Кластер - что это такое в школе? Прием "кластер" в начальной школе. Что такое кластеры и как их создавать

Эпистемотехнологический подход

Ю.В.Громыко, Институт опережающих исследований.

Когда в прошлом году я пришёл к одному

высокопоставленному чиновнику в правительстве

и предложил участвовать в

проектировании кластеров и созданию новых

типов производств: Он криво улыбнувшись

ответил мне: “Кластеры – х-ястеры!”

(Случай из жизни!)

2. Цена эпистемотехнологического вызова

3. Эпистемотехнологические представления о кластерах

4. Типы кластеров

5. Кластеры и всероссийская вертикаль проектов (курс ВВП)

6. Кластеры как резервные системы развития

7. Эпистемотехнологическая иерархия кластеров

8. Кластеры как мультисценарии

9. Кластеры - плацдарм новой организации сознания и мышления людей.

10. Предупреждение Бенедикта Спинозы

Проблема формирования кластеров промышленного развития, это попытка ответить на хорошо понятный любому практику-промышленнику вопрос, а почему у нас не внедряются принципиально новые технологии. Некоторый высокопоставленный политик привёл группу “бизнесов” в филиал Академии Наук, где учёные предъявляли свои разработки. После многочисленных многочасовых презентаций, подтверждённых мнениями иностранных экспертов, он спросил капитанов отечественного бизнеса, готовы ли они купить предлагающиеся решения и реализовать их на своих предприятиях. Ни один из бизнесменов не выразил желание осчастливить учёного покупкой его разработки. Означает ли, что российский бизнес жадный и не любопытный. Я думаю, что основная причина отсутствия интереса к результатом научно-исследовательских и проектно-конструкторских разработок кроется не этом.

Проблема состоит в другом. С точки зрения предъявляющейся разработки абсолютно непонятны для лица, принимающего финансовые решения, основания, можно ли данную новую технологию внедрять (втискивать) в существующий тип производства, или на базе данной технологии необходимо формировать совершенно новый тип производства. Внедрение новой технологии в промышленное предприятие старой формации, старого уклада может вызвать очень серьёзные дисфункции, которые повлекут за собой снижение эффективности, надёжности и в конечном счёте прибыльности данного производства. Создание же принципиально нового, не имеющего нигде в мире аналогов, производства, вызывает различные опасения, поскольку связано с многочисленными рисками. А, действительно, как просчитать маркетинговый “гарантированный” спрос на продукт, которого ещё нет? Как правило, разнообразные разработки наших учёных предполагают создание не просто отдельных производств, но новых отраслей промышленности. Другое дело, адекватной ли является форма отраслевой организации для промышленных производств 21 века.

А существует ли научный ответ на данный вопрос? Оказывается, существует. Он был разработан одним из наших учителей в области экономики развития сверхсложных систем и мегапроектов профессором Марком Давидовичем Дворциным. Этим, к сожалению, два года назад умершим учёным, была разработана специальная дисциплина – “Технодинамика”, описывающая закономерности эволюции и изменения полномасштабных производительных систем, включающих институты образования, промышленности, науки. Технодинамика является теорией институциональной динамики, сфокусированной на анализе изменения технологий, определяющих условия создания новых промышленных систем в изменяющихся институциональных условиях. Эта практическая дисциплина показывает бесперспективность представлений так называемой “инновационной экономики”, которая может анализировать только одну проблему- “втискивать” или не “втискивать” новые технологические решения в старые организационные системы. Но разобраться с тем, идёт ли речь об обновлении старого технопромышленного уклада, или задача состоит в создании промышленного производства принципиально нового технопромышленного уклада “инновационная экономика” не способна. Поэтому значительно более удачным термином чем инновационная экономика является понятие, введенное Ю.В.Крупновым “ экономика развития”, с одной только поправкой, что развитие исходно является внеэкономической категорией. Сначала надо развитие организовать, а лишь потом его капитализировать.

2. Цена эпистемотехнологического вызова.

С чем же связана основная тенденция перехода к новому технопромышленному укладу? С кардинальным изменением институциональных условий деятельности людей, в основе которого лежит изменение основного типа собственности. Новый тип уклада связан с формирующимся типом собственности на трансферт, перенос технологий из одной области и использование этих технологий в другой области. Собственность на трансферт и на динамику технологий предполагает развитие института интеллектуальной собственности. Об угрожающем состоянии этого института в России свидетельствует иск компании “Микрософт” к директору сельской школы Поносову, а также покупка и внедрение системных продуктов этой компании на российских атомных станциях, и атомных подводных лодках. Всё дело в том, что технологический трансферт осуществляется в особой “ауре”, окутывающей актив или промышленную платформу - эту ауру образуют не информационные технологии в виде пресловутого IT, но эпистемические технологии, обеспечивающие возможность вычленять технологические решения, основанные на новых физических принципах и эффектах и определять условия их переноса в другие практико-промышленные зоны. В рамках формирующегося во всём мире нового технопромышленного уклада 90 процентов добавленной стоимости будет формироваться именно в этой ауре. Поэтому как и в других областях проблема звучит очень просто, либо мы будем формировать свою эпистемическую “ауру” и систему анализа активов, либо это всё будет присваиваться через чужую “ауру” миллиардера Била Гейтса.

Но для того, чтобы на основе эпистемических (знаньевых) практик технологии и новые технологические решения могли бы переноситься из одних областей промышленного производства в другие, должны быть подготовлены специальные платформы, обеспечивающие подобный перенос. Вот собственно с построением подобных платформ и связано для нас формирование кластеров, поскольку на основе подобных платформ предполагается соединять вместе фундаментальную практико-ориентированную науку, проектно-конструкторские разработки и новые высокотехнологические производства. С этой точки зрения, кластеры – это не просто маниакальная одержимость после 15 лет отупения начать хоть что-то делать и всеми силами довести до реализации производственные процессы – создавать спутники, самолёты, автомобили и т.д. Эта очень важная задача подъёма производственной дисциплины и мобилизованности не имеет никакого отношения ни к кластерам, ни к экономике развития, ни даже к инновационной экономике. То есть кластеры, говоря языком Шопенгауэра, это не только воля (одержимость), но ещё и представление.

3. Эпистемотехнологические представления о кластерах.

Построение кластера связано с необходимостью объединить в рамках одной особой зоны производственные бизнес-проекты в конкретной технологической области, фундаментальные разработки и современные системы проектирования новых продуктов и подготовку производства этих продуктов.

Собственно объединение в рамках единой системы управления циклов обмена знаниями и технологиями позволит выстроить опорные институциональные структуры (ядро и хребет) будущего кластера, объединяющего в своей организации несколько принципиально новых, сегодня несуществующих отраслей. Переход же к кластеру связан с организацией процессов технодинамики однотипных технологических систем в рамках нового, формирующегося в России технопромышленного уклада, на основе преобразования и замещения новыми технологическими решениями значительных массивов российских промышленных производств. Эпистемотехнологический подход позволяет расширить представление о кластере, введенное лауреатом Нобелевской премии Майклом Портером. Как известно, модный сегодня экономист давал следующее определение кластеру: “кластер или промышленная группа,- это группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определённой сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга”.

Центральным моментом формирования кластера при нашем подходе является не просто территориально-географическое сближение, резиденциальное объединение производств нескольких разных отраслей, между которыми возможна синергия и взаимно функциональные отношения (по типу поставщик-потребитель, разработка смежных решений и т.д.). Задача состоит в том, чтобы довести ряд принципиально новых лабораторных технологий, действие которых основано на новых физических принципах и эффектах до новых систем деятельности и практики. На основе сформировавшихся новых систем деятельности и практики возможно перевооружения всего массива отраслей предшествующего техно-промышленного уклада. С этой точки зрения всякий кластер интегрирует в своём устройстве несколько разных деятельностных схем:

Схему организации полномасштабной производительной системы, объединяющей в своём устройстве фундаментальную практико-ориентированную науку (физико-математическую и гуманитарную), инновационную промышленность и развивающее образование.

Схему сферной организации промышленно-производственных платформы в виде процессов производства, воспроизводства, устойчивого функционирования, развития, захоронения технологий предшествующего технопромышленного уклада, руководства, организации, управления.

Схему мультиотраслевой и полисферной организации практики предполагающей организацию технодинамики и технологической диффузии новых решений не по границам отраслей и переделов, а в соответствии с принципом инновационной восприимчивости различных групп трансроссийской инновационной инфраструктуры.

Схему соорганизации и одновременного использования знаньево-логистического (постиндустриального) уровня переделов и модернизируемой промышленной платформы (неоиндустриального уровня переделов), обеспечивающей формирования приборов нового поколения.

Схему соорганизации прорывного централизованно организуемого ядра и конкурентной рыночной среды, с разной скоростью и на разных принципах воспринимающей и реализующей технологии и продукты нового технопромышленного уклада.

Схему формирования продукции двойного назначения на основе серийных производств, обеспечивающих проверенное качество изделий.

Схему двойного “маркетингового кольца” (от маркетинга продукта к маркетингу нового стиля жизни, и от маркетинга человека, употребляющего данный продукт и услугу к маркетингу маркетинг вещи), обеспечивающего маркетинг нового типа приборов и технологических услуг по их реализации с маркетингом нового стиля жизни в России, с модой на жизнь в Росси творческого креативно-мыслящего человека.

Схему инвестиционного проектирования и построения финансово-инжиниринговой компании, обеспечивающей реализацию мегапроектов на основе прослеживания всего альтернативного набора перспективных проектных продуктов и учёта рисков, а не дисконтирования финансового потока.

Идея создания кластеров с эпистемотехнологической позиции имеет включает в себя следующие важнейшие организационные принципы:

Создаваемые кластеры-зона дохода за пределами углеводородной отрасли. Основная идея формирования кластера состоит в том, чтобы создать на основе научно-обоснованных и технологически реализуемых комплексных решений, а также коммерческих механизмов создать условия для перевооружения промышленности высоких переделов (разработка приборов нового поколения, машиностроение, новые материалы- полимеры, сверхчистые материалы, нанотехнологии) и тем самым подготовить комплексные производственно-технологические пакеты для выгодных инвестиционных вложений. Подобные решения, положенные в основу инвестиционных проектов, являются условием формирования в России впервые зоны выгодных денежных вложений за рамками ресурсо-добывающего сектора промышленности, в соответствии с решениями Президента РФ и миссией российской промышленности.

Кластеры- зона выращивания новых типовых решений региональнального развития. Данные технологические пакеты, создаваемые в кластерах могут тиражироваться на различных территориях страны, формируя региональные площадки стратегической занятости, в том числе и на основе привлечения в страну, ранее из неё уехавших специалистов.

Кластеры - переходник между фундаментальной наукой и комплексными разработками. Формирование комплексных технологических решения является ключевым преимуществом кластера, обеспечивающего перевод знаний о новых физических принципах и эффектах, полученных в лабораториях академических институтов страны в промышленные технологии производства, а также в технологическое know- how приборов и инструментальных систем нового класса для различных отраслей промышленности.

Управление знаниями как условие формирования экономики развития. Осуществляемый оборот знаний (фундаментальных, технологических, технических, естественно-научных, гуманитарных, экономических) составляет основу комплексных технологических решений и новых форм управления системами промышленного производства. С этой точки зрения кластер является фабрикой комплексного практико-ориентированного знания, позволяющего определить зоны приоритетных инвестиционных вложений.

Инновационная инфраструктура и финансово-инжиниринговые схемы для реализации мегапроекта. Для реализации разрабатываемых на площадках формируемых кластеров мегапроектов перевооружения промышленности предполагается разработка специальных финансово-инвестиционных схем и инновационных стратегий, поддерживаемых потребителями крупных инфраструктурных решений (типа ОАО РЖД). Принципы оборота знаний, финансово-инжиниринговые схемы, инновационно-сетевые стратегии должны разрабатываться на основе специальных гуманитарных теорий. С этой точки зрения создание кластеров предполагает соорганизацию технических, естественно-научных и гуманитарных знаний.

Кластеры как обучающая организация. Важнейшим условием создание опытных производств нового поколения является постоянный процесс переподготовки менеджеров и разработчиков формируемого кластера, что позволяет его рассматривать в качестве обучающей организации, осваивающей новые институциональные схемы деятельности.

4. Типы кластеров

А какое представление стоит за кластерами? Это представление должно быть связано с ответом на вопрос, а что мы собственно хотим достичь, создавая кластерную – организованную в виде грозди систем производств, с какой практической необходимостью связано подобное гроздеобразование? С нашей точки зрения это “гроздеобраование” как стратегический процесс может быть связан как минимум с четырьмя следующими обстоятельствами:

1)Технологическим перевоспроизводством и переосвоением некоторой имеющейся инфраструктурной платформы на основе принципиально новых технологических решений следующего техно-промышленного и социо-культурного уклада. Например, на основе принципиально новых материалов, мы начинаем перевооружать всю инфраструктуру РЖД. В этом случае кластер или мультикластер начинает формироваться вокруг состыкуемых зон новых технологических решений. Становится хорошо понятно, что одни технологические преобразования в скором времени повлекут за собой следующие и т.д. Данный тип кластера следовало бы назвать инфраструктурно-инновационным. Основное преимущество данного кластера связано с тем, что он формируется вокруг системы гарантированного потребления продукции. Стоит включить принципиально новые материалы в конструкцию узлов инфраструктуры и теперь у производителей данного ассортимента будет гарантированный потребитель. Основная сложность формирования данного кластера состоит в состыковке, организации и агрегировании разных технологических решений для того, чтобы перевооружаемая инфраструктура функционировала бы устойчиво.

2) Следующий тип кластера связан с созданием на основе принципиально новых физических принципов и эффектов несуществующих в настоящий момент инфраструктур. Например, такой новой инфраструктурой может быть запуск констелляции спутников разных размеров- больших спутников, малых спутников, наноспутников, которые обеспечивают создание многоуровневых систем наблюдения. Такой принципиально новой инфраструктурой может быть создание лазерного станкостроения, в которой малогабаритные лазеры могут заменить функции многих существующих сегодня станков. Наконец, подобной инфраструктурой может быть система поддержания здоровья и обеспечения человека “живой пищей”, энергетический эффект которой не снижен ароматизационными добавками и красителями, на основе технологий биофотоники, позволяющих фиксировать ультраслабые излучения и диагностировать состояние клеточных тканей человека. Основное преимущество в формировании данного кластера состоит в том, что его не надо вписывать в существующие системы производств. Он формируется на новом свободном месте. Основной недостаток данного кластера состоит в том, что никогда заранее невозможно просчитать гарантированный спрос продукции данного кластера. Поэтому формирование данного кластера может осуществляться лишь под серьёзные гарантии государства.

3) Третий тип кластера следовало бы назвать ультраструктурный (в противоположность к инфраструктурному), метапромышленный кластер. На его основе создаётся промышленность по преобразованию существующих типов промышленности. Промышленность по перевооружению существующей промышленности мы и называем метапромышленностью. Типичным типом ультраструктурного метапромышленного кластера может быть наноэлектронный кластер. Предлагаемые научные решения по созданию приборов нового типа на основе наноэлектронных технолгий могут быть использованы для перевооружения приборостроительных предприятий предшествующего техно-промышленного уклада. Основное преимущество данного кластера состоит в возможности сформировать вокруг передовой технологии нового класса целую гроздь предприятий, на которых она будет реализовываться. Основная сложность построения данного кластера состоит в сложнейшей системе согласований научно-технологических, финансово-организационных и промышленно-производственных решений.

4) Четвёртый тип кластера можно назвать кластером “заимствования рубежной технологической платформы”. Продвижение к формированию нового техно-промышленного уклада предполагает создание условий для освоения технологий, которые сегодня в мире формируют передний край технологического развития. Поэтому заимствование и переосвоение в системе российской промышленности передовых технологических платформ является обязательным условием её конкурентоспособности. В данном случае речь не идёт о простом освоении технологических линий, производящих готовую продукцию. Задача заключается в том, чтобы на основе подключения к анализу технологических решений, заложенных в данную платформу фундаментальной практико-ориентированной науки через какое-то время предложить следующий шаг развития данной технологической платформы. Преимущество построения данного кластера состоит в том, что в его основе лежат импортозамещающие технологии. Эксплуатация и использование этих технологий предполагает выход на отечественный рынок и предложение более низких цен на производство уже освоенной потребителем продукции. Основные сложности формирования данного кластера связаны прежде всего с отечественной культурой промышленно-производственного труда. Очень часто себестоимость и издержки производства на заимствованной технологической платформе оказывается выше, чем на аналогичных зарубежных производствах.

Следует отметить, что выделенные нами четыре типа кластеров-являются идеальными типами по Максу Веберу, то есть они представляют некоторую систему координат, в рамках которой могут анализироваться и разбираться решения построения конкретного кластера. Более того, конкретный кластер часто предполагает комбинацию и сочетания перечисленных типов: одного, двух, трёх или всех четырёх. Очень важно понимать, что обязательным общим моментом построения каждого из перечисленных типов кластеров является соорганизация практико-ориентированной фундаментальной науки, проектно-конструкторских разработок и инновационной промышленности.

5. Кластеры и всероссийская вертикаль проектов (курс ВВП).

Построение кластеров промышленного развития является центральным пунктом реализации проектной установки управления страной введённой Президентом Путиным в его идее национальных проектов. Преемник Путина – это тот, кто сумеет продолжить эту инициативу, наращивая эффективность и темп действий по реализации национальных проектов. Как мы часто знаем из истории реализует заявленные принципы часто отнюдь не тот, кому это поручается, а тот, кому хватает удали это реализовать. Как говорил мудрый Лао Цзе: “ Я прошёл всю Поднебесную и встретил много знающих, но ни одного исполняющего”. Как бы кто не говорил даже и в кулуарах Кремлёвской администрации, успокаивая олигархов, что “помимо четырёх национальных проектов больше никаких проектно-мобилизационных действий не будет” призрак проектной установки ходит по России. Поэтому что последовательная реализация этой установки и предполагает перехват фарватера средостения власти для большинства жителей страны. Эффективно реализуемые проекты- это высокие зарплаты и комфортное жильё. Именно качество проектов развития определяет способность территорий и корпораций конкурировать за будущее. А это будущее сегодня связано не столько с получением финансовых средств, сколько с притягательностью стратегических типов занятости на данной территории и прежде всего для молодёжи. С этой точки зрения, рыночные по внешней кажимости и советско- отраслевые по сути корпоративные решения, обеспечивают высасывание ресурсов и не способствуют увеличению плотности поселенческой ткани. Последняя представляет собой единственный критерий успешности экономики с точки зрения знаменитого американского экономиста Линдона Ларуша, недавно посетившего нашу страну. Деньги, прибывающие к деньгам, при вымирающем населении кончаются для страны бедой.

Кластерная организация промышленности направлена на создание новой формы организации труда и обращена к накоплению ресурсов на территории. Поэтому беда “Газпрома” отнюдь не в том, что это низкий уровень технологических переделов и ускоренное потребление ресурсов будущих поколений, а в том, что они не может предложить интересные рабочие места и стратегические типы занятости значительному количеству молодёжи. С этой точки зрения “Газпром” не открывает новых перспектив, хотя и финанирует “социалку”- так называемые национальные проекты. Беда РАО ЕЭС не в том, что единая инфраструктура будет “раскрошена” на следующий год в соответствии с абстрактными идеями правильного рынка, а в том, что РАО ЕЭС не предлагает стране развитие энергетики как локомотивный национальный проект, обеспечивающий молодёжи перспективные типы занятости и строительство новых городов. У сопротивляющейся разрушению под предлогом борьбы с монополией корпорации ОАО “РЖД” есть шанс использовать инфраструктуру для формирования мультикластерной транснациональной инновационной системы, на которую как на шампур могут быть нанизаны десятки, а при направленной работе и сотни новых производств. С этой точки зрения кластеры, как институциональная форма организации нового техно-промышленного и социо-культурного уклада являются шарнирным связующим элементом вертикали проектов, увязывающим в одно целое общестрановое и регинальное развитие. Именно кластер, а не абстрактные полюса роста, еще недавно предлагавшиеся Минрегионразвитием в качестве методологии программ регионального развития, позволяет включать интересные региональные решения в масштабные российские проекты.

А ВВП – это кластерная среда, в которой не деньги липнут к деньгам в отрыве от реальной экономики, а проекты реальной экономики соединяются один с другим, образуя устойчивую и расширяющуюся проектную инфраструктуру реальной экономики.

6. Кластеры как резервные системы развития

С точки зрения ВВП, кластеры являются не только механизмом перехода к новому техно-промышленному и социо-культурному укладу, но и способом формирования резервных систем развития. Попытка втиснуть принципиально новое технологические решения в сложившуюся организационно-технологическую систему, или размножить старые технологические решения за счёт рынка ни к какому развитию не приведут. Они будут просто направлены на изничтожение небольшого накопившегося ресурса. И этот ресурс быстро кончится. Поэтому все “грандиозные” планы строительств надо достаточно быстро проинвентаризировать для того, чтобы разобраться, а в какой мере они обеспечивают выход страны к освоению новых технологий, над созданием которых бьётся весь мир, а в какой мере - это родные отечественные мухорайки, очень эффективные ещё всего лишь 60 лет назад, до сих пор связываемые с научно-техническим прогрессом отсталыми народами Африки, сегодня продаваемые по псевдорыночной цене. С этой точки зрения масштабные решения намеченные в целом ряде областей (не будем показывать пальцем) очень не плохо отэкспертировать на их стратегичность, а не только сиюминутную прибыльность. Тем более, очень часто работающие в различных корпорациях гуманитарии так и понимают свою задачу: приделать рыночные механизмы купли-продажи к старым технологическим решениям. Это вписывание в рынок всем хорошо, кроме того, что оно уничтожают фундаментальную науку и делает ненужным процесс познания. Расплата за подобную методологию ждёт уже за ближайшим углом- списывание решений как неконкурентнспоосбных на свалку.

Но реальное продвижение к новому техно-промышленному и социо-культурному укладу предполагает параллельное построение на новых принципах вторых резервных систем- ещё одной сети железных дорог но в виде скоростных поездов на магнитной подвеске, создание новых городов, новых резервных энергетических систем полной мощности- одной из самых мощных в мире Туруханской ГЭС, без всяких поправок на обеспеченный спрос. Выдвижение подобных проектов вторых резервных систем собственно и позволяет нам перейти к рынку развития, к рынку проектов развития, а не продолжать топтаться площадке выживания. С этой точки зрения, проекты кластеров являются ничем иным как формами резервных систем развития.

7. Эпистемотехнологическая иерархия кластеров

Но не следует считать, что кластеры – это то что-то “чистое и светлое”, потому что новое, или что кластеры – это что-то гигантское- именно так очень часто расшифровывается представления о кластерной организации. Всё дело в том, что именно кластеры являются шансом (возможно последним) создать систему современных промышленных платформ в России. Это создание современных промышленных платформ России на специфических российских цивилизационных основаниях предполагает продвижение от фундаментальных научных заделов к новым типам технологий и техники, а на их основе к новым типам продуктов и услуг, имеющих гарантированных спрос на основе процедур и техник системного маркетинга. Всё дело в том, что создаваемые новые промышленные платформы должны быть встроены как в систему отечественного, так и мирового спроса. Но при этом ошибочно было бы считать, что основная задача формирования кластеров это научить учёных и промышленником продавать свою продукцию - как очень часто понимается основная роль технопарков и венчурных фондов.

Подобные “атомизирующие” подходы, нацеленные на коммерциализацию отдельных научных исследований и разработок, выполняют важную, но абсолютно частную задачу, по сравнению с необходимостью создания принципиальных новых промышленных систем производства. Очень хорошо, что мы уже прошли через систему создания технопарков, венчурых фондов и “инновационную экономику”- какой-то народ немножко научился торговать, какой-то народ уехал за границу. Но этими мерами не создашь новые промышленные мультисистемы с эшелонированными и разнообразными маркетинговыми институтами, тем более в условиях, когда России необходимо создавать новые типы вооружения продвигаясь к формированию нового технопромышленного и социо-культурного уклада, предполагающего создание новых форм профессионализма. В создании Российских кластеров огромную роль играет фундаментальная практико-ориентированная наука, которая через систему разработческих фирм на основе новых физических эффектов и принципов может обеспечить создание технологий следующего класса для системной промышленности. Только в этом случае мы можем переиграть догоняющую Китайскую индустриализацию и японскую инновационную экономику, которая движется не от фундаментальных новых научных принципов и решений, а от способов рационализации сложившихся форм производственного труда.

Конечно, при создании кластеров неплохо было бы понимать, как в целом должна быть устроена Российская мультипромышленная система нового типа и как её можно было бы создать, с тем, чтобы избежать разрушительного хаоса и бессистемности.

Например, это могло бы быть организовано следующим образом:

1. Первая зона кластеров,- весь набор промышленных организмических тканей, из которых будет формироваться мультиорганизм российской промышленной системы:

А. Кластер наноэлектроники и биофотоники как своеобразная энергийная экстрасенсорика - протонервная ткань, из которой будут формироваться зародышевые листы нервной ткани, а также все типы тканей- будущего Российского организма мультипромышленной системы. Речь идёт о формировании технологий, основанных на новых физических принципах и эффектах, новых приёмниках и излучателях, новой элементной базе, которые станут основой всей совокупности российских производств.

Б. Кластер интегративно-комплексных автоматизированных систем проектирования как система мозговой ткани центральной нервной системы, на базе которых могут проектироваться промышленные системы создание всех типов конечной продукции от отечественного автомобиля до спутников и космических кораблей. Эта та часть промышленных систем запада, которая всегда так глубоко волнует российских академиков после их очередного посещения заграницы: “Надо же они новый “Боинг” уже проектируют и затем реализуют исключительно на компьютерах. А дальше это прямо с компьютеров переносится в производственные системы”. В этом считает ряд академиков и состоит управление на основе знаний. Автоматизированные системы проектирования Штаты закрепляют за собой, а промышленные линии и сборочные цеха выносят в другие страны. Сегодня в Китай. Понятно, что нам необходима для отечественной промышленной системы своя нервная ткань. Очень часто предполагается, что всё дело только в этом втором кластере, что является серьёзнейшей и принципиальной ошибкой. Во многом структура происходящей сейчас научно-технической революции скрытно развёртывается в первом кластере первой зоны. Во втором кластере первой зоны, полученные результаты формализуются и закрепляются. Поэтому даже складывается впечатления, что все большие открытия сделаны и надо всё правильно алгебраически на компьютерах организовать.

В. Кластер новых материалов, пластических масс и полимеров- этот весь набор “промышленного тканеобразования” от крови, лимфы, кожного эпителея, до костных тканей – если пользоваться языком метафор.

Г. Кластер высокоточной (прецизионной) механики, из которой делаются “суставы и сочленения костно-опорного аппарата” будущего организма.

Д. Кластер новых энергетических технологий, где будут запушены в производство реакторы на быстрых нейтронах, а также будут завершены разработки по промышленному применению тория и созданию замкнутого цикла радиоактивных материалов.

… … … … … …

2. Вторая зона кластеров- это техно-производственные инфрастурктуры, которые определяют эффективность перевооружения пр.омышленной системы. В этой зоне находятся.

А. Кластер станкостроения и лазерной техники, обеспечивающий производство средств производства.

Б. Кластер приборостроения.

В. Кластер робототехники и автоматизационных систем.

Г.Кластер агрегатов.

Д. Кластер пластмассовых и полимерных узлов.

… …. …. …. …. … … ….

3. Наконец, третья зона кластеров- это системы производств, обеспечивающие создание конечные единиц продукции.

А.Силовые машины.

Б. Самолётостроение.

В. Вертолётостроение.

Г. Рактостроение.

Д. Спутникостроение.

Е. Сельхозтехника. И т.д.

Следует отметить, что каждая из зон кластеров может содержать в себе неограниченное количество кластеров. И помимо выделенных трёх групп также можно попробовать наметить ещё какие-то группы кластеров. Нам же пока важно обозначить лишь следующее. Принципиальный смысл развёртывающейся научно-промышленно-антропологической (гуманитарной) революции, предполагает либо одновременное продвижение в каждой из трёх групп кластеров, либо даже продвижение от первой группы к третьей. Научно-промышленная революция связанная с созданием фордистско- поточных массовых производств была основана на движении от третьей зоны кластеров к другим.

Третья зона кластеров в нашей типологизации предопределяет создание конечной вещи- изделия. Вещь-изделие позволяет сформулировать конечный результат в виде вещной логики- создание в шутках- танков, тракторов, самолётов. На этой логике и строилась форма организации советских изолированных отраслей- ведомств. И сейчас возникает соблазн –дать деньги выжившим отдельным заводам- ведь они прошли испытание, сохранились в условиях ельцинского хаоса! Но подобный ход означает уничтожение возможности построение действительно новой промышленной мультисистемы. Поскольку реальное продвижение к новому типу связности и возможности решения комплексных задач предполагает прежде всего создание кластеров первой группы, а в ней прежде всего первого кластера. Но ведь действительно нам нужны не отдельные штуки спутников, а спутниковая инфраструктура, не отдельные самолёты, но новая авиационная инфрастурктура и т.д. Построение инфраструктуры предполагает каждый раз сложное сочетание серийных и уникальных решений как на уровне систем управления, так и выбора конструкционных материалов и общего решения.

С этой точки зрения, построение любого кластера, который должен быть сорганизован в своём взаимодействии с многими производствами и другими кластерами- это всегда мегапроект, который для его реализации должен быть артикулировано разложен на множество отдельных осуществляемых проектов.

9. Кластеры как мультисценарии

Формирование кластера предполагает выделение нескольких сценариев – своеобразных операций, обеспечивающих построение кластера.

Мы считаем необходимым при построении кластера выделять: технико-реализационный сценарий, организационно-производственный сценарий, макретинговый сценарий, инвестиционный сценарий, кадровый сценарий, институционально-организационный сценарий.

Технико-реализационный сценарий предполагает получение ответа на вопрос, какой тип технологии может быть создан на основе фундаментального знания о новом физическом эффекте или новом физическом принципе. В основе этого сценарии лежат необходимые способы взаимодействия представителей фундаментальной науки и разработчиков комплексных технологических решений.

Организационно-производственный сценарий должен обеспечить получения ответа на вопрос какой тип серийного производства может и должен быть создан на основе опытно-экспериментальных образцов продукции.

Маркетинговый сценарий предполагает определение возможного спроса на данное изделие-услугу-технлогию-инфраструктуру, позиционирование данной группы предприятий на рыке, создание условий для работы с дилерами в системе маркетинговых сетей, проектирование своеобразного стиля жизни люде, которые создают и потребляют продукцию нового техно-промышленного уклада.

Инвестиционный сценарий предполагает оценку перспективности проекта по созданию продукта(-услуги-технологии-инфрастурктуры), определение всего набора организационных проектов и альтернативных вариантов проектов-единиц, включённых в мегапроект, оценку рисков каждого из проектов и каждого из этапов реализации отдельного проекта, постоянный анализ устойчивости спроса на результат реализации проекта в зависимости от стоимости продукции. При создании кластера для реализации инвестиционного сценария необходимо создание специальной инжиниринговой компании нового типа.

Специально разрабатываемый кадровый сценарий предполагает подготовку людей, которые способны работать в условиях высокой неопределённости, взаимодействия носителей разнопрофессиональных языков, а также огромной технологической гибкости и перенастройки современного постфордисткого производства.

Наконец, институционально-оргаизационный сценарий предполагает ответ на вопрос, как должен быть организован кластер, как он должен формироваться и выращиваться? Для нас кластер предполагает сооргаиизацию как минимум четырёх крупных технологических групп, которые образуют технологическую основу кластера:

Прорывные научные лаборатории - опытные производства, на которых создаются основы новых технологий.

Разработческие центры на которые создаются макеты и образцы технологий для опробывания на экспериментальных производствах.

Промышленно-технологические группы, способные осуществлять оснастку производства для изготовления серий.

Маркетинговые группы способные продвигать новый тип продукции на рынок и формировать устойчивых спрос.

Управленческой надстройкой, обеспечивающей взаимосвязь этих четырех крупных технологических групп друг с другом являются: Совет инвесторов, который принимает решение о приоритетном финансирования того или иного проекта; экспертный Совет, рассматривающий различные проекты по мере их подготовки к реализации и, наконец, креативный центр, подготавливающий материалы для принятия решений экспертным советом и советом инвесторов.

10. Кластеры как плацдарм новой организации сознания и мышления людей.

Основными важнейшими реперами ситуации периода 2007-2008гг. являются два предпринятых действия В,В.Путина: 2005-2007 гг.: известная проектная инициатива сентября 2005 года (идея национальных проектов) и утверждение России на внешнеполитической арене в качестве независимой цивилизации, имеющей 1000-летнюю историю государственности и русского слова (мюнхенская речь в феврале 2007 года). Этих два Действия (действия для нас весьма существенно отличаются от деклараций и мыслей) на сегодня и определяют изменение управленческого механизма страной. Выборы в Государственную Думу и выборы Президента РФ будут развёртываться на фоне этих масштабных изменений.

Вместе с тем за последние 15 лет в стране произошла достаточно серьёзная деградация форм мышления и профессионального труда, связанная со снижением социо-культурного уровня в целом, которая была инициирована в период ельцинского “развала”. Этот развал повлёк за собой потерю цивилизационной перспективы страны, которая не выработана и официально не обозначена до сих пор. Вместе с тем, формирование небольших групп, которые владеют практически неограниченными финансовыми ресурсами и значительных групп населения, в том числе молодёжи, которые имеют неустойчивую форму заработка на фоне продолжающейся инфляции, создают условия значительной социально-политической неустойчивости. Представители самых разнообразных молодёжных групп утверждают, что у них нет будущего. Наиболее профессионализированные группы продолжают уезжать из страны. Долгожданное заявление Президента о том, что Россия самостоятельная цивилизационное государство не встретила радости и сочувствия на Западе. Возрождение России рассматривается в качестве угрозы безопасности США. РФ находится под постоянным прессингом со стороны элит США и Евросоюза, на руководство которого осуществляется постоянное воздействие истеблишментом США через новых членов Евросоюза (государства Балтии, Польши). Добиться же полного единения народа с политическим руководством достаточно трудно, поскольку у власти находятся группы лиц, контролирующие практически все финансовые потоки и которым есть, что терять.

В этих условиях единственная возможность увести страну от социальных беспорядков, импортируемых цветных революций, роста “полицейщины” как реакции на бессмысленные социальные бунты и беспорядки должен стать беспрецедентный рост созидательной активности. В Росси должны начать строиться кластеры новых предприятий, железные и автомобильные дороги, порты, должны закладываться новые города. И вот это масштабное созидание – формирование практически по всюду параллельных резервных систем- новых железных дорог на магнитной подушке параллельно с существующими железных дорог, новых городов на ряду с уже существующими, новых электростанций и сетей на ряду с существующими должно стать предметом новой справедливой приватизации в интересах её создателей, то есть в том числе молодёжи. У значительных групп населения появляется позитивная стратегическая перспектива – создать новые города и современные производства и стать их собственниками и жителями.

Поэтому важнейшей задачей становится разработка мегапроектов формирования новых несуществующих сегодня кластеров, создание новых активов и разработка инвестиционных проектов. Для того, чтобы приступить к реализации этих масштабных задач необходима культура разработки мегапроектов и финансово-инжиниринговые институты нового типа, способные финансировать разработку и реализацию мегапроектов и создавать для этого специальные инвестиционные схемы.

Предупреждение Бенедикта Спинозы

Для того, чтобы кластеры можно было в России спроектировать и создать, на наш взгляд, должно быть создано несколько конкурирующих групп, которые могли бы предъявить методологию и конкретный организационные технологии построения кластеров, а затем получить право создания кластеров. Естественным образом никакие кластеры в России, конечно, сформированы не будут. По обычной Российской привычке мы назовём кластерами очень разные вещи- перевод в Россию с Украины моторостроительных заводов, покупку и запуск технологических линий на западе по освоению новых единиц продукции, восстановление разрушенных после развала Советского Союза самых примитивных кооперативных связей, возможность продавать и комерциализировать созданные ещё в 60-е годы прошлого века технологические решения. Делая всё это и оживляя российскую промышленность мы не будем делать только одного, создавать новую промышленную мультисистему, прорываясь к новой форме организации профессионального труда. С этой точки зрения, мы будем, скорее всего, создавать квазирыночный отраслевизм, где изолированные и обособленные ведомства, реально ни с кем не конкурируя, будут назначать определённую монопольную цену. Ведомственно-отраслевое сознание будет смешено с формально экономическим, “рыночным”, но к удивлению многих никакой новой формы организации деятельности не возникнет. Такие, появляющиеся где угодно и по любому поводу кластеры будут похожи на новые промышленные платформы как “ Созвездие Пса на собаку лающее животное”, хотя всё и будет называться кластерами. Поэтому нам действительно нужны организационно-управленческие промышленно-методологические группы, способные разрабатывать организационные формы кластеров и создавать их на основе эпистемических (знаньевых) технологий, позволяющих различать и сорганизовывать разные типы знаний(фундаментально научное знание, технологическое знание, маркетингово-гуманитарное знание, финансово-инжиниринговое знание, а также стратегическое видение), обеспечивающих продвижение новых кластерных корпораций. Поскольку отрасль формируется стихийно, при ориентации на вещь- продукт. Основным требованием является стремление сделать изделие-вешь любой ценой.

Здесь очень уместным становится известное различение Ж. Делёза древовидных систем и “ризомы”- особой подвижности клубня-луковицы в отличие от чётко выраженного корня, способных прорастать стеблем в любом направлении, куда угодно. Метафора-схематизм “ризома” выражает подвижность самоконфигурирования нового формирующегося целого на границах взаимодействующих систем. Отрасль в силу казалось бы очевидности обыденного сознания формируется по принципу фиксированного скелета древовидной структуры. Поскольку те, кто создают отрасль ориентированы на производство понятного продукта- вещи. В случае формирования кластера ориентировать исключительно на здравый смысл не получится. Соединение разных деятельностей и своеобразные прорывы изолированных границ происходят в сегментах до этого автономных систем, где формируется технологическая близость производств различного типа. Это интегрирование и замыкание разделённых и автономных технологических систем друг на друга обеспечивается возможностью переноса знаний и технологий из одних систем в другие. Такие переносы и взаимодействия должны специально проектироваться.

Кластер предполагает специальное эпистемическое проектирование – создание нужной институциональной формы на основе представление о том, как связывать и соорганизовыать разноформационные знания. Ведомственно-отраслевой уклад формирует вполне определённое сознание, которое отнюдь не противостоит рыночно-договорной коммуникации. Он может адаптироваться к рынку, ему недоступно развитие. Для кластерного межотраслевого мультисферного сознания необходимо совершенно другое мышление и другой тип институционального действия.

Елена Минаева
Технология «Кластери» и её модификация

Кластер пришел к нам из информационных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающими определенного свойства.

Существенный вклад в формирование понимания кластерного подхода кластеризации внес Майкл Юджин Портер - профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы, признанный специалист в области изучения экономической конкуренции.

Метод кластеров универсален – помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.

Суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила :

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА :

1 этап - посередине чистого листа пишется ключевое слово «СКАЗКА» , которое является «сердцем» идеи, темы.

2 этап –вокруг слова записываются все то, что вспомнилось им по поводу данной темы - выражающие идеи, факты, образы («мозговой штурм» , подходящие для данной темы (модель «хаос» )

3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники» ).

4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники» , устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Кластер в образовании может быть использован в трех аспектах :

В представлении системы работы и социального партнерства учреждения (административный) ;

В обобщении опыта работы педагога (самообразование) ;

В организации образовательной деятельности педагога (образовательный) .

Кластеризация предметных образовательных областей не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Педагогические технологии реализуются на практике непосредственно педагогом.

Поэтому от того, насколько он осознает смысл технологии , ее научные основы, как умеет их адаптировать к конкретным условиям или разрабатывать индивидуальные технологии , зависит не только результативность образовательного процесса, но и становление педагогической технологии в качестве способа профессионального мышления педагога и его деятельности.

Только от активности педагога, нацеленности на поиск, овладении и внедрении в практику образовательных инноваций зависит, как быстро будут происходить изменения в его педагогической деятельности.

Готовность педагога меняться самому и менять ситуацию – главное условие эффективного внедрения активных методов обучения в образовательный процесс.

Публикации по теме:

Интерактивная технология «Калейдоскоп подсказок» Уважаемые родители! Представляем Вашему вниманию интерактивную технологию «Калейдоскоп подсказок», которую в течение трех лет разрабатывала.

Кейс-технология - интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала.

Консультация для родителей «Технология самомассажа» В своей практической работе по коррекции речи детей мы часто используем элементы самомассажа с помощью специального мячика. Он так и называется.

Пальчиковая гимнастика как здоровьесберегающая технология Есть такое мнение педагогов по раннему развитию, что весь интеллект малыша сосредоточен на кончиках пальчиков. И это правда, ведь развитые.

Педагогическая технология создания портфолио дошкольника ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Педагогическая технология портфолио дошкольника» Технология портфолио дошкольника: Портфолио - копилка личных достижений ребенка.

Технология «Песенка» Цель: Развитие певческих умений детей старшего дошкольного возраста. Задачи технологии: -Развитие положительной динамики в певческих умениях;.

Единица хранения данных на гибких и жёстких дисках компьютеров;

  • Кластер - группа компьютеров, объединённых высокоскоростными каналами связи и представляющая с точки зрения пользователя единый аппаратный ресурс;
    • также - группа серверов, объединённых логически, способных обрабатывать идентичные запросы и использующихся как единый ресурс;
  • Кластер - объект, обеспечивающий физически объединённое хранение данных из различных таблиц для ускорения выполнения сложных запросов, используемый в Oracle Database .
    • Кластер - класс родственных элементов статистической совокупности.
    • Звёздный кластер (звёздное скопление) - группа звёзд, связанных друг с другом силами гравитации;
    • Галактический кластер - суперструктура, состоящая из нескольких галактик.

    Другое:

    • Кластер (градостроительство) - территориальное образование внутри мегаполиса, представляющее собой относительно автономную единицу и обеспечивающее своим жителям полный набор городских функций (жилую, административно-деловую, торгово-развлекательную, рекреационную);
    • Кластер (химия) - сложное объединение нескольких атомов или молекул;
    • Кластер (ядерная физика) - коррелированная группа элементарных частиц;
    • Кластер (лингвистика) - группа близких языков или диалектов ;
      • Кластер (сочетание звуков) - группа звуков, использующихся вместе для имитации звука, который отсутствует в языке. На письме обычно выражается диграфами , триграфами , etc.
    • Кластер (экономика) - сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний;
    • Кластер (музыка) - многозвучие, дающее или сплошное заполнение акустического пространства, или образование шума. На фортепиано кластеры получаются с помощью нажатия кулаком, ладонью или локтем на клавиатуру. См. также Кластерный аккорд ;
    • Кластер генов у эукариот ;
    • Кластер кучево-дождевых облаков ;
    • Светодиодный кластер - устройство или часть устройства определённого размера с несколькими работающими совместно светодиодами и представляющее собой единый управляемый светодиодный излучатель.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Кластер" в других словарях:

      В вычислительной технике группа компьютеров, объединенных высокоскоростными каналами связи и представляющая с точки зрения пользователя одну многопроцессорную вычислительную машину. По английски: Cluster См. также: Мультипроцессорная обработка… … Финансовый словарь

      Объединение в систему однородных единиц. При этом данная система может считаться самостоятельным элементом обладающим определенными свойствами. Понятие кластер входит во многие области науки химию, физику, социологию, астрономию и т.д. В… … Словарь бизнес-терминов

      I (англ. cluster гроздь, скопление), скопление однотипных объектов (например, звёздное скопление, атомный кластер). На основе атомных и молекулярных кластеров созданы так называемые кластерные материалы (полупроводники, сверхпроводники,… … Энциклопедический словарь

      - (англ, cluster, букв. пучок) система из большого числа слабо связанных атомов или молекул. К. занимают промежуточное положение между ван дер ваальсовыми молекулами, содержащими неск. атомов или молекул, и мелкодисперсными частицами (аэрозолями).… … Физическая энциклопедия

      - [англ. cluster кисть; рой] 1) лингв. последовательность, цепочка языковых элементов, которыми могут быть звуки (вокальный к.) или части речи (глагольный к.); 2) лингв. группа диалектов или языков, имеющих ряд общих черт как результат взаимного… … Словарь иностранных слов русского языка

      Сущ., кол во синонимов: 3 нанокластер (1) сиботаксис (1) туркластер (1) … Словарь синонимов

      Англ. cluster; нем. Cluster. Класс родственных элементов статист, совокупности. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

      кластер - Группа компьютеров, объединённых высокоскоростными каналами связи и представляющая с точки зрения пользователя единый аппаратный ресурс. [Википедия] Тематики автоматизированные системы EN cluster … Справочник технического переводчика

      кластер - cluster Cluster, Klaster – 1) Багатоядерні комплексні сполуки, в основі яких лежить об’ємний скелет (чарунка, комірка) з атомів металів, зв’язаних між собою. Найчастіше чарунка має форму правильного поліедра й оточена лігандами, якими можуть бути … Гірничий енциклопедичний словник

      кластер - Группа однородных природных объектов, растущих или собранных вместе (например, группа деревьев), которая может быть показана на карте с помощью символов или точек … Словарь по географии

    Книги

    • Кластер Верда. Первое правило крови , Калугин Алексей Александрович. Далекое будущее… Некогда единое мировое сообщество распалось на Кластеры, немыслимо высокие башни которых поднялись на месте старых городов. Каждый Кластер превратился в замок феодала,…

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

    средняя общеобразовательная школа № 45им. Д. И. Блынского г. Орла

    Создание кластера

    на уроках русского языка

    Учитель начальных классов:

    Коряковцева Елена Ивановна

    Орёл, 2016г.

    Создание кластера на уроках русского языка


    1. Прием кластера как способ графической организации материала

    Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер - один из его методов (приемов).

    Кластер (от англ. cluster - «скопление», «пучок», «созвездие») - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать по поводу какой- либо темы.

    Кластер предполагает:

      выделение смысловых единиц текста

      графическое оформление их в виде схемы.

    Кластер является отражением нелинейной формы мышления, позволяет показать смысловые поля того или иного понятия. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

    Прием кластеров универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи

    Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

    Основные принципы составления кластера

    Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

    Правила оформления кластера на уроке

    В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

    Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

    Применение метода кластер

    Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

    Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении. Достоинства и результаты применения приема

    Применение кластера имеет следующие достоинства:

      он позволяет охватить большой объем информации;

      вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

      дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

    В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

      умение ставить вопросы;

      выделять главное;

      устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

      переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

      сравнивать и анализировать;

      проводить аналогии.

    Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

    2. Виды кластеров на уроках русского языка

    На уроках русского языка прием составления кластера допустимо использовать на разных этапах: при целеполагании, повторении пройденного материала, объяснении нового (особенно при самостоятельной работе с учебником), закреплении изученного материала, систематизации, обобщении.

    Существуют различные виды кластеров:

      планета и её спутники

      блок-схемы

      бумажный кластер

      кластер с нумерацией слов для составления рассказа

      кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов

      групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа

      обратный кластер

      грамматический кластер

    На этапе закрепления и систематизации изученного материала самой востребованной и продуктивной моделью кластера является «Планета и ее спутники» . Ею удобно воспользоваться также на этапе целеполагания, повторения изученного материала.

    Последовательность действий при создании кластера проста и логична:

    1) посередине чистого листа (классной доски) фиксируется ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы;

    2) вокруг записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, понятия, подходящие для данной темы;

    3) по мере записи появившиеся слова соединяются разного рода символами (прямыми линиями, векторами, арифметическими знаками) с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

    При коллективном составлении кластера можно воспользоваться приемом «Корзина идей», предложив учащимся назвать факты, сведения самим, не повторяя ранее сказанного.

    Систематизировать и представить материал по теме «Звуки речи» можно следующим образом:

    Блок-схема

    Алгоритм выполнения какого-то вида работы (к примеру, планы лингвистических разборов) можно представить в виде блок-схемы, изображающей шаги (этапы, действия) в виде блоков различной формы, соединенных между собой стрелками. Существует множество вариантов блок-схем.

    Анализ имени существительного

      Определить часть речи:

      вопрос

      что обозначает

      как изменяется

      Нач. ф. – (И. п., ед.ч.)

      Постоянные признаки:

      собственное/нарицательное

      одушевлённое/неодушевлённое

      род

      склонение

      Определи форму слова:

      число

      падеж

      Член предложения

    В работе над кластерами учащемуся предоставляется абсолютная творческая свобода: он имеет возможность записывать все, что приходит на ум, дать волю воображению и интуиции. Важно продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут, постараться построить как можно больше связей, не следовать по заранее определенному плану.

    Данный методический прием позволяет учащимся увидеть собранную информацию в укрупненном виде. Структурирование высказанных идей выявляет противоречия, непроясненные моменты, которые и определяют направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации.

    При групповой работе обмен первичной информацией помогает сравнить собственное видение проблемы с другими взглядами и позициями, переосмыслить полученные сведения и прийти к наиболее верному решению задачи.

    Данный прием можно считать эффективным для работы не только в слабых, но и в сильных классах, так как учащиеся при чтении учебной литературы, как правило, просто воспроизводят факты, но не запоминают важные аспекты темы. Кластер позволяет структурировать полученные знания на отдельные блоки, что невозможно при поверхностном, невдумчивом освоении материала. Особенно удачно применение этого метода в старших классах при возрастании количества изучаемых текстов. Кластер позволяет наиболее эффективно структурировать большой объем информации, облегчить её восприятие и запоминание.

    Таким образом, кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

    Бумажный кластер

    Может служить средством развития навыков не только письменной речи, но и чтения. В таком случае ученики получают карточки с отдельными словами, предложениями или даже небольшим текстом на заданную тему. Читают их, располагают их, при необходимости приклеивают на лист в определенном порядке вокруг ключевого слова. Затем кластеры проверяются, обсуждаются и оцениваются – на усмотрение учителя. Подготовка бумажного кластера не обязательно должна стать задачей учителя. Эта работа может стать отличным домашним заданием для учащихся. Пусть ученики одного класса приготовят дома лист с написанным ключевым словом и соответствующие ему карточки для учеников другого класса и наоборот. В первом случае можно проверить и оценить домашнюю работу, во втором – правильность составления на уроке бумажных кластеров другими учащимися. Оба класса основательно проработают тему урока.

    Часть речи

    Обозначает

    Вопросы

    Изменяется

    Роль в предложении


    Кластер с нумерацией слов.

    Подобный кластер целесообразно использовать в том случае, когда необходимо определить последовательность событий при составлении рассказа или устном изложении темы. Этот метод хорошо подходит для работы с учениками начальных классов, и теми, кто изучает иностранный язык, поскольку именно для них наибольшую трудность представляет определение очередности предложений в тексте: с чего начать изложение событий, как его развивать и каким образом закончить. Кластер с нумерацией слов составляется коллективно следующим образом: в центре доски записывается тема (ключевое слово), затем ученики называют все слова и словосочетания, которые приходят им на ум в связи с данной темой. Когда вся предлагаемая учениками лексика написана на доске, класс приступает к обсуждению последовательности событий в данном рассказе. Учитель помогает наводящими вопросами и вместе с учащимися проставляет номера очередности возле записанных на доске слов: рядом со словами, которые надо использовать в первом предложении, ставится номер 1, во втором – номер 2 и т. д.

    Рекомендация: чтобы ученикам было легче ориентироваться в кластере и не пропускать слова при составлении рассказа, можно писать цифры цветными мелками: все цифры 1 – одним цветом, цифры 2- другим и т. д.

    Арт-кластер (кластер с картинками)

    Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с учениками начальной школы и при начальном изучении иностранного языка. Принцип построения тот же. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему (записывается ключевое слово), вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты. Готовые картинки могут содержать только один предмет (вещь, живое существо, какой-либо цвет и т. д.) или целый сюжет (явления природы, занятия людей и т. д.)

    Предметный Арт-кластер

    Например, тема «Написание письма». В середине листа наклеивается конверт. Ученики должны выбрать из предложенных им картинок части и наклеить их вокруг главной темы. Затем ученики по кластеру рассказывают, как оформить (подписать) конверт.


    Сюжетный Арт-кластер

    Используется на уроках развития речи. Например, составить рассказ по серии картинок.

    Групповой кластер

    Групповой кластер подразумевает распределение фрагментов одной темы по группам и составление коллективного рассказа. Сочиняется рассказ, например на тему «Имя существительное». Одна группа составляет кластер «Одушевлённые - неодушевлённые», вторая – «Склонение», третья – «Род», четвертая – «Число», пятая – «Падеж», шестая – «Собственное - нарицательное». Готовые кластеры на больших листах приклеиваются вокруг главной темы. Каждая группа рассказывает часть рассказа по своему кластеру (или по чужому кластеру другую часть – на усмотрение учителя), остальные помогают, дополняют.

    Обратный кластер

    Данный вид кластера используется на стадии вызова для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, их активизации и определения темы занятия или на других стадиях для лексической работы и как способ выделения основной мысли, сути содержания, идеи (на стадии рефлексии -как обобщение, резюме, подведения итогов). Составляется следующим образом: записываются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения. Например, на стадии вызова учитель показывает учащимся следующий кластер и просит назвать тему урока:


    Ученики должны сами определить, что темой урока будет «Имя числительное».

    На других стадиях ученики могут сами составлять обратные кластеры для своих одноклассников или для учеников других классов – по ходу чтения текста или по памяти. Это поможет им повторить и закрепить тему, активизировать лексику, а дальнейшее использование ученических кластеров поможет учителю проверить знание содержания темы учащимися и их словарный запас.

    3. Обучение школьников приему составления кластеров на уроках русского языка

    Работу по обучению приему кластера можно «разбить» на несколько этапов:

    1) коллективное составление кластера вместе с учителем;

    2) коллективное составление кластера учащимися;

    3) составление кластера в группе;

    4) создание кластера в паре;

    5) индивидуальная работа школьника на уроке.

    Для первого знакомство конструктивнее использовать именно этап проверки домашнего задания или повторения изученного материала, так как школьник хорошо знаком с информацией, сложность заключается только в ее организации.

    Учитель знакомит школьников с алгоритмом составления кластера, предварительно познакомив их с терминологией, а также пояснив, где может пригодиться им полученный навык. Он вместе с учениками составляет кластер, создает проблемную ситуацию: ребенок должен отрефлексировать деятельность, высказать свое предположение о том, помогает ли данная форма работы процессу усвоения материала, его лучшему запоминанию, систематизации. Таким образом, ребенок будет замотивирован освоить данный прием.

    На втором уроке учащиеся самостоятельно коллективно составляют кластер на этапе закрепления и систематизации пройденного материала. Школьники предлагают свои варианты организации информации и ее содержание устно (прием «Корзина идей»), делают записи, в процессе работы уточняют фактический материал, подмечают недостатки друг друга, стараются найти самый оптимальный вариант. Ребятам нравится возможность творчески проявить себя, в обсуждении участвуют все. По окончании работы учитель просит объяснить ему полученную модель, что ученики и делают с энтузиазмом.

    На третьем занятии учитель на этапе объяснения нового материала предлагает учащимся самостоятельно поработать с учебником: внимательно прочитать правило, выделить в нем то, что он уже знал, то, что стало новым и то, что ему показалось сложным (прием «Инсерт»). Учащиеся имеют возможность задать вопросы, на которые получают ответы от одноклассников или, в случае затруднения, от учителя. Затем педагог предлагает ребятам поработать в паре и составить кластер к изучаемому правилу. Школьники советуются, уточняют материал, исправляют ошибки, корректируют недочеты как на уровне теоретического усвоения материала, так и при попытке его систематизации и графической организации. Через 5 минут ученики предлагают свои варианты кластеров (по желанию), зарисовывают их на доске, комментируют, делают выводы.

    На уроке повторения изученного учащимся в индивидуальном порядке предлагается на альтернативной основе составить кластер на тему «Однокоренные слова и формы одного слова» или выполнить упражнение из учебник. Поработать над составлением кластера пожелала половина ребят, что я как педагог посчитала хорошим началом на пути дальнейшего совершенствования в этом виде работы: дети не боятся деятельности данного рода, готовы попробовать составить кластер даже индивидуально, а значит, уверены в наличии у них определенных знаний и навыков. По прошествии 5 минут учащиеся сдают свои работы. Подведение итогов проводится в два этапа: вначале просматриваются варианты кластера, которые получились у ребят, выбираются наиболее удачные, затем ребята защищают свои работы у доски. Класс оценивает их, комментирует, исправляет недочеты. Дети работают с интересом. К этому времени они уже достаточно хорошо освоили алгоритм составления кластера, научились работать с текстовой информацией и оформлять ее графически. Далее необходимо прокомментировать, почему не все кластеры были допущены к защите: разъясняются, прорабатываются типичные ошибки.

    Таким образом, полагаю, очень грамотно обучать умению составлять кластер на уроке русского языка именно поэтапно, на протяжении нескольких учебных занятий. Это целесообразно как с точки зрения методической, так и психолого-педагогической.

    В таком случае школьник, который недостаточно хорошо на начальном этапе освоения приема разбирается в алгоритме действий, чувствует поддержку учителя, класса, одноклассника. Установка на неуспех априори отсутствует. Он не боится высказывать свою точку зрения, даже если сомневается в её абсолютной правильности, экспериментировать, творчески переосмысливать факты, которыми владеет. К пятому занятию учащийся уже полностью осваивает методику составления кластера (так как на предыдущих уроках систематически устранялись недочеты, вносились поправки) и не испытывает страх перед самостоятельным, индивидуальным выполнением задания.

    Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

    Заключение

    Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

    Знаете ли вы что такое кластер в экономике? Современная структура хозяйства богата монополиями, не имеющими конкурентов. Но речь в данной статье пойдет о понятии, которое, с одной стороны, является полной противоположностью монополии, а с другой, о похожем проявлении капитализма.

    Кластеры в сфере хозяйства

    Кластер в экономике – это группа предприятий, сконцентрированных на определенной территории, члены которой работают в одной либо смежных отраслях. Такие предприятия обеспечивают соблюдение принципа кооперации, т.к. производимый продукт одного участника кластера является одновременно сырьем для другого.

    Но кластер – это не организация, а просто группа, в которую экономисты объединяют предприятия одного региона, т.е. все предприятия, входящие в данную группу, являются абсолютно независимыми и конкурируют с остальными участниками кластера.

    По сути, специализированный на конкретной отрасли хозяйства район представляет собой кластер. Впрочем, никаких территориальных ограничений у данного понятия нет, ведь, к примеру, Европейский Союз, является крупным международным кластером.

    Конкурентоспособность кластеров

    Но как такие объединения влияют на экономику? По убеждению большинства экономистов и политиков – положительно, ведь кластерная форма объединения ассоциируется с высокими показателями конкуренции и кооперации, и, соответственно, эффективности экономики. Конкурентоспособность кластеров достаточно велика, ведь предприятие, входящее в кластер, является звеном кооперативной цепи и, одновременно, конкурирует с такими же организациями в регионе.

    Таким образом, выгоду имеет как предприниматель, который пользуется территориальной близостью сырьевой базы и относительно невысокими ценами на необходимые для производства материалы, так и государственная экономика, на которую плодотворно влияет конкуренция.

    Многочисленные примеры, как из прошлого, так и из настоящего (Кремниевая долина в США, Таможенный союз и пр.) доказывают эффективность и высокие показатели конкурентоспособности кластеров. Но какая же выгода от географической близости предприятий?

    Преимущества кластеров в производственной сфере

    Выгода кооперации

    Первое преимущество кластеров, о котором хотелось бы упомянуть, это близость кооперативных сотрудников, причем, как производителей необходимой продукции, так и потребителей выпускаемого товара предприятия.

    Транспортировка некоторых видов продукции достаточно затруднительна по причине больших размеров и массы (станки, тяжелые металлические механизмы, автомобили), хрупкости предметов (стекло, лекарственные препараты) или невозможности передвижения объекта в принципе (недвижимое имущество).

    Близость предприятий, производящих вышеперечисленные группы товара, к потребителю способствует минимизации затрат на транспортировку, избегания контакта со скупщиками, и, как результат, снижению себестоимости товара и увеличению прибыли. Таким образом, кластеры в экономике открывают выгоду кооперации и преимущество кластеров в производственной сфере.

    Польза кластеров для рынка труда

    Второй положительный момент для участников кластера – это присутствие на рынке труда высококвалифицированных кадров, ведь в специализированных районах постоянно присутствуют учебные заведения, которые готовят нужных предприятиям рабочих. Конечно, дешевый рабочий труд кластер не обеспечивает, однако в нем присутствуют квалифицированные специалисты.

    Польза кластеров в распространении неявного знания

    Также существует теория о так называемом неявном знании. Это понятие предполагает определенные сведения, умения либо опыт, которым обладает конкретный специалист, и в научных изданиях примеров использования данного знания нет.

    Причем, эти сведения не получают распространения не потому, что их обладатель не хочет делиться своим опытом в целях индивидуальности, а по причине применимости данных умений к конкретному региону, климатическим условиям и пр. Если же несколько идентичных предприятий находятся рядом, то неявные знания передаются от сотрудника к сотруднику, что выгодно предпринимателям.

    Эти три основные положительные особенности и определяют преимущества кластера в экономике, однако, у данного понятия есть и минусы, о которых нельзя не упомянуть.

    Отрицательное влияние кластеров на экономику

    Первое отрицательное влияние кластера на экономику заключается как раз в самой сути кластера, в смежном расположении предприятий одной отрасли. По мнению многих экономистов, специализированные районы вредны для экономики, т.к. предприниматели, работающие в них, предпочитают продавать товар близкому потребителю, что делает инфраструктуру планеты неоднородно развитой.

    А, к примеру, концентрация промышленных предприятий в одном регионе оказывает губительное влияние на экологию.

    И наконец-то я пришел к вопросу о монополиях, о которых упоминал в начале статьи. Существует мнение, что кластеры образовываются путем вытеснения с рынка мелких конкурентов крупными. Происходит это приблизительно следующим образом: на рынке появляется одно конкурентоспособное предприятие и заставляет менее конкурентоспособные организации либо повысить свои способности борьбы с экономическими соперниками, либо уйти с рынка.

    В результате в данном регионе остается несколько «сильных» предприятий, которые вытеснили более «слабых». Этот способ конкурентной борьбы сильно напоминает монополию, и демонстрирует отрицательное влияние кластеров на экономику в целом.

    Надеюсь, теперь вы имеете представление о том, что такое кластеры? Преимущества кластера и его участников достаточно велики, что позволяет им существенно повысить прибыль. Однако выгоды такой кооперации и влияния такой группы организаций на экономику достаточно спорны. Потому данный вопрос остается открытым и обсуждаемым в экономической сфере.