Научно-технический задел. Имеющийся у коллектива научный задел по проекту Требования к научно техническому заделу

Для повышения эффективности организации и выполнения научно-исследовательских работ НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» развивает инновационную систему управления развитием технологий в авиастроении. Ее главной особенностью является нацеленность на формирование опережающего научно-технического задела, который позволит минимизировать риски снижения технико-экономических и тактико-технических характеристик, а также сократить сроки освоения серийного производства новой техники.

В перспективе решение о проектировании и производстве конкретного образца должно приниматься только при наличии технологий, отработанных и подтвержденных на демонстраторах и прототипах.

Инновационная система предусматривает внедрение новых механизмов управления созданием технологий авиастроения в прикладной науке как на стратегическом, так и на тактическом уровне.

Стратегические планы развития технологий задают систему целей в количественном выражении – для этого сформирована система индикаторов развития технологий в авиастроении на кратко- (2020 г.), средне- (2025 г.) и долгосрочный (2030 г.) периоды.

Генеральными целями развития науки и технологий в гражданском авиастроении являются:

  • достижение приемлемого уровня эффективности обеспечения безопасности полетов;
  • повышение экономической и физической доступности, а также качества услуг, оказываемых с применением авиационной техники российского производства;
  • снижение вредного воздействия авиации на окружающую среду.

Аналогичная система целей и показателей их достижения сформирована и в сфере развития авиационной техники военного назначения.

При долгосрочном планировании развития технологий необходимо определить, какими характеристиками должна обладать авиационная техника будущего, чтобы достигнуть указанных целей. Для этого будет использоваться инструментарий системного моделирования, при помощи которого указанные индикаторы достижения генеральных целей будут декомпозироваться до более низких уровней – перечней требований к классам воздушных судов, называемым платформами . Например, системные модели в области гражданской авиации будут учитывать поведение субъектов рынка авиаперевозок: авиакомпаний, пассажиров, органов государственного управления, и на основе такого анализа формировать требования к интегральным характеристикам перспективного парка воздушных судов.

Целевых значений характеристик перспективной техники можно достигнуть различными способами, в зависимости от выбранных приоритетных направлений поиска, существующих идей и технических концепций, для которых должна быть проведена оценка влияния на заданные характеристики авиационной техники.

Например, снижение расхода топлива может быть достигнуто путем:

  • снижения удельного расхода топлива силовой установкой (т.е. совершенствования непосредственно двигателя)
  • повышения аэродинамического качества планера (с помощью таких решений как новые аэродинамические компоновки, естественная или гибридная ламинаризация, законцовки крыла и т.п.)
  • повышения весового совершенства летательного аппарата (за счет применения композитных материалов, совершенствования конструктивно-силовых схем).

Конкретные сочетания значений этих параметров, которые обеспечат достижение целевого значения расхода топлива, в данном случае можно определить аналитически с помощью т.н. формулы Бреге. Для других направлений развития технологий количественная оценка их влияния на достижение целей может осуществляться с помощью статистических моделей или экспертным образом.

Для обеспечения создания научно-технического задела к заданному сроку, определяемому требованиями рынка, вводится шкала уровней готовности технологий, которая уже широко используется в мировой практике.

Уровень готовности технологии – это формализованная оценка степени ее зрелости для практического использования при разработке и производстве, от идеи до прототипа целостной системы, испытанной в условиях, близких к реальным.

Принятая в зарубежной авиационной науке и промышленности шкала предусматривает 9 уровней готовности технологий, из которых первые шесть охватывают период создания научно-технического задела, а последующие три относятся к созданию конкретных образцов авиационной техники.

Достижение уровней готовности технологий должно подтверждаться на сертифицированной экспериментальной базе, объединенной в рамках центров коллективного пользования.

На уровнях готовности технологий 1-3 развитие науки и технологий в авиастроении реализуется в рамках проблемно-ориентированных проектов по приоритетным научно-технологическим направлениям.

По мере повышения уровня готовности технологий к промышленному применению происходит их системная интеграция (4-6 уровни готовности) в рамках комплексных научно-технологических проектов , в результате которых формируется совокупность отработанных технологий, позволяющих создавать новые изделия с заданным уровнем характеристик.

В рамках комплексных научно-технологических проектов учитывается взаимное влияние технологических инноваций в различных компонентах сложных систем. При этом снижается до приемлемого уровня риск негативного взаимовлияния новых технологий. В итоге формируется интегрированный научно-технический задел, который будет использоваться как для создания гражданской и военной авиационной техники, так и в интересах других отраслей экономики.

Юрий Николаевич, НПО «Сатурн» ежегодно увеличивает объемы производства, и перед конструкторским подразделением так же, как перед другими службами предприятия, стоит задача обеспечения эффективного производства серийной продукции. Одновременно мы говорим о том, что нельзя забывать о создании мощного научно-технического задела, о «подготовке к будущему». Чем вызвана такая необходимость? И что это такое НТЗ?

НПО «Сатурн» поставило перед собой задачу: быть эффективным предприятием не только в краткосрочной перспективе, но и в последующие 30-50 лет и более. НПО «Сатурн» работает в наукоемкой области, и для того чтобы оставаться конкурентоспособным предприятием, нам необходимо готовиться к будущему сегодня, иначе рынок будет занят другими поставщиками. Вот почему создание научно-технического задела (НТЗ) - это то, над чем мы должны работать постоянно, работать эффективно, несмотря на все увеличивающийся объем товарной продукции.

Что такое ОКБ? Это люди, которые отвечают за «жизнь» конструкции газотурбинных двигателей, от идеи до ее реализации на этапе НТЗ, отвечают за выполнение опытно-конструкторских работ, изготовление первого серийного двигателя, поддержку серийной продукции в производстве и в эксплуатации. ОКБ - это перспектива предприятия.

Что такое научно-технический задел? Это инновационные решения, конструктивные схемы, технологии, которые должны быть разработаны и экспериментально проверены до начала ОКР.

До начала ОКР по SaM146 на нашем предприятии был сформирован НТЗ в области численного моделирования самых сложных физических процессов: аэродинамики, теплового состояния, прочности, а также внедрена технология сквозного проектирования/изготовления на базе 3D CAD/CAM систем. Был пройден сложный путь, в котором участвовало не только ОКБ, а также практически все службы предприятия: главного инженера, директора по информационным технологиям, директора производства и др. Например, создание научно-технического задела только по численным методам газовой динамики потребовало более 15 лет. Сначала была идея. Недостаточно уметь экспериментально проверять то, что мы получили, нужно численно предсказать еще на этапе проектирования: а что же мы получим? Мы стали заниматься численными методами газовой динамики: от простых, одномерных, до самых сложных, трехмерных с учетом нестационарности газодинамических процессов. Сначала мы просто научились считать. Потом мы научились считать так, чтобы то, что мы считаем, соответствовало тому, что мы потом экспериментально получаем. После этого из методологической задачи - научиться делать - необходимо было научиться делать это быстро, так чтобы вписаться в процесс проектирования. Нам требовалось более трех месяцев, когда впервые стали считать, это было в конце 90-х годов, для того чтобы смоделировать течение газа в межлопаточном канале турбины. И это значило: мы умеем считать. Но было недостаточным, чтобы проектировать. Те расчеты, которые ранее делались месяцами, сегодня выполняются до тысячи в день. Такому результату предшествовал целый комплекс работ, от совершенствования расчетных методик и вычислительных средств до формирования специалистов, которые по-другому мыслят, которые понимают, что риски, которые не проверены на этапе проектирования, сторицей проявятся при доводке двигателя. Это только маленький пример технического задела, результатами которого мы пользуемся уже сегодня.

В начале 2000-х годов мы сформировали перечень НТЗ, который дал нам возможность создать SaM146, реализовать другие проекты. Многое из того перечня реализовано, в части проектирования, в части промышленных технологий изготовления. В 2007 году мы по-новому осмыслили создание НТЗ, стали управлять созданием НТЗ как отдельным проектом.

Сегодня мы - «Сатурн» - умеем не только проектировать, но и изготавливать сложнейшие элементы газотурбинного двигателя. Например, моноколесо диаметром около одного метра, со сложным пространственным профилированием лопаток и обводов проточной части.

Мы активно работаем над внедрением технологий прототипирования, когда детали могут быть выращены в специальной установке по математической модели. Технологии прототипирования позволяют выращивать сразу детали из металла, по свойствам сравнимые с деталями, получаемыми методом литья. У нас есть современные технологии, позволяющие нам организовать и успешно выполнять перспективные программы «Сатурна». В 2012 году мы качественно обновили программу НТЗ в интересах будущего НПО «Сатурн». Мы проводим научно-технический совет предприятия, утвердили основные проекты программы по созданию НТЗ. Среди основных проектов нужно отметить работы по разработке и применению в конструкции перспективных двигателей деталей из композиционных материалов.

Подчеркиваю, важно не просто занять свою нишу в той номенклатуре продуктов, которые продаются сегодня на рынке, важно создать задел для их развития. Мы работаем на глобальном рынке с очень серьезными игроками, такими как «Сафран», «Дженерал Электрик», «Роллс-Ройс» и др. Для того чтобы соответствовать и даже опережать лидеров газотурбостроения, нам необходимо управлять концепцией формирования научно-технического задела.

Насколько изменилась идеология существования конструкторского бюро НПО «Сатурн» в условиях вхождения компании в ОДК, ГК «Ростехнологии»?

Повторюсь, мы живем не изолированно. Есть требования рынка, такие как обеспечение за счет авиации большей мобильности, при этом мы должны оказывать все меньше воздействий на окружающую среду, рынок ждет новых видов энергии. Это глобальные стратегические задачи. Эти задачи диктует рынок, ставит Министерство промышленности и торговли перед ГК «Ростехнологии», ОПК «Оборонпром», Объединенной двигателестроительной корпорацией. И в связи с тем, что НПО «Сатурн» входит в состав ОДК, а наше КБ является базовым КБ ОДК, эти задачи напрямую стоят перед нашим КБ.

Сегодня совместно с ОДК мы работаем над созданием 22 критических технологий, которые до 2020-2025 годов должны не только исключить отставание ОДК от западных компаний, но и обеспечить превосходство на рынке. Это не только создание новых технологий, это формирование системы создания НТЗ.

Мы работаем с институтами отрасли, такими как ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, работаем с вузовской наукой, работаем над исключением «утечки мозгов» из России на Запад. Мы уже сегодня привлекаем специалистов, которые уехали работать за границу, для того, чтобы они начали снова работать на нашу промышленность. И эти функции - в том числе и нашего КБ как базового КБ Объединенной двигателестроительной корпорации.

Мы участвуем в формировании программ ОДК, часто оппонируем, отстаивая позицию «Сатурна». Например, в части того, что недостаточно за счет двигателя SaM146 занять нишу рынка. Может показаться, что цель достигнута, свою нишу на рынке мы заняли. Но наша задача быть первыми в своем сегменте. Для этого необходимо, с одной стороны, вести работу по совершенствованию его характеристик, а с другой - по снижению его стоимости в производстве. Мы должны быть привлекательны для заказчика, и значит, совершенствовать и поддержку заказчика в эксплуатации. Это серьезный комплекс задач, и одна из немаловажных составляющих этого комплекса: заказчик должен знать, что наш двигатель будет совершенствоваться. С каждым годом он будет лучше, надежнее, с необходимым для заказчика ресурсом и отвечающим потребностям расширения диапазонов его работы. Например, одобрение двигателя для условий эксплуатации в условиях мексиканского высокогорья. Или другой пример, возможное предложение для ГСС, для SSJ NG на 115-130 человек. За счет чего это может быть достигнуто - увеличение тяги SaM146. И мы обязаны иметь свое решение в интересах заказчика, как это можно обеспечить. С точки зрения техники КБ должно всегда иметь ответ на потенциальный вопрос заказчика. Над этим мы работаем и будем работать постоянно.

Приложение 1

Имеющийся у коллектива научный задел по проекту
У авторов проекта накоплен опыт проведения подобного вида исследований. Министерством образования и науки Республики Хакасия поддержан грант по организации прикладных научных исследований: социологические исследования по изучению профессиональных намерений, трудовой мотивации обучающихся общеобразовательных школ, студентов, выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, расположенных на территории Республики Хакасия» - протокол заседания конкурсного совета от 17.02.2011.

Руководителем данного проекта совместно с исполнителями разработаны программы групповой работы, включающие инновационные методы работы. С 2003г. ведется постоянная консультативная работа (индивидуальное, семейное консультирование) с представителями данной целевой аудитории.

Все участники проекта имеют наработки по данной проблеме в рамках диссертационных исследований. А.В. Мантикова исследовала ценностно-потребностную сферу личности делинквентной молодежи – правонарушителей, учащихся профессиональных училищ. Также, в 2011-2012гг. она принимала участие в исследовании маркеров экстремизма в молодежной среде на выборке 1000 человек, готовит публикацию по данной проблематике.
^ Список основных публикаций

участников коллектива, наиболее близко относящихся к предлагаемому проекту
Научная статья: Гребешкова О.Ю. Возможности прогнозирования поведения человека в политических исследованиях с помощью метода семантического дифференциала, Молодёжь: Жизнь в политике и политика в жизни: Материалы V Международной научной конференции, Изд-во: Знаменитые универсанты, СПб., 2004. С. 60 – 64 – Русский.

Научная статья: Мантикова А.В. По материалам круглого стола «Суицид в молодёжной среде республики Хакасия», посвящённого всемирному дню борьбы с суицидом. Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: Материалы 4-й научно-практической конференции с международным участием, Абакан, 2011- Русский.

Научная статья: Мантикова А.В. Исследование юношеских страхов у девушек, являющихся студентками ХГУ и рекомендации по нивелированию юношеских страхов и оптимизации взаимодействия со сверстниками у девушек. Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: Материалы третьей международной научно-практической конференции / науч. ред. Т.А. Фотекова, «Диалог Сибирь-Абакан», Абакан, 2008. С. 61 - 65- Русский.

Тезисы доклада/выступления Комарова Н.М., Психологические аспекты адаптации людей к условиям рыночной экономики. Материалы международной научно-практической конференции. Абакан: Изд. ХГУ им. Катанова, 2000 – Русский.

Научная статья: Комарова Н.М. Формирование интересов, склонностей и способностей к управленческим профессиям у старшеклассников в условиях общеобразовательной школы. Прикладная психология. ПВ-97. М: Изд. «Магистр», 1997. С. 72-79 – Русский.

Научная статья: Гребешкова О.Ю. Противоречия в структуре личности и политическая активность молодежи. Вестник Томского государственного университета: Бюллетень оперативной научной информации. Социально-психологические проблемы сохранения здоровья нации в развивающейся России. 2006. С. 113, 128 - Русский.

Научная статья: Комарова Н.М. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении. Вестник ХГУ им.Н.Ф.Катанова – Абакан, 1997. Серия 2: Психология. Педагогика/Отв.ред. С.В.Фатеев. Вып.2, 1997 – Русский.

Научная статья: Мантикова А.В. Теоретические основы формирования ценностно-потребностной сферы личности. Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: Материалы 4-й научно-практической конференции с международным участием, Абакан, 2011- Русский.

Научная статья: Комарова Н.М. К вопросу об использовании профессионального потенциала в условиях рыночной экономики. Вестник Хакасского технического института-филиала КГТУ. 2003, №14., 2003- Русский.

Научная статья: Мантикова А.В. Мотивация обучения в вузе как фактор развития личности, Психология XXI века Актуальные проблемы и тенденции развития: Материалы международной научно-практической конференции конференции 17-18 декабря 2007г. Часть II. / Пензенский филиал НОУ «МНЭПУ», «МГОУ», «ПГПУ» им. В.Г. Белинского; отв. Ред. И.П. Шахова, Изд-во МНЭПУ, Пенза, 2007. С. 108 - 109- Русский.

Комарова Н.М. Условия формирования интересов, склонностей и способностей у старшеклассников к управленческим профессиям. Материалы республиканской научно-практической конференции/ под ред. Н.А.Агафонова – Красноярск: Изд.КГПУ, 1997 – Русский.

Методическая разработка: Мантикова А.В. , Колмакова Н.В. , Психологическая готовность «во всеоружии»: выход молодой мамы на работу. Методология работы, техники и диагностический инструментарий работников службы занятости, "РОСА", Абакан, 2010. С. 63 – 68 - Русский.

Научная статья: Мантикова А.В. , Колмакова Н.В. Выпускники вузов как потенциальные субъекты рынка труда, "Наука и общество: взгляд молодых исследователей": материалы 5-й научной конференции школьников и студентов с международным участием 1-2 декабря 2011 г., ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», Абакан, 2011. С. 14 - 15- Русский.

Научная статья: Гребешкова О.Ю. Исследование политической активности молодежи Хакасии. Реальный и виртуальный мир нового тысячелетия: Тезисы докладов IV международной научной конференции. – СПб., 2002. С. 43-45 - Русский.

В результате выполнения научного исследования в рамках проекта НУГ в 2012-2013 г.г. были разработаны общетеоретические основы кодификации и унификации в МЧП, позволившие решить следующие задачи:

установить научные подходы к определению объекта, способов и значения кодификации и унификации МЧП; проследить историю развития данных процессов в области МЧП; определить особенности международной и национальной унификации МЧП; проанализировать взаимосвязь и взаимовлияние современного кодификационного и унификационного процессов в МЧП. В результате проведенного исследования были убедительно доказаны следующие утверждения:

1. В процессе кодификации МЧП в XXI веке можно выделить следующие особые типы кодификации:

  • «пошаговая» кодификация – тип кодификации, в ходе которой единичное правотворчество, т.е. формулирование изолированных норм МЧП и частичная кодификация его отдельных институтов завершаются принятием нового сводного акта системного характера (Румыния);
  • консолидирующая кодификация– тип кодификации, осуществляемой путем объединения ряда нормативно-правовых актов, посвященных отдельным институтам и вопросам МЧП, в форму единого согласованного акта с внесением определенных новелл в исходный правовой материал (как правило, это второй этап «пошаговой» кодификации) (Польша, Чехия);
  • бланкетная кодификация– тип кодификации, в основе которого лежит приоритет международного унифицированному акта, регулирующего определенные трансграничные частноправовые отношения, посредством прямой к нему отсылки. Специфическим приемом бланкетной кодификации является сохранение статьи (раздела) закона, зарезервированной для будущей нормы – отсылки к определенному международному договору в случае его ратификации (Нидерланды).

В связи с тем, что в XXI веке уже накоплен и унифицирован значительный опыт правотворческой практики в МЧП, наиболее эффективными следует признать консолидирующую и бланкетную кодификацию, что и объясняет возрастающую в наше время популярность последней.

2. Присущей современному процессу кодификации МЧП чертой является использование (в качестве основного метода с точки зрения законодательной техники) международных унифицированных актов. В XXI веке национальный акт кодификации МЧП является системным изложением внутригосударственных и имплементированных в национальное право международных унифицированных норм.

3. В XXI веке национальные кодификации могут предусматривать применение еще не вступившего в силу международного договора (например, из-за отсутствия необходимого числа ратификаций) при условии, что данный договор уже ратифицирован соответствующим государством (ст. 145 (2) Книги 10 ГК Нидерландов). Таким образом, одной из возможных функций бланкетной кодификации МЧП является обеспечение опережающего унифицирующего эффекта международно-правового акта во внутреннем правопорядке. В результате использования отсылки унифицированные нормы приобретают юридическую силу в системе национального права раньше, чем в системе международного права.

4. В настоящее время принцип комплексности является одним из специфических принципов кодификации МЧП. Данный принцип означает, что процесс кодификации должен согласовывать все вопросы правового регулирования определенных общественных отношений. В наибольшей степени этому требованию отвечает автономная комплексная кодификация, направленная на разрешение коллизии законов и юрисдикций в максимально широкой сфере трансграничных частноправовых отношений. Эффективность принципа комплексности напрямую зависит от согласованности международно-правовых и национально-правовых подходов к использованию понятийного аппарата и специфических механизмов правового регулирования в МЧП (автономии воли сторон, принципу наиболее тесной связи, защитным оговоркам и обратной отсылке).

5. Наряду с прогрессивным развитием внутреннего законодательства одной из основных закономерностей современного общественного развития является углубляющаяся интернационализация права, которая означает сближение правовых систем, углубление их взаимодействия, взаимного влияния. Интернационализация права проявляется, прежде всего, в процессе унификации правовых норм. Унификация права – это создание одинаковых, единообразных норм во внутреннем праве разных государств, единственным способом создания которых является сотрудничество государств. Следовательно, унификация права означает сотрудничество государств, направленное на создание унифицированных правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств. Наиболее ярким примером международной унификации МЧП в региональном аспекте выступает европейское частное право, важнейшей составляющей которого является коллизионное право.

Список основных относящихся к выбранному направлению исследований публикаций руководителя и исполнителей НУГ за три последних календарных года до даты объявления конкурса за 2012, 2013 и 2014 годы

1. Ерпылева Н.Ю., Гетьман-Павлова И.В. Кодификация международного частного права в Республике Грузия // Международное право и международные организации. 2012. № 2. C. 44-75.

2. Ерпылева Н.Ю., Гетьман-Павлова И.В. Кодификация международного гражданского процесса в республике Грузия // Государство и право. 2012. № 10. С. 54-65.

3. Гетьман-Павлова И.В. Применение иностранных публично-правовых норм в международном частном праве // Международное публичное и частное право. 2013. № 4. C. 8-12.

4. Касаткина А.С. Cовременные кодификации МЧП в странах Юго-Восточной Азии (Китайская Народная Республика и Япония) // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 2. С. 144-164.

5. Касаткина А.С. Унификация коллизионных правил Европейского Союза в области наследования: новые подходы // Вопросы правоведения. 2013. № 3. С. 385-406.

6. Прошко П.В. Кодификации международного частного права в Нидерландах // Законодательство и экономика. 2013. № 5. С. 49-54.