с областными чиновниками и Домодедово.

Большую роль в успехе Домодедово сыграл запуск в 2002 году скоростной электрички с Павелецкого вокзала Москвы до аэропорта. Она появилась благодаря усилиям директора аэропортового комплекса Сергея Рудакова, хорошо общавшегося с министром путей сообщения Геннадием Фадеевым, рассказывает источник РБК, в то время работавший в аэропорту.

Отстаивал интересы Каменщика и Герман Греф, когда был министром экономического развития и торговли. Например, рассказывает знакомый Грефа, тот был категорически против планов отобрать у «Ист Лайна» пассажирский терминал и расторгнуть договор аренды аэродрома. Такое поведение государства могло стать сигналом к пересмотру итогов всей приватизации и плохо отразилось бы на инвестиционном климате, поясняет собеседник РБК. Представитель Сбербанка не смог ответить на вопрос РБК, попросив обратиться лично к Грефу. Задать вопрос президенту Сбербанка лично корреспонденту РБК не удалось.

Двое знакомых Каменщика говорят, что ему тяжело дается общение с представителями власти. «Дмитрий очень логичный, малоэмоциональный и чуждый чиновничьей среде», — объясняет один из них. Другой вспоминает совещание в правительстве три-четыре года назад, на котором Каменщик стал в жесткой форме высказывать претензии руководителю Росавиации Александру Нерадько. «Мы все опешили от такого наезда. Он не просто критиковал, а кричал и обвинял Нерадько в неэффективности. После того случая Каменщика на совещания в правительство почти не звали», — вспоминает собеседник РБК.

Зато налаживать отношения с нужными людьми получается у председателя наблюдательного совета Домодедово, бизнесмена Валерия Когана, появившегося в «Ист Лайне» в 2000 году. Бывший менеджер Домодедово рассказывает, что Коган — отличный переговорщик и хорошо ладит с чиновниками. Его приход в аэропорт совпал по времени с возбуждением ФСБ против сотрудников «Ист Лайна» уголовного дела о контрабанде. Суд по этому делу завершился только в 2008 году, к тому времени из четырех эпизодов в деле остался лишь один. Все пятеро обвиняемых получили условные сроки.

Прочные отношения

Коган родом из Душанбе, в 1990-е занимался поставками в Россию продукции из бывших союзных республик. Каменщик рассказывал, что познакомился с Коганом случайно: «Это было очень давно, когда мы только начинали бизнес. Сначала был скепсис, а потом мы расположились друг к другу, и сложились прочные отношения».

Участники авиарынка и эксперты долгое время полагали, что Коган может являться совладельцем аэропорта. Этому способствовала структура собственности кипрской DME ltd (ранее называлась FML Limited), владеющей всеми активами Домодедово. Номинальными держателями ее акций выступали Джейн Петерс (64%) и Шон Каирнс (36%) с острова Мэн. Возникло предположение, что Петерс представляет интересы Когана, а Каирнс — Каменщика, объяснял сам Каменщик в интервью Forbes. Но это неправильная догадка, говорил он: по словам Каменщика, он единственный владелец аэропорта.

Договариваться с чиновниками у Домодедово получается не всегда. Например, Каменщик и Коган так и не смогли убедить власти в необходимости строительства третьей взлетно- посадочной полосы. Сейчас у аэропорта их две, причем одна в последний раз проходила капитальный ремонт в 1981 году. Еще в марте 2011 года возглавлявший в то время правительство Путин поручил Министерству транспорта рассмотреть вопрос о выделении средств из федерального бюджета на строительство новой ВПП. Ведомство решило построить ее в 300 метрах от действующей, а последнюю превратить в рулежную дорожку, так и оставив аэропорт с двумя полосами. Министр Максим Соколов объяснил это необходимостью уложиться в предусмотренные казной 14 млрд руб.

Миллиардер

Журнал Forbes оценивает состояние Каменщика в $2,9 млрд. Чистая прибыль Домодедово в 2013 году (последняя опубликованная отчетность) составила 9,4 млрд руб. С 2008 по 2014 год выручка аэропорта выросла в полтора раза, превысив 40 млрд руб. EBITDA за 2014 год — около 17 млрд руб., рассказывал Каменщик​​. Таким образом, рентабельность бизнеса превышает 40%. Примерно столько же было и в прошлые годы. Схожий показатель — около 42% — и у главного конкурента, Шереметьево. По словам совладельца Шереметьево Александра Пономаренко, это стандартная маржа для аэропортов развитых стран, а на развивающихся рынках рентабельность доходит до 56%. Домодедово и Шереметьево есть к чему стремиться, считает бизнесмен.

Финансовые показатели Домодедово росли на фоне бума авиаперевозок. И.о. управляющего директора «Домодедово коммершл сервисиз» Алексей Раевский рассказывает о корреляции между состоянием экономики и воздушными перевозками: 1% роста ВВП страны влечет увеличение пассажиропотока авиатранспорта в ней на 1,8%. Однако в России долгие годы соотношение было аномально высоким — десятикратным и больше. Рынок дотировался западными банками, объясняет Раевский: они давали дешевые кредиты авиаперевозчикам, те закупали самолеты и снижали тарифы, привлекая новых пассажиров. В 2015 году после девальвации рубля, санкций и спада экономики некоторые компании оказались обладателями избыточного парка и неподъемных долгов. Например, «Трансаэро», для которого Домодедово был базовым аэропоротом. Банкротство авиаперевозчика ударило по бизнесу Каменщика. В 2015 году Домодедово утратил статус крупнейшего аэропорта России, уступив Шереметьево. Пассажиропоток в Домодедово сократился в прошлом году на 2,5 млн человек. Примерно половина, по оценкам Раевского, связана с банкротством Трансаэро».

Аэропортовый бизнес состоит из трех сегментов: организация взлета и посадки самолетов, обслуживание лайнеров и пассажиров, коммерческая эксплуатация терминалов. Больше всего выручки, следует из отчетности Домодедово за 2013 год (последние опубликованные данные), приносит обслуживание самолетов, включая их заправку. А самый рентабельный — коммерческий сегмент, куда помимо сдачи площадей в аренду под кафе и магазины относится размещение рекламы, гостиницы и паркинги.

В 2016 году доходы московских аэропортов должны вырасти. С конца февраля текущего года Федеральная антимонопольная служба (поглотившая ФСТ) отменила регулирование тарифов в московском авиаузле. Последствием стал рост стоимости услуг. Например, в Домодедово сбор за пользование аэровокзальным комплексом (его платят авиакомпании за каждого прошедшего пассажира) увеличился на внутренних линиях с 45,5 до 65 руб., а в Шереметьево — с 113 руб. до 123 руб. (внутренние рейсы осуществляются только через терминал D).

Важная часть бизнеса Домодедово — заправка самолетов, в 2013 году на нее пришлось более 11 млрд руб. или примерно четверть выручки. Раевский уточняет, что в 2015 году топливный сектор принес около 20% оборота.

Заправочную инфраструктуру, оставшуюся с советских времен, «Ист Лайн» в 1990-е реконструировал вместе с государственным ДПО ГА. Затем этот актив, как и многие другие, полностью перешел во владение компаний Каменщика. Это уникальная для России ситуация. В семи из десяти крупнейших аэропортов страны собственниками топливо-заправочных комплексов (ТЗК) являются крупные нефтяные компании — «Роснефть», «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ. «Экспансия нефтяников в аэропорты началась во второй половине нулевых, — вспоминает директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. — Росли цены на керосин, ФАС требовала демонополизировать рынок, в итоге многим владельцам аэропортов пришлось продать ТЗК. Цены, правда, расти не перестали».

Собственник ТЗК, как правило, отдает предпочтение определенному продавцу топлива. В Шереметьево и Внуково, где ТЗК принадлежат «Роснефти», она же и является основным поставщиком авиакеросина (см. инфографику), а в Домодедово на нее приходится лишь 5%. Продажа топлива авиаперевозчикам (ее называют заправкой «в крыло») — высокомаржинальный бизнес. Например, в отчетах «Роснефти» его называют «премиальным сегментом». По расчетам Турукалова, разница между ценой «на входе» в аэропорт и стоимостью керосина для авиаперевозчика достигает 30-40%.

Обвиняемый

24 января 2011 года террорист Магомед Евлоев вошел в аэропорт Домодедово со стороны парковки, минуя рамки металлоискателя. Полицейский, как видно на записи с камер наблюдения, в этот момент увлеченно разговаривал с сотрудницей аэропорта. Через час смертник взорвал себя, убив 37 и ранив 117 человек.

Уголовное дело против менеджеров аэропорта и сотрудников полиции Следственный комитет России (СКР) возбудили уже на следующий день, обвинив их в нарушении транспортной безопасности. В марте 2012 года это дело закрыли, спустя два месяца возобновили, окончательно закрыв только в августе 2015 года. Но к тому времени следователи завели против представителей Домодедово отдельное дело, обвинив их в оказании небезопасных услуг. Фигуранты — трое руководителей аэропорта (в том числе двое бывших) и владелец Дмитрий Каменщик, все находятся под домашним арестом.

Претензии СКР сводятся к тому, что в Домодедово почти не досматривали входящих в аэровокзал людей, через рамки металлоискателей просили пройти лишь 2% посетителей. По версии следователей, таким образом аэропорт экономил на сотрудниках авиационной безопасности. Генпрокуратура уже четырежды требовала закрыть дело, указывая на отсутствие связи между оказанием небезопасных услуг и терактом: к гибели людей привели действия смертника, а не сотрудников аэропорта, считают в ГП. Адвокаты обвиняемых менеджеров подчеркивают, что в то время закон не требовал стопроцентного досмотра входящих, кроме того, за это отвечала полиция, а не авиабезопасность.

В окружении Каменщика уверяют, что за уголовным делом, заведенным по факту теракта, стоят попытки вынудить Каменщика продать аэропорт. Не исключает давления на Домодедово и высокопоставленный чиновник правительства. С 2011 года, пока расследовалось уголовное дело по факту теракта, СМИ сообщали об интересе к бизнесу Каменщика со стороны целого ряда покупателей.

Forbes писал , что после отмены IPO Домодедово в 2011 году Каменщик обсуждал продажу актива с бизнесменом Александром Пономаренко. В разговоре с РБК Пономаренко подтверждает, что рассматривал эту сделку «вместе с партнерами». По версии Forbes, речь шла о владельце группы «Сумма» Зиявудине Магомедове.

Пономаренко говорит, что с тех пор не интересовался Домодедово. Вместе с Аркадием Ротенбергом и Александром Скоробогатько они теперь развивают другой аэропорт — бизнесмены контролируют «Шереметьево Холдинг», владеющий 68,4% акций Шереметьево. В «Сумме» отказались от комментариев. Источник, близкий группе, рассказывает, что ее представители действительно участвовали в переговорах и даже получили доступ в «виртуальную комнату данных» Домодедово (там хранится подробная информация об активе), но рассматривали историю аэропорта «скорее как интересный бизнес-кейс».

«Коммерсантъ» называл в числе возможных покупателей Домодедово группу «Ренова» Виктора Вексельберга (владеет холдингом «Аэропорты регионов»), входящую в «Альфа-групп» инвестиционную компанию А1 (в начале 2000-х годов планировала стать инвестором строительства третьего терминала в Шереметьево) и компанию «Внуково-инвест», представляющую интересы частных акционеров Внуково — Владимира Скоча (отец депутата Госдумы и экс-совладельца «Металлоинвеста» Андрея Скоча) и Виталия Ванцева.

Ванцев отказался комментировать свой возможный интерес к Домодедово. Гендиректор «Аэропортов регионов» Евгений Чудновский в 2012 году в интервью «Коммерсанту» на вопрос об интересе к Домодедово говорил: «Ренова» заявляла об интересе к московскому авиаузлу. Интерес сохраняется и сейчас. Однако этот интерес пока остается чисто теоретическим, поскольку на сегодняшний день так и непонятны планы собственников активов». В пресс-службе А1 отказались от комментариев.

Еще одним претендентом на покупку доли в Домодедово был инвестор Игорь Юсуфов, входивший в 2011 году в совет директоров «Газпрома». В интервью «Ведомостям» он рассказывал , что вел переговоры с Валерием Коганом о покупке 25% акций аэропорта за $1 млрд. Сейчас Юсуфов не ответил на вопрос РБК, интересен ли ему сейчас этот актив.

Несговорчивый продавец

Ближе всех к покупке Домодедово, по словам источников РБК, был альянс «Роснефти» и оператора региональных аэропортов «Новапорт», подконтрольного холдингу AEON предпринимателя Романа Троценко. Переговоры между ними и Каменщиком вошли в финальную стадию осенью 2013 года. В случае успеха сделки «Роснефть» получила бы ТЗК, а «Новапорт» — терминалы аэропорта и прочую инфраструктуру. Троценко в тот момент занимал должность советника президента «Роснефти» Игоря Сечина и возглавлял зарубежное подразделение компании, Rosneft Overseas. До этого бизнесмен работал президентом Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), совет директоров которой возглавлял Сечин.

В распоряжении РБК есть материалы, описывающие одну из финальных версий схемы сделки. Согласно этим материалам, общая цена аэропортового комплекса и ТЗК должна была составить $4,8 млрд. «Роснефть» готова была предоставить $985 млн, AEON — не менее $500 млн, остальные $3,315 млрд предполагалось взять в Сбербанке (в том числе $3,115 млрд кредит и до $200 млн мезонинного финансирования). «Роснефть» и AEON должны были специально для сделки учредить СП и внести свои средства, а СП — получить кредит Сбербанка и купить Домодедово. Затем СП передало бы акции аэропортового комплекса и ТЗК в качестве залога по кредиту.

В материалах сообщалось, что «Роснефть» получит право собственности на ТЗК через три года после сделки, то есть к тому времени актив будет выведен из-под залога. Кроме того, «Роснефть» становилась бы эксклюзивным поставщиком топлива в аэропорт, за что должна было платить СП роялти по $50 млн в год в течение семи лет. Таким образом, расходы нефтяной компании на Домодедово превысили бы $1,3 млрд.

По словам источника РБК, знакомого с позицией Каменщика, сделка сорвалась, когда продавец попросил AEON перечислить задаток в $100 млн. «Представители Троценко в первый раз вели переговоры о покупке Домодедово осенью 2011 года, потом почти весь 2013 год. Возможно, окружение Каменщика, устав от встреч и разговоров, решило убедиться в серьезности намерений покупателя», — предполагает собеседник РБК. По версии другого источника РБК на аэропортовом рынке, в последний момент Каменщик поставил условием сделки выкуп и земли вокруг аэропорта, которая покупателям была не нужна.

Две недели назад, на Петербургском экономическом форуме Троценко заявил агентству RNS, что сохраняет интерес к покупке Домодедово, но, пока Каменщик находится под арестом, переговоры вести не будет. «Это просто неэтично, и многие будут считать, что мы пользуемся этой непростой для Каменщика ситуацией. Я считаю Каменщика очень достойным человеком и очень крепким. Он не будет продавать, пока все не закончится, каким бы ни было предложение. [...] Если все закончится благополучно, чего мы им искренне желаем, тогда мы потом сядем, выдохнем, выпьем чашку чаю и начнем разговаривать, если ему это будет интересно», — сказал RNS Троценко. «Если кто-то думает, что эти обстоятельства его заставят как-то поменять свое решение, это глубокое заблуждение. Это один из самых крепких людей, которых я видел в своей жизни», — добавил владелец AEON.

В «Роснефти», Домодедово, Sberbank CIB ​(представители этого подразделения Сбербанка участвовали в переговорах) и AEON отказались комментировать события 2013 года. Источник, близкий к Домодедово, и представители пресс-службы, утверждают, что никаких предложений о продаже аэропорта под домашним арестом Каменщик пока не получал.