Кто работает в библиотеке профессии. Размышления о профессии. Моя профессия - библиотекарь


Размышления о профессии
Много на свете профессий. Все они разные, но каждая необходима, каждая нужна людям.
Размышляя о профессии библиотекаря, я хочу углубиться немного в прошлое. Сейчас никто не будет отрицать, насколько важным для человечества стало появление письменности. И наш народ чтит память двух просветителей - братьев Кирилла и Мефодия. Это были очень образованные и мудрые люди. Кирилл, владевший многими языками, отказавшись от предложенных ему высоких должностей, занял скромное место библиотекаря, а спустя годы составил алфавит для славянских народов. Мы видим, как уже в далекие времена были разнообразны функции библиотекаря. Подвиг, который совершили солунские братья, подтверждает уникальность данной профессии.
Сегодня библиотека - это место встреч и общения, а не только получения информации. Именно поэтому расширяется сфера деятельности библиотекаря. При составлении библиографического списка он - кропотливый ученый, проводя массовое мероприятие - драматург, режиссер, артист, а также писатель, психолог, педагог, дизайнер и администратор в одном лице. Помимо этого библиотекарю нужно ориентироваться в библиотечных фондах и каталогах, знать и другие библиотечные дисциплины, а также владеть профессиональными навыками и умениями, необходимыми для обслуживания читателей. Уже не говоря о том, что библиотекарь должен обладать системой знаний по различным отраслям, чтобы суметь вычленить главное в информационном потоке. К тому же каждый работник понимает: нельзя останавливаться в развитии, необходимо самообразовываться, принимать всё новое, что преподносит нам жизнь.
Я думаю, что люди этой профессии должны быть чуткими, отзывчивыми, вежливыми, внимательными. Обладая этими качествами легко создать психологически благоприятную и творческую атмосферу в коллективе. Такая обстановка, конечно же, будет помогать в общении с читателями, потому что, кроме чтения, общения, организации досуга, людям иногда бывает нужна просто психологическая поддержка.
Библиотечная профессия интересна и увлекательна тем, что каждый день не похож на другой, приносит знакомство с новым: каким будет сегодняшний читатель, что приведёт его сюда, что предложить ему, чем заинтересовать. Когда ежедневно работаешь с читателями, помогаешь в выборе книг, в учебе, в профессиональной деятельности, а также организуешь интересные и познавательные мероприятия, чувствуешь благодарность людей, отдачу от вложенных усилий. Благодаря этому понимаешь, что твоя работа полезна и необходима. А это самое главное!

Брусницына Яна

Размышление о профессии библиотекарь
Кто такой библиотекарь? Отвечая на этот вопрос, невольно вспоминаю любимую Зою Алексеевну, библиотекаря в сельской библиотеке. Библиотекарь для меня не просто человек, который выдает, но и посоветует новую интересную книгу. Самые интересные и запоминающиеся беседы проводила именно она, после всех бесед мы обязательно участвовали в викторинах, конкурсах, по итогам которых получали памятные призы. Нам очень нравились дни помощи библиотеке, которые проводились раз в год. Мы приходили по три человека и клеили порванные книги. Самым старшим ребятам было разрешено оформлять выставочные стенды. Очень нравилось обсуждать прочитанные книги, библиотекарь не просто слушала нас, она задавала вопросы, ответить на которые мы не всегда могли. Но прочитав книгу, после беседы, мы понимали, о чем она. Каждая новая книга, для меня была открытием в новый мир, будь то приключение или детектив. Интерес к книге никогда не пропадал. Когда библиотекарь сменился интерес к чтению, к сожалению, утих. В библиотеку стала ходить по мере необходимости в какой-то конкретной книге, чтобы подготовить доклад или написать реферат.
Почему я пришла в библиотеку? Потому что мне нравилась эта работа в исполнении Зои Алексеевны. Решила попробовать сама. Сейчас, когда сама начала работать в библиотеке, открыла для себя другую сторону работы библиотекаря. Очень сложно, для меня новичка в этом деле! Ведь смотря со стороны читателя, работа выглядит простой. Что сложного в том чтобы записать номер и дату возврата книги в формуляр читателя? Ничего. Сложность для меня заключается в том, что я не знаю читателя, что любит читать, что предложить ему из новинок. Сейчас много современных авторов. Конечно, проще когда читатель говорит фамилию автора, и просит что-нибудь из его последних работ. Но если читатель говорит, что ему нравится что-то из серии «Фантастика и приключения», здесь можно потеряться. Мне ближе детективы, но ведь у каждого человека свой вкус, свои предпочтения. Здесь библиотекарь не может навязывать читателю свои любимые книги. Может только предложить. Или же когда читатель приходит и спрашивает книги по философии или педагогике. Даже если мы, библиотекари, будем искать информацию в каталогах, в электронных базах данных. Все равно, начинаешь думать о том, каким багажом знаний должен обладать библиотекарь. Необходимо разбираться не только в художественной литературе, но и во всех направлениях науки. Библиотекарь должен быть литературоведом, историком, педагогом, психологом, философом и даже экономистом, т.к. присутствуют платные услуги. Самое сложное, это, пожалуй, проведение массового мероприятия. Библиотекарю надо найти, не просто полезную, интересную информацию, но и ту, которая дополнила бы урок учителя. После всего этого надо еще и написать отчеты, заполнить статистику. Подготовка выставки книги, также не простое задание. Создание планов мероприятий на год, на это все уходит много времени.
Сейчас, когда есть интернет почти в каждом доме, библиотеки отходят на второй план. Основными читателями остаются пенсионеры и домохозяйки. Думаю, что перед библиотекарем стоит задача, привлечения новых и сохранение старых читателей. Не менее важным считаю сохранить любовь к книгам, интерес к чтению «живой» книги, а не странички в интернете.

Вдовина Елена

«Книжкин дом»
«Книжкин дом» - так с любовью и теплотой называют библиотеку большие и маленькие любители чтения. В XX веке библиотека слышала добрых слов, наверно, гораздо больше, тогда всем было ясно, зачем приходят в библиотеку: студенты - за знаниями, дети - за добрыми приключенческими книгами, да вообще искали в произведениях человечность, ответы на вопросы о смысле жизни. В XXI веке всё поменялось, редкие родители водят детей в библиотеку, студенты получают знания в Интернете, популярные книги страдают от отсутствия красоты слова, смысла, нравственных идеалов. Возникает вопрос: для чего нужны библиотека и библиотекарь?
На этот вопрос хочется ответить словами Путиной Л.А.: «Библиотека играет уникальную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения, в формировании у учеников культуры чтения, литературных вкусов, нравственных представлений, настоящей любви к процессу познания мира». Для того чтобы привлечь в библиотеку маленького читателя, библиотекари стараются заинтересовать его яркими книжками, увлекательными мероприятиями, громким чтением. Ну, а у взрослых знаете, как душа радуется, когда в библиотеке появляется книжка, в которой автор рассматривает общественные вопросы и хорошим литературным слогом пишет об этом. Таких книг очень мало, одна из них - книга А. Иванова «Географ глобус пропил». Считаю необходимым в библиотеке качественное заполнение фондов. Это один из самых главных факторов успешности библиотеки: без качественной нравственной книги библиотека не может существовать.
Современный библиотекарь, приступая к своей работе, как и все люди, должен руководствоваться главным принципом «Не навреди!». Ребенку следует предлагать только ту литературу, в процессе чтения которой ум и сердце ребенка сочувствуют положительным героям и идеалам добра. Так же одно из самых важных качеств библиотекаря в наше время - это обладание информационной грамотностью, здесь надо качественно находить и оценивать информацию, уметь хранить и извлекать её, следить за этическим использованием, применять для издания и обмена знаниями.
В библиотеку на работу всегда устраивается человек неравнодушный к книгам, вдохновленный идеей, что в книгах - истина.

Ботова Наталья

Размышления о профессии
Когда я устраивался в библиотеку, я еще не предполагал насколько интересно здесь работать. Интересно все: общаться с читателями, подбирать им литературу, готовить выставки. В филиале № 15 я предложил идею создания выставки «Советы библиотекаря» (для тех читателей, которые «не знают, что почитать»). Коллектив поддержал эту идею, и все сотрудники включились в подготовку выставки. В результате, на этой выставке были собраны самые, на наш взгляд, интересные книги.
Мне нравится, что в библиотеке можно проводить разные мероприятия на интересные мне темы. Кроме того, мне интересны любые вопросы, связанные с библиотечным делом. Теперь я работаю в ЛМЦ «Дом Окуджавы», и я очень рад погрузиться в эпоху и лирику известного поэта.

Ершов Артем

Кто такой библиотекарь?
Кто такой библиотекарь? Библиотекарь - очень древняя профессия, ей более четырех с половиной тысяч лет! Как известно, первыми библиотекарями были писцы, составлявшие собрания глиняных табличек.
За это время многое изменилось, на смену глиняным табличкам пришли новые информационные технологии, и назначение профессии приняло новые формы. Многогранность и сложность профессии сейчас заключается в том, что библиотекарь должен обладать достаточно разносторонними навыками и умениями. Коммуникабельность, креативность, компьютерная грамотность, педагогический талант - вот, лишь, малая часть того, что необходимо для нашей работы.
Мое мнение, что в эту профессию также должны приходить люди, исключительно интеллигентные, лишенные привычки «впадать в хамство», и, наоборот, склонные к самовоспитанию и самообразованию. И это, не считая главного-умения воспитать интерес к книге! Итак, современный библиотекарь-специалист, обладающий информацией по широкому спектру вопросов, имеющий хороший вкус в плане художественной литературы, эстет, оратор, лектор, организатор....

Любаева Татьяна

Размышления о профессии
Библиотекарь - одна из древнейших профессий, ей более четырех с половиной тысяч лет. Библиотекарями в свое время работали такие известные личности, как баснописец Иван Крылов, математик Николай Лобачевский, писатель Владимир Одоевский. Так что же такое «быть библиотекарем»? Задавая такой вопрос, как правило, слышишь в ответ: «Выдавать книги». Именно поэтому люди считают, что в библиотеке может работать любой человек, без определенных знаний и навыков. Так рассуждала и я, устраиваясь на новую работу.
С первых же минут рабочего дня я поняла, что библиотекарь - это одна из увлекательнейших профессий во всем мире. Библиотекарь должен не только хорошо владеть большим количеством информации, которая является ключом к пониманию всех процессов, происходящих в современной жизни, но и уметь черпать ее из различных источников, а также распоряжаться ею, правильно предлагая читателю. Настоящий библиотекарь должен уметь переключаться с одного дела на другое, решать одновременно несколько вопросов, проявлять инициативу. Обслуживание читателей требует от библиотекаря предельной корректности и деликатности, чтобы найти книгу в соответствии со вкусами и интересами читателя, быстро и качественно подобрать необходимую информацию для конкретного посетителя. Для работы с учениками и студентами - основными читателями библиотеки - нужны педагогические способности, умение заинтересовать, привлечь внимание, сделать общение взаимно приятным, а иногда и «наставить на путь истинный». Без любви к книге, любви и уважения к читателю в библиотечной профессии места нет.
Библиотечная профессия привлекает меня еще и тем, что каждый день приносит знакомство с новыми людьми, новыми книгами, свежими номерами газет и журналов, что способствует постоянному самосовершенствованию и саморазвитию. Цифровые технологии, проникшие во все сферы человеческой деятельности, так же меняют работу библиотекаря. Современный библиотекарь обязан владеть новыми информационными технологиями, навыками и знаниями поиска информации в сети, компьютером и другой различной аппаратурой.
Таким образом, библиотекарь, на мой взгляд, - это универсальный специалист, который не только много знает и пользуется своими знаниями, но и человек, который «не стоит на месте», постоянно совершенствуется, приобретая новые умения, навыки, опыт. Людям этой профессии свойственны чуткость, отзывчивость, вежливость, внимательность. Принцип «Все для читателя» - основной для библиотекаря. Но если библиотекарь человек равнодушный, если в процессе общения с читателем у него возникают чувство раздражения, скука, апатия, значит, профессия выбрана ошибочно.
Я уверена, что профессия, выбранная мной случайно, останется моей навсегда. Я буду учиться, совершенствоваться, набираться опыта у коллег и в итоге стану настоящим профессионалом своего дела, и смогу гордо называть себя библиотекарем.

Лагуткина Ольга

Моя профессия - библиотекарь

«Библиотеки — это сокровищницы
всех богатств человеческого духа». (Лейбниц Г.В.)

Библиотекарь. Сейчас у кого-то это слово вызывает уважение и благоговение, у кого-то насмешку и хитро вытянутую ухмылку на лице. Не открою вам секрета, если скажу, что издавна библиотекари были одними из умнейших и образованнейших людей своего времени. Но сейчас, когда на вопрос «А кем ты работаешь?», я отвечаю: «Библиотекарем», то у людей случается лицевой паралич, глаза становятся большие-пребольшие и затем следует другой вопрос: «И что, тебе нравится?». А когда и на этот вопрос они получают положительный ответ, это вызывает еще большую степень недоумения.
Библиотечная профессия при кажущейся доступности и простоте остается одной из самых закрытых. Спросите у любого человека, чем занимается библиотекарь, и услышите в ответ: «Выдает книги». По сути, они правы, но это лишь вершина айсберга, которая видна непосвященным. Между тем, сегодня это одна из самых сложных и многогранных профессий.
Кто же такой сейчас библиотекарь, чья профессия вызывает у людей столь смешанную палитру эмоций. В наше время вечно бегущих и спешащих людей библиотека остаётся островком спокойствия и тишины, и принято считать, что библиотекарь хранитель этой самой тишины, ведь в библиотеке должно быть тихо-тихо. По этому поводу со мной случилась одна забавная история. Однажды я сорвала голос и могла говорить только тихим шепотом и некоторые читатели, видимо решив, что вернулись старые библиотечные порядки, начинали говорить со мной точно также, да еще и детей своих одергивали, чтобы те громко не разговаривали. Странно, ведь подобный порядок вещей был забыт давно. Сейчас в библиотеке можно еще как пошуметь и даже громко посмеяться. И библиотекарь не будет «цыкать» и делать замечания, а еще и сам примет участие во всем этом «безобразии».
Роль библиотеки и библиотекаря конечно изменилась. Но об этом знают далеко не все. Я тоже об этом не подозревала, пока не пришла работать сюда. Теперь, постоянно сталкиваясь с людьми, рассуждающими о профессии библиотекаря стереотипно, я, как говорящий попугайчик, начинаю рассказывать одно и то же: о том, как разнопланова работа библиотекаря, о том, что я не пью чай и не читаю на работе, о том, как нравится в библиотеке детям, которых так часто называют нечитающими. Но мои попытки что-то доказать вызывают недоверие, подозрение, а в ответ я получаю лишь вежливые кивки головой.
Но есть и приятные моменты. Те люди, которые еще вчера смотрели на меня с недоверием, начинают спрашивать совета, какие книги можно почитать.
Библиотекарь сейчас это не просто женщина в шали, выдающая книги, но современный, подкованный в нескольких направлениях специалист, шагающий в ногу со временем. Помимо того, он должен обладать лучшими человеческими качествами и знанием психологии, должен уметь оперативно находить нужную информацию, ну и конечно знать, что посоветовать при выборе книги.
Мне трудно представить библиотекаря злого, грубого, «рычащего» на читателей. Всегда перед глазами образ добродушной, милой и начитанной женщины, с которой можно обсудить многие вопросы, начиная с разговора о прочитанной книге и заканчивая обсуждением личных проблем.
Наши читатели часто отмечают, что в библиотеку ходить приятно, потому что их здесь встречают с улыбкой и всегда готовы помочь (кстати говоря, часто противопоставляя нас разным государственными учреждениями). Думаю им приятно приходить в библиотеку не только поэтому. Мне кажется, в библиотеке каждый ощущает себя немного умнее, немного добрее, даже немного культурнее. И дело не в том, что в повседневной жизни люди тонут в бескультурье и глупости, просто тот забытый статус библиотеки и библиотекаря все-таки спит в человеческом подсознании (жаль, конечно, что он спит, а не бодрствует). Здесь, как ни в каком другом месте, можно ощутить присутствие человеческой мысли, прикоснуться к ней.
Библиотека остается фантастическим миром, где человек может совершить самые удивительные открытия в своей жизни. Каждая книга по сути своей - это фантазия автора. Эти фантазии соразмерны жемчужинам, открывающимся лишь тому человеку, который способен в полной мере оценить их самобытность и красоту. Библиотекарь как ювелир нанизывает на тонкие ниточки все эти жемчужины. Он не должен пропустить ни одну из них, чтобы в полной мере продемонстрировать непосвященным их уникальность.

Николова Натэлла

Можегова Снежана

Я - Библиотекарь
Библиотекарь сегодня - кто он? Давно в прошлом времена, когда библиотекарь занимался исключительно учетом и выдачей печатных изданий. В век стремительно развивающихся информационных технологий библиотекарь выполняет массу дополнительных функций. Сегодня библиотекарь - это и учитель, и массовик-затейник, и психолог, и дизайнер, и маркетолог, и оператор ПК.
Не секрет, что в настоящее время интерес к чтению стремительно падает, молодое поколение предпочитает проводить время в социальных сетях. Всевозможные современные гаджеты все больше вытесняют книгу. Для того, чтобы поддерживать интерес к чтению, современной библиотеке необходимо идти в ногу со временем и учитывать интересы нынешней молодежи. Именно поэтому библиотека становится сегодня не только местом выдачи книг и читальным залом, но и досуговым центром, клубом по интересам, местом получения любой информационной помощи. Всевозможные мероприятия, выставки, встречи с авторами, конференции, тематические вечера и обсуждения помогают привлечь и заинтересовать читателя. А активное внедрение и использование информационных технологий делает библиотеку доступной для широкого круга пользователей, облегчает работу и библиотекарю, и читателю, а также позволяет людям с ограниченными возможностями тоже пользоваться услугами библиотеки.
Роль библиотекаря в жизни читателя может играть значимую роль. Часто посетители библиотеки - одинокие старики или дети из неполных и неблагополучных семей - очень нуждаются в общении. И если библиотекарь любит свою работу и стремится помогать людям в трудной ситуации, то для таких посетителей библиотека станет вторым домом.
Я не библиотекарь по образованию, и опыт работы на этой должности у меня небольшой. Я пока не могу сказать, что я библиотекарь по призванию, но мне нравится, что мои знания приносят пользу как библиотеке, так и посетителям, что я вношу свой вклад в очень важное, на мой взгляд, дело - популяризацию чтения. Чтение дает неограниченную возможность духовного и творческого развития, а работа библиотекаря не позволит деградировать, потому что современные технологии заставляют постоянно совершенствоваться в своей профессии.

Толмачева Ольга

Я - библиотекарь

«…Память о замечательной книге, прочитанной нами в Детстве,
навсегда связана в нашей душе с воспоминаниями о человеке,
который снял ее для нас с книжной Полки и многообещающе улыбаясь,
сказал: - Прочтите эту, не пожалеете!»
С.Я.Маршак

У многих людей сложился стереотип о работе библиотекаря: сидит человек и выдает и записывает книги. Вроде бы, так просто! Но это далеко не так.
Хорошо, если в библиотеку приходит человек и просит определенную книгу, допустим «Война и мир» Л.Н. Толстого. Здесь нужно только знать, где находится книга. А если читатель сам толком не знает, что ему нужно?
Вот здесь и начинается творческая работа библиотекаря. Нужно помочь читателю подобрать самую интересную, самую полезную, самую нужную ему книгу. И такая радость в душе, если читатель ушел с книгой, которую подобрал ему ты. Люблю беседы с читателями «по душам», эти беседы тоже помогают выявить вкусы, потребности читателя.
А массовая работа в библиотеке? Это так чудесно и ответственно делиться своими знаниями с неокрепшими детскими душами. Дать им новые знания так, чтобы детям было понятно и интересно, побудить потребность взять в руки книгу и прочесть ее. Нужно работать так, чтобы не загасить огонек Добра, желания к познанию нового в детских душах.
Мне нравится подбирать и использовать в своей работе игровые моменты. Приемы театрализации. Отрадно, когда это все находит отклик в детской душе, когда дети начинают задавать вопросы по теме занятия, приводят примеры из литературы и из жизни. Как важно все это не потерять.
К сожалению, культура чтения утрачивается. И наша забота - привлекать Читателей в библиотеку. Обидно бывает, когда спрашивают: «А, что, разве еще кто-то ходит в библиотеку? Когда все можно прочесть в интернете». И приятно видеть их удивление, когда им рассказываешь о современных возможностях библиотеки.
Высокая миссия библиотек - сохранить культурное наследие. Просвещение людей, их духовное обогащение.

Янситова Елена

Я - библиотекарь

«Вселенная - некоторые называют ее Библиотекой…»
БорхесХ. Л. «Вавилонская библиотека»

Я никогда в детстве не мечтала стать библиотекарем. Школьную библиотеку я совершенно не помню, более того, оказавшись недавно в своей школе, вообще не смогла вспомнить, где она находилась. В средних классах на уроках внеклассного чтения нас водили в детскую библиотеку. Пожилые тетеньки-библиотекари вели с нами беседы о книгах, это было скучно до зубовного скрежета… Да, никакого удовольствия от посещения библиотек я не испытывала, хотя читать очень любила. Мне повезло - у моих родителей была (и есть) неплохая библиотека. И именно их я хочу поблагодарить за мою любовь к книгам.
Позже я посещала филиал рядом с домом. Здесь мне нравилось: небольшие комнаты, заставленные стеллажами, почти домашняя обстановка, возможность самой взять книгу с полки, пролистать («Буквы есть и на корешке книги, но они не определяют и не предвещают того, что скажут страницы. Это несоответствие, я знаю, когда-то казалось таинственным» (Борхес Х. Л. «Вавилонская библиотека»), потрогать корешки, найти чьи-то закладки… Не устраивали меня только два момента - выбор книг был невелик и самое главное, что мне больше всего не нравилось - книги надо было возвращать. Да еще и возвращать в срок!
Пятнадцать лет назад я окончила институт и искала работу. В далёком 1998 году с работой было сложно. Мне предложили пойти библиотекарем в читальный зал моего родного пединститута. Я согласилась - временно. Но нет ничего более постоянного, чем временное. Очень скоро я поняла, что люди за барьером, которые во время моей учебы так раздражали своей медлительностью и непонятливостью, стали моими друзьями, а почти бесконечные ряды стеллажей («Вселенная - некоторые называют ее Библиотекой - состоит из огромного, возможно, бесконечного числа шестигранных галерей, с широкими вентиляционными колодцами, огражденными невысокими перилами. Из каждого шестигранника видно два верхних и два нижних этажа - до бесконечности» (Борхес Х. Л. «Вавилонская библиотека» ), моим вторым домом, моей работой, общением, развлечением. С тех пор - я библиотекарь.
На мой взгляд, самое главное в библиотеке («…Библиотека существует abaeterno. В этой истине, прямое следствие которой - грядущая вечность мира, не может усомниться ни одинздравый ум» (Борхес Х. Л. «Вавилонская библиотека» ) - это все-таки книги, литература, информация. В какой бы форме она ни была бы представлена - книжной, электронной, виртуальной, жидкой, газообразной или плазменной. Я не знаю людей, которые не хотели бы читать, но бывает трудно найти «свою книгу». Поэтому, чем больше и разнообразнее фонд, чем в более разнообразных формах находится в нем информация, тем больше будет читателей, тем эффективней будет работать библиотека. А библиотекарем может стать… нет, не любой и не каждый, а могут быть совершенно разные люди, которые просто любят книги и хотят работать.

Николаева Ольга

Я библиотекарь!
Вся моя жизнь тесно связана с книгой. В детстве я очень много читала. Пожалуй, именно книги были моими лучшими друзьями. Каждая свободная минутка была заполнена чтением.
Раньше дети отрабатывали в школе часы. Кто-то работал на участке: копал грядки, сажал цветы, поливал, полол и т.д. Кто-то убирал мусор возле школы. Кто-то помогал учителям красить парты. А я шла в библиотеку. Туда брали не каждого, а только самых лучших читателей. Мне очень нравилось общение с книгами, нравилось ремонтировать их и давать им вторую жизнь. Особенно радостно было, когда появлялись совершенно новые книги на полках, они манили своей неизвестностью, предвкушением новых впечатлений и увлекательных историй.
В более старшем возрасте эта связь с книгой не потерялась, наоборот, она стала ещё более тесной, когда я училась в педагогическом училище, а затем в пединституте.Началась трудовая профессиональная жизнь. Много лет я работала учителем начальных классов, воспитателем в детском саду. Свою любовь к книге, к чтению, мне хотелось передать детям. Подготовка к урокам чтения занимала немало времени, но делалось это с удовольствием и заинтересованностью.
Как бы ни складывалась моя жизнь, я всегда была читателем той или иной библиотеки. Сейчас моя дочь приняла «эстафетную палочку». Ей была вручена грамота в филиале № 13 как самому лучшему юному читателю.
И вот я стала библиотекарем! В библиотеке я чувствую себя очень комфортно, мне нравится здесь работать. Нравится живое общение с читателями, как маленькими, так и пожилыми. И, конечно, нравится то, что меня окружает огромное количество знакомых и незнакомых книг.

Справка

Библиотекарь - очень древняя профессия, ей более четырех с половиной тысяч лет! Первыми библиотекарями были писцы, составлявшие собрания глиняных табличек. Заметим, что это была исключительно мужская профессия.

Библиотекарями в свое время работали такие известные личности, как баснописец Иван Крылов, математик Николай Лобачевский, писатель Владимир Одоевский. В XIXвеке, чтобы попасть на службу в главную библиотеку России - Императорскую публичную - недостаточно было одного высшего образования. Требовалось знание французского, немецкого, латинского, греческого языков. Даже младший персонал библиотеки должен был владеть тремя иностранными языками.

Востребованность профессии

Мало востребована

Профессия Библиотекаря считается не очень востребованной, так как на рынке труда наблюдается спад интереса к этой профессии. Библиотекари потеряли свою востребованность у работодателей либо в связи с тем, что сфера деятельности изживает себя, либо специалистов стало слишком много.

Вся статистика

Описание деятельности

Работа в библиотеке - это не только выдача и прием книг. Библиотекарь - хранитель книг в прямом и переносном смысле. Ему известны секреты классификации книг, составления библиографических справочников и каталогов. Со временем большинство материалов, из которых сделана книга (бумага, ткани, клей), стареют, изнашиваются. Библиотекарь в совершенстве знает условия, при которых должны храниться книги, особенно древние экземпляры, аудио и видеозаписи.

Современный библиотекарь хорошо разбирается в современных информационных технологиях: владеет компьютером, всеми видами офисной техники, видеотехникой и другой аппаратурой.

Но работа с библиотечным фондом - это лишь одно направление его деятельности. Другое направление - работа с читателями. Библиотекарь консультирует посетителей, помогает им в поиске и выборе литературы.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Уникальность профессии

Довольно распространенная

Большинство опрошенных считает, что профессию Библиотекаря нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Библиотекаря , несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Высшее профессиональное образование

Данные анкетирования показывают, что для работы по профессии Библиотекаря обязательно нужно иметь диплом о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности или по такой специальности, которая позволяет работать Библиотекарем (смежная или похожая специальность). Среднего профессионального образования не достаточно для того, чтобы стать Библиотекарем .

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

У библиотекаря множество разнообразных обязанностей. Главные из них: обслуживание посетителей библиотеки и заполнение читательских билетов. Он принимает участие в создании фонда библиотеки: делает заказы на приобретение новой литературы, производит ее обработку, составляет каталоги. Не стоит забывать и о регистрации и подшивке периодических изданий. Также в непосредственные обязанности сотрудников библиотеки входит контроль за соблюдением условий хранения литературы. В помещениях, где хранятся книги, поддерживают температуру воздуха от +15 до +18°С и относительную влажность 50-60 %.

Периодически в библиотеке проводятся массовые мероприятия, организуются выставки, тематические встречи и обсуждения, литературные вечера. Сценарии и план к этим мероприятиям пишут сотрудники библиотеки.

Вид труда

Преимущественно умственный труд

Профессия Библиотекаря - это профессия преимущественно умственного труда, которая в большей степени связна с приемом и переработкой информации. В работе Библиотекаря важны результаты его интеллектуальных размышлений. Но, при этом, физический труд не исключается.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

Профессия библиотекаря не является карьеристской. Есть возможность стать руководителем медиатеки, координатором образовательного проекта, редактором сайта или организатором дистанционного сопровождения образовательного процесса. Можно дослужиться и до заведующего каким-либо отделом или заведующего всей библиотекой.

Возможности карьерного роста

Минимальные карьерные возможности

По результатам анкетирования, Библиотекари имеют минимальные карьерные возможности. Это совсем не зависит от самого человека, просто профессия Библиотекаря не имеет схемы карьерного роста.

Как пользователи оценивали этот критерий:

Библиотекари хранят и распространяют знания, упорядочивают информацию и создают новые, креативные и технологичные способы доступа к ней. В зависимости от выбранной специальности, библиотекари могут отвечать как за работу общественных образовательных программ, так и проведение исследований, обучение детей чтению или управлению сотрудниками библиотек. Из этой статьи вы узнаете разные факты, относящиеся к работе библиотекаря, в том числе и то, что нужно, чтобы стать представителем этой прекрасной профессии.

Шаги

Часть 1

библиотечное дело
  1. Знайте, что такое библиотечное дело. В данном понятие входят как управление библиотекой и книжным фондом, так и сохранение, архивация и распространение информации, развитие информационных технологий и участие в исследованиях. Библиотекари могут специализироваться на чем угодно, причем многие - на всем и сразу. Задачи библиотекарей включают в себя:

    • Каталогизацию книг в базе данных
    • Создание таксономий для организации данных
    • Применение новых технологий для обновления организации старых коллекций
    • Поиск первоисточников
    • Создание студенческих и общественных образовательных программ
    • Управление библиотекой
    • Поддержание книжного фонда библиотеки в актуальном состоянии
  2. Знайте о том, какими бывают библиотекари. Может, вам будет интереснее работать в библиотеке для детей? Или, например, в библиотеке ВУЗа? Библиотеки бывают разные, а потому и библиотекари, в зависимости от своих обязанностей, бывают следующих видов:

    • Общественные библиотеки открыты для каждого, кто хочет почитать. Часто они проводят что-то вроде общественных образовательных мероприятий с целью развития грамотности среди взрослого и детского населения. Такие библиотеки - важный элемент бесплатного доступа к информации для людей. Задача библиотекарей в данном случае - следить за состоянием книжного фонда и своевременно обновлять его, обмениваться опытом с другими библиотеками и проводить образовательные мероприятия.
    • Школьные библиотеки - важная часть младшей и средней школы. Их задача - давать детям книги, необходимые для их всестороннего развития. Школьные библиотекари помогают детям развить любовь к чтению, а также, собственно, занимаются управлением библиотекой.
    • Библиотеки в высших учебных заведениях хранят серьезные коллекции книг, отвечающих нуждам студентов. Зачастую такие учебные библиотеки специализированны, имеют отдельные тематические коллекции для тех или иных областей знаний. Задача библиотекаря в данном случае - составлять списки литературы, каталогизировать новые материалы, помогать студентам в подборе литературы для проектов, архивировать специальные книги и обновлять книжный фонд. Зачастую, для работы в специализированных библиотеках необходима ученая степень.
  3. Подумайте, готовы ли вы стать библиотекарем. Многие из тех, кто любит читать, порой подумывает о работе библиотекаря. Тем не менее, для этого требуется куда больше, что просто любовь к книгам. Хороший библиотекарь не просто жаждет знаний, но еще и стремится упорядочить все это наилучшим образом, сохранить информацию и сделать ее доступной как можно большему количеству людей.

    Часть 2

    требования к образованию

    Часть 3

    становимся библиотекарем
    1. Не ждите конца обучения. Можно получить опыт работы в библиотеке еще до выпуска с курсов, во время учебы. Попробуйте устроиться в библиотеку вашего университета или, скажем, в местную муниципальную библиотеку. Многие библиотеки рады студентам - на них можно спихнуть рутинную работу. Для студентов же это - отличный шанс проникнуться духом библиотек и понять, к этому ли лежит душа.

      • Многие библиотеки приглашают студентов на практику. Некоторые платят за это, некоторые - нет, но все же это отличная возможность получить реальный опыт работы. Если же библиотека вашего образовательного учреждения ничего такого не предлагает - переговорите с библиотекарем, может, он поможет.
      • Во многих образовательных учреждениях действуют студенчески библиотечные ассоциации. Присоединитесь в одной из них!
      • Станьте волонтером и помогайте библиотекам. Ну или подрабатывайте там время от времени, проходите практику и так далее. В общем, используйте все возможности, чтобы окунуться в мир библиотек и библиотечного дела. Проявляйте энтузиазм, задавайте вопросы и не теряйтесь после окончания практики!
    2. Найдите способы сделать свое резюме более внушительным. К сожалению, бюджеты библиотек урезают, а потому, чтобы стать библиотекарем, надо постараться (по крайней мере, в США). Опыт работы в библиотеке и сертификаты вам в этом однозначно помогут.

      • Не надо делать в резюме акцент на том, что вы любите книги. 9 из 10 соискателей делают акцент на этом! Вам нужны козыри посерьезнее, поэтому сделайте упор на те качества, которые делают вас прирожденным библиотекарем!
      • Всегда подстраивайте и изменяйте свое резюме под ту работу, на которую устраиваетесь. Делайте акцент на своих качествах, которые подходят для работы на том или ином месте. И, главное, не забывайте демонстрировать энтузиазм!
      • Знакомства - штука полезная. Если ваши знакомые библиотекари будут знать, что вы ищете работу по этому профилю, то есть все шансы, что они сумеют вам помочь.

Хотя все больше и больше людей для чтения книг используют электронные носители информации, интерес к истинно печатному слову абсолютно не затухает. В каждом, даже самом небольшом городе есть собственная библиотека, обслуживающая несколько тысяч читателей. Руководят обширными интеллектуальными заведениями-книгохранилищами библиотекари.

Со стороны может показаться, что вся работа сотрудника библиотеки заключается в выписке бланков и заполнении регистрационных форм. На самом деле это далеко не так. Библиотекарь – это квалифицированный специалист, который должен отлично разбираться в ассортименте книг, быть филологом и немного – историком.

Обязанности библиотекаря

Библиотекарь принимает непосредственное участие в формировании книжного фонда, заказывает новые экземпляры книг, анализирует и отслеживает появление новых литературных талантов. При этом в его обязанности также входит ремонт старых книг (которые порой могут быть антикварными и даже иметь историческое значение), списание совсем негодных. После получения новых библиотекарь сортирует их и вносит в каталог.

Специалист обязан знать нормы хранения книг, по возможности обеспечивать необходимые условия для длительной эксплуатации. Некоторые антикварные экземпляры требуют особых условий повышенной осторожности.

Без сомнения, основное требование к книговеду – отличное знание литературы во всем ее многообразии и огромном количестве.

Причем библиотекарь должен быть в курсе не только книг того направления, которое ему интересно, но и всех остальных, о которых могут спросить читатели. Специалисту придется частенько подсказывать людям произведения на основе их предпочтений, пожеланий и уровня интеллектуального развития.

Умение работать с компьютером обязательно для современного работника библиотеки. В большинстве заведений все формуляры читателей и каталоги уже давно компьютеризированы, поэтому человеку, далекому от понимания простейших программ, будет сложно адаптироваться к этому процессу.

Сложно ли работать библиотекарем

Профессия библиотекарь специфическая и требует от человека определенного склада характера. Если он фанатично любит книги, эрудирован, аккуратен и внимателен, то такой специалист будет действительно «на своем месте».

Тем не менее, в работе книговеда есть и некоторые отрицательные моменты, которые могут перерастать в сложности: обилие канцелярской работы, которая утомляет и требует высокого уровня концентрации, а также постоянное общение с людьми. Конечно же, посетители бывают разные, и некоторые из них могут заставить понервничать.

Не пропустите:

Плюсы и минусы профессии библиотекарь

Преимущества:

  • профессия книговед отнюдь не скучная. Специалист может параллельно заниматься научной деятельностью, изучением исторических трудов, участвовать в организации выставок и экскурсий;
  • общение в основном с интересными образованными людьми;
  • подходящая работа для любителей читать.

Недостатки:

  • низкая зарплата;
  • в современном мире актуальность бумажных книг постепенно снижается. В будущем перспективность профессии не ясна.

Профессию библиотекарь трудно назваться карьеристской, но все же определенные ступеньки лестницы здесь присутствуют. Вершина карьеры – это заведующий библиотеки, если учреждение достаточно большое, то заведующий отделом – один из промежуточных вариантов. Кроме этого, существует масса других вариантов развития: руководитель медиатеки, тематического издания, организатор образовательного проекта.

В профессии библиотекарь есть один опасный момент – остановка профессионального развития. Рутинная работа может заставить скучать самого усидчивого человека. Стоит об этом помнить, и не останавливаться на достигнутом.

Принято считать, что самая первая библиотека на Руси была основана Ярославом Мудрым в 1037 году при Софийском соборе в Киеве. Несмотря на такой почтенный возраст российских библиотек, свой профессиональный праздник у библиотекарей появился совсем недавно.

День библиотекаря был установлен Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина 27 мая 1995 года. И вот уже в 17-й раз именно 27 мая все библиотекари страны принимают поздравления от своих читателей. Профессиональный праздник стал хорошим поводом для разговора с директором Научной библиотеки ТОГУ, заслуженным работником культуры, кандидатом социологических наук Людмилой Федореевой.

- Людмила Васильевна, что для вас означает профессия библиотекаря?

Библиотекарь - это профессия неограниченных возможностей. Он владеет и распоряжается информацией, которая является ключом к пониманию всех процессов, происходящих в современной жизни. Но деятельность библиотек сегодня не замыкается только на взаимоотношениях «информация - пользователь». Она гораздо шире и многограннее. На мой взгляд, современный библиотекарь далеко не одномерен, он как универсальная формула: и литературовед, и педагог, и языковед, и психолог, и политик, и экономист. Как писал один из учёных начала ХХ века: «Профессору достаточно быть человеком своей науки, библиотекарю надлежит быть человеком науки вообще, учёным-энциклопедистом, способным уразуметь дух всего современного знания и ориентировать в его бесчисленных и сложных проявлениях. Библиотекарь университетской библиотеки должен находиться на одном уровне с профессорами-специалистами в их общем научном развитии».

Цифровые технологии, проникшие во все сферы человеческой деятельности, изменили работу библиотекаря и во многом преобразовали библиотечные структуры. Современный библиотекарь обязан владеть новыми информационными технологиями, навыками и знаниями поиска информации в Сети, компьютером и другой различной радио- и видеоаппаратурой. Не случайно среди библиотекарей появились такие специальности, как библиотекарь-программист, библиотекарь-технолог, администратор баз данных и другие.

Настоящий библиотекарь должен уметь переключаться с одного дела на другое, решать одновременно несколько вопросов, проявлять инициативу. Обслуживание читателей требует от библиотекаря предельной корректности и деликатности, чтобы найти книгу в соответствии со вкусами и интересами читателя, быстро и качественно подобрать необходимую информацию для конкретного посетителя. Для работы со студентами - основными читателями университетской библиотеки - нужны педагогические способности, умение заинтересовать, привлечь внимание, сделать общение взаимно приятным, а иногда и «наставить на путь истинный». Без любви к книге, любви и уважения к читателю в библиотечной профессии места нет.

Чтобы успеть за изменениями, происходящими в нашем обществе, библиотекарь должен постоянно учиться. Сегодня библиотекари чувствуют потребность не только в высшем образовании, постоянном повышении квалификации, но и учёбе в аспирантуре. И это правильно.

Исторически так сложилось, что профессия библиотекаря - женская. Есть ли какие-либо изменения в этом вопросе в последние годы?

Профессия библиотекаря - одна из самых старейших в мире. Ещё во времена античности появились так называемые переписчики и хранители рукописей. Раньше библиотекарями были всем известные мужчины - Крылов, Одоевский, Гёте, Кант, братья Гримм. А в истории зарубежных и российских университетских библиотек прослеживалась чёткая закономерность: библиотекой руководил учёный.

Например, философ, математик, физик и изобретатель Г.В. Лейбниц (1646-1716) руководил Герцогской библиотекой и Придворной библиотекой в Ганновере в XVII-XVIII веках; он разработал целостную концепцию научной библиотеки. Ректор Казанского университета Н.И. Лобачевский (1792-1856), выдающийся учёный-математик, одновременно был и директором библиотеки университета. Профессор французской и греческой филологии Я. Белен де Баллю в начале XIX века был назначен первым библиотекарем Харьковского университета. И сегодня среди университетских библиотек, возглавляемых мужчинами, можно назвать библиотеки Московского, Томского государственных университетов, Дальневосточного и Сибирского федеральных университетов и многих других. У нас в Хабаровском крае и Еврейской автономной области библиотеки Дальневосточного государственного медицинского университета (Хабаровск), Амурского государственного педагогического университета (Комсомольск-на-Амуре), Приамурского университета им. Шолом Алейхема (Биробиджан) возглавляют молодые директора - мужчины. Но в целом, представители сильного пола в библиотеке, в большинстве случаев, осуществляют техническую поддержку библиотечных процессов разного уровня: от заместителей директора по информатизации до программистов. У нас в отделе компьютеризации библиотечно-информационных процессов работают одни парни - выпускники и студенты ТОГУ. Хотя их и нельзя назвать библиотекарями в привычном понимании этого слова, но они ведь тоже имеют дело с хранением и обработкой информации. На сегодняшний день этот отдел обслуживает около 200 компьютеров библиотеки.

- В чём уникальность библиотеки Тихоокеанского государственного университета?

Научная библиотека Тихоокеанского государственного университета - одно из ведущих структурных подразделений университета и крупнейшая среди вузовских библиотек Дальнего Востока. Она относится к первой категории библиотек вузов России. Книжный фонд насчитывает более 1,5 млн единиц хранения.

Наша библиотека в 1991 году первой на Дальнем Востоке начала внедрение и использование информационных технологий: создан электронный каталог, доступный как для читателей библиотеки, так и для удалённых пользователей (в настоящее время включает более 600 тыс. записей, из них более 400 тыс. - выведено в Интернет). Библиотека имеет собственный сайт.

Применение технологии штрихового кодирования в обработке фонда позволило внедрить автоматизированную книговыдачу, обслуживание читателей производится по единому читательскому билету. В библиотеке функционирует четыре информационных центра, в залах электронной информации которых имеется постоянный доступ к полнотекстовым российским и зарубежным информационным ресурсам и ресурсам сети Интернет, базе данных учебно-методических электронных изданий преподавателей университета. Для пользователей университета организовано 120 автоматизированных рабочих мест.
25 февраля 2011 года на заседании учёного совета ТОГУ состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Президентской библиотекой им. Б. Ельцина и ТОГУ. Открытие первого на Дальнем Востоке электронного читального зала с доступом к ресурсам Президентской библиотеки на 18 рабочих автоматизированных мест даёт возможность доступа к богатейшим информационным ресурсам, архивным документам-первоисточникам по истории Российского государства для студентов, преподавателей и для самой широкой читательской аудитории региона.

Научная библиотека ТОГУ - зональный методический центр для библиотек высших и средних учебных заведений Хабаровского края, Еврейской автономной и Амурской областей. На базе нашей библиотеки осуществляется работа по повышению квалификации библиотечных кадров, проводятся научно-практические конференции, обучающие семинары.

Раньше говорили, что объём библиотеки считается в единицах хранения. А сегодня какими показателями он определяется?

Единицы хранения - это такое казённое понятие для обозначения количественных показателей библиотечных документов - книг, журналов, авторефератов, патентов, а теперь ещё - аудиокниг, электронных дисков и другого. Чем больше представлено различных документов, тем богаче фонд, тем обширнее информация. В настоящее время большое внимание уделяется вопросам приобретения электронных ресурсов: электронных библиотечных систем, отдельных библиографических и полнотекстовых баз данных. Если лет десять назад в нашей библиотеке насчитывалось не более 3-5 электронных баз данных, то в 2011 году в библиотеке имелся доступ к 48 электронным базам данных как на русском, так и иностранных языках. Надо отметить, что такое богатство электронных ресурсов имеется только в нашей библиотеке, поэтому мы предоставляем возможность доступа к ним студентам и преподавателям всех вузов Хабаровска в залах библиотеки ТОГУ.

- Вы можете сказать, что рано или поздно бумажные носители в библиотеке исчезнут?

В сентябре 2011 года Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям совместно с аналитическим центром Юрия Левады провело масштабное социологическое исследование, посвящённое электронному чтению в России и жанровым предпочтениям читателей электронных книг. Исследования проводились на базе 12 крупнейших городов Российской Федерации (более 1000 анкет). На вопрос исследователей «В каком виде вы читаете книги?», были даны такие ответы: 3% из опрошенных читают только электронные книги, не прибегая к бумажным; 72% респондентов ответили, что они по-прежнему читают только обычные, бумажные книги; 25% опрошенных заявили, что они читают и обычные книги, и электронные. Поэтому мы с уверенностью можем заявить, что идёт плавный переход от чтения «бумажного» к чтению электронному. А вот как долго будет наблюдаться такое состояние «плавного перехода», я сказать не могу.

По результатам фактически первого масштабного исследования, характеризующего электронное чтение в России, был составлен портрет современного читателя электронных книг. Я думаю, что такие данные будут небезынтересны. Выяснилось, что читатели, совмещающие обычное и электронное чтение, моложе тех, кто читает только с «листа»: средний возраст первых - около 30 лет, а предпочитающим обычные книги - 44 года; они более образованны - более половины (53%) уже получили или получают высшее образование (среди сторонников обычной книги доля высокообразованных составляет 42%). Читатель электронных книг, как правило, отличается повышенным уровнем потребительских возможностей: 49% могут без труда приобретать товары длительного пользования, у 60% в семье есть автомобиль, у 70% - компьютер, у 60% - ноутбук.

- Сегодня пополнение фондов библиотеки ТОГУ - это дорогое удовольствие?

Да, дорогое! Если раньше в среднем мы приобретали около 50 тысяч экземпляров книг в год, то сегодня вынуждены «урезать аппетиты» до 30 тысяч. Цены очень быстро растут, особенно на литературу по самым востребованным направлениям: экономика, история, психология, компьютерные технологии. Стоимость одного экземпляра учебника может доходить до 1000 рублей. А нам ведь таких учебников надо несколько десятков. Особое внимание уделяем приобретению литературы для новых специальностей, которые открываются в нашем университете практически ежегодно. Нужно отметить, что руководство ТОГУ понимает: на книгах экономить нельзя. Ежегодно на приобретение книг, периодических изданий, на информационное обеспечение выделяется 12 - 13 млн рублей. В дальнейшем эти суммы будут, видимо, только увеличиваться.

Мы стараемся относиться к заказам на книжную продукцию взвешенно и экономно. Обязательно согласовываем заказы на учебную литературу с преподавателями кафедр. Кроме того, преподаватели самостоятельно могут оформить заказ на издания по прайс-листам книготорговых организаций страны, размещённых библиотекой на сетевом ресурсе университета. Не забываем мы и про пополнение фондов библиотеки художественными изданиями. Ведь уже третий год в ТОГУ готовят журналистов, а будущим «акулам пера» без знаний классических художественных произведений никак нельзя. Да и иностранные студенты, которые обучаются в ТОГУ, с огромным интересом читают русскую классику.

- Библиотеке ТОГУ сегодня не тесно?

Площадь нашей библиотеки - 5500 квадратных метров. На первый взгляд эта цифра впечатляет. Но, когда знакомишься с опытом работы, функционированием зарубежных библиотек, где читатели имеют открытый доступ к фондам, имеют возможность самостоятельного копирования, сканирования, самозаписи изданий, где внедрены системы охраны фондов, Rfid технологии и другое, то сразу появляется желание иметь новое современное здание под современную библиотеку.

В соответствии с возможностями университета, мы стараемся сделать нашу библиотеку более привлекательной и полезной для читателей. За последние годы два зала хранения фондов оснащены мобильными стеллажами, что позволило хранение книг сделать более рациональным и приблизить к санитарным нормам. Систематически списываем старые, потерявшие актуальность, издания, высвобождая дополнительное место для хранения фондов.

- Сократилось ли число читателей в библиотеке ТОГУ за последние годы?

На протяжении последних лет по причине демографического спада наблюдается тенденция снижения студенческого контингента, которое автоматически влечёт за собой уменьшение читательской аудитории. Эта ситуация характерна для большинства вузов страны. Кроме того, как я уже говорила, изменились читательские предпочтения. В молодёжной среде очень популярно обращение к интернет-ресурсам, с персонального компьютера, не выходя из дома. Книги теперь можно скачать во Всемирной сети или же самостоятельно приобрести в интернет-магазинах.
Жалко, конечно, что в наших читальных залах читатели уже не сидят с утра до вечера, как было раньше. Но, может быть, это и есть показатель последовательной автоматизации и компьютеризации библиотечного обслуживания, читательского комфорта.

Тем не менее, на конец прошлого года информационно-библиотечным обслуживанием в различных подразделениях нашей библиотеки было охвачено более 21 тысячи читателей. Число посещений библиотеки и обращений к нашему веб-сайту составило более 630 тысяч раз. Читателям было выдано более 560 тысяч изданий.

- Что вы пожелаете своим коллегам в связи с профессиональным праздником?

Дорогие коллеги! Пусть этот светлый праздник поможет нам ещё раз осознать всю значимость нашей профессии, гордость за принадлежность к библиотечному сообществу. Пусть не иссякает творческое вдохновение, стремление к взаимопониманию с читателями и коллегами. Пусть не исчезает желание дарить людям частичку своего тепла. Пусть вам сопутствует удача, а в ваших домах царят уют, тепло и любовь. Всем здоровья, счастья, благополучия!

Беседовал Сергей Хамзин.
Фото предоставлено Людмилой Федореевой и
из архива ТОГУ

Беседовал Сергей Хамзин. Фото предоставлено Людмилой Федореевой и из архива ТОГУ

Фотографии